Социально-психологическая адаптация личности
«Социально-психологическая адаптация — это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения теми или иными социально-психологическими функциями... При этом под статусом "социальной личности" понимается положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус» (Крысько, 2001, с. 11, 526).
Социальная адаптация является одной из наиболее важных функций социальной психики (объекта социальной психологии). «Социальная психика способна приводить индивидуальное сознание в соответствие с принципами и нормами, господствующими в социальной группе. По существу — это особое обучение. Известно, что всякая культура вырабатывает формы и правила коммуникации, соответствующие конкретным условиям взаимодействия между людьми и призванные обеспечить наиболее эффективное достижение социальных..-*! индивидуальных целей. Социальная психика облегчает взаимное приспособление людей и создает условия для адаптации личности к определенным образцам поведения» (Руден-ский, 1998, с. 23).
В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности, т. е. степень приспособленности ее к жизни в социуме. Адаптированность может быть: внутренней, проявляющейся в форме перестройки функциональных структур и систем личности при определенных изменениях среды (в этом случае и внешние формы поведения, и деятельность человека видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями — происходит полная, генерализованная адаптация личности); внешней (поведенческой, приспособитель-ской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность (в результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности); смешанной, при которой личность частично изменяется и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я» и самостоятельность.
96
Раздел II. Социальная психология личности
Социализация личности 97
Противоположная адаптированности характеристика — дезадаптированность личности бывает нескольких типов: устойчивая ситуативная дезадаптированность, характеризующаяся отсутствием у личности механизмов приспособления, когда есть желание, но нет умения адаптироваться; временная дезадаптированность, при которой имеет место нарушение баланса между личностью и средой, порождающее адаптивную активность личности; общая устойчивая дезадаптированность, представляющая собой состояние постоянного напряжения, неудовлетворенности, активизирующее бессознательные патологические защитные механизмы психики.
Таким образом, социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики выступают при этом как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении, как свидетельствуют исследования, принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений, особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, осознанно их использует в соответствии с ситуацией, это повышает адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. Если же защитные механизмы человеком используются неосознанно, они играют деструктивную роль в развитии психики, так как избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и свое место в мире.
Представители разных психологических направлений и школ выделяли различные защитные механизмы. Сам термин «защитные механизмы»,был введен психоаналитиками, под этим понятием они подразумевали совокупность, бессознательных приемов, с помощью которых психика защищает себя от травм и разрушения. Так, Фрейд описал следующие защитные механизмы: вытеснение, отрицание, рационализацию, инверсию или противодействие, проекцию, замещение, изоляцию, регрессию. Представитель гештальтпсихологии Перлз выделил слияние, ретрофлексию, интроекцию, проекцию (зеркальную, дополнительную и проекцию катарсиса). Один из лидеров гуманистической психологии К. Р. Роджерс предложил рассматривать такие защитные механизмы, как искажение восприятия и отрицание (Столяренко, 1999).
Помимо психологической защиты, к функциям социально-психологической адаптации можно отнести: «достижение оптимального равновесия в динамичной системе "личность — социальная среда"; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности; регулирование общения и взаимоотношений; формирование эмоционально-комфортных позиций личности; самопознание и самокоррекцию; повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; повышение стабильности и сплоченности социальной среды; сохранение психического здоровья» (Крысько, 2001, с. 12). Соответственно «главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной -в своем роде индивидуальности, а на нивелировку "Я"» (там'-же, с. 628).
В связи с этим отечественные психологи описывают два типа социально-психологической адаптации: прогрессивную и регрессивную. В ходе прогрессивной адаптации достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и общества — с другой. Регрессивная адаптация формальная, не отвечает ни интересам общества, ни развитию социальной группы, ни самой личности. Часто регрессивную адаптацию обозначают как конформную, основанную на внешнем, формальном принятии человеком групповых норм и ценностей. В этом случае личность лишает себя возможности проявить свои творческие способности и не может полностью самореализоваться. Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, в. то время как использование конформистской стратегии формирует у человека склонность к систематическим ошибкам поведения, нарушению норм. Когда член общества не может оправдать предъявляемые ему ожидания, это приводит к созданию новых проблемных ситуаций, для выхода из которых необходимы все те же адаптивные способности.
По механизму осуществления социально-психологическая адаптация бывает добровольной (по желанию человека) или принудительной (причиняющей ущерб, деформирующей личность).
4 - 8765 Соснин
98 Раздел II. Социальная психология личности
Наряду с термином «адаптация» в социальной психологии используется термин «переадаптация» — «процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную» (Крысько, 2001, с. 13). «Переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера в целом перестраиваются (либо нуждаются в перестройке) на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации либо изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в | реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности. Так, например, переход человека из граж-данских, мирных условий его жизнедеятельности к военным! обычно сопровождается не только адаптацией, но и переадаптацией его психики. При возвращении к мирной жизни у таких военнослужащих происходит их реадаптация и нередко с серьезными психологическими последствиями. Если переадаптация по каким-то причинам невозможна, то происходит дезадаптация личности» (там же, с. 14).
Итак, можно сделать вывод, что социально-психологическая адаптация является процессом, который происходит при изменении условий социальной среды и связан с коррекцией, достройкой, деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики либо личности в целом.
Особое значение в социализации личности играет историческое развитие общества, государства, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития человеческого общества 1 предъявляет и определенные требования к личности. В стабильные' периоды общественного развития более социально адаптированными к окружающей действительности оказались люди с преобладанием ориентации на групповые ценности, в то время как в переломные, кризисные моменты истории активизировались разные типы личности: с одной стороны, "те, у кого одновременно преобладают и общечеловеческие и индивидуально-личностные притязания; а с другой — люди, спасающиеся от общественных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы, присущие стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование последнего из- указанных типов личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, возрастной, профессиональной, территориальной и т. п.) социальной группы.
V
99 |
Социализация личности
Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. «Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, то есть стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.» (Крысько, 2001, с. 482). «Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронических больных, инвалидах. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре» (там же, с. 525).
В качестве двух основных структурных компонентов социализации отечественные психологи выделяют ее содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту) и широту, т. е. количество сфер, в которых личность смогла в достаточной мере адаптироваться, выйти на уровень субъекта характерных для них общественных отношений.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических, правовых, экономических, культурных, религиозных и т. д.), с другой — отношением индивида ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она действует: материальных условий, ее принадлежности к конкретным социальным группам, социального статуса и характера взаимодействия с другими людьми.
Главный смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, развитии ее индивидуальности как социального существа. Насколько социально зрелой и гармоничной является личность, оценивается широта ее социализации. Однако такая социальная самореализация человека возможна только в условиях настоящей демократии. В тоталитарном же государстве, по мнению Э. Фромма, дело обстоит иначе. Здесь часто наблюдаются такие способы социализации, как мазохизм, садизм,
100 Раздел II. Социальная психология личности
Социализация личности 101
деструкция и конформизм. Мазохизм — это стремление к подчинению, отказ от своего «Я», как бы слияние его с другим человеком или социальной группой, т. е. это своеобразное бегство от свободы, вызванное страхом одиночества и ответственности. Под садизмом в данном случае понимается постановка других людей в зависимое положение, приобретение над ними неограниченной власти; эксплуатация и запугивание окружающих. Деструкция как спосбб социализации заключается в избавлении человека от ощущения собственного бессилия посредством насильственного разрушения окружающего мира, в частности конкретных социальных институтов. Конформизм в его крайнем выражении означает отказ индивида от собственного «Я» и его превращение в человека толпы («извне ориентированная личность»), автоматически следующего за большинством, мыслящего и действующего «как все». Таким людям свойственно: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам; отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, преобладание потребительской ориентации, социальная пассивность.
По мнению многих отечественных психологов, важнейшей закономерностью процесса социального развития личности является наличие в нем двух противоположных тенденций — типизации и индивидуализации. Тенденции эти по-разному проявляются на тех или иных стадиях социального развития личности, в отношении тех или иных форм развития и у различных индивидов. Многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств и т. п. служат примерами первой тенденции. Примерами другой являются накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Только сочетание обеих тенденций приводит к формированию активной жизненной позиции личности.
Любой процесс развития человека, в том числе и социального, — это процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей (Социальная психология личности, 1979).
Контрольные вопросы
1. Что понимается под социализацией личности в социальной психологии?
2. Какую сторону социализации принято называть психологической стороной, а какую — социально-психологической?
3. Перечислите основные факторы, влияющие на протекание процесса социализации.
4. Перечислите основные общественные институты социализации (в том числе формальные и неформальные).
5. Назовите основные проблемы социализации, которые больше всего интересуют социальных психологов.
6. Какие возрастные периоды выделяются в процессе социализации отечественными социальными психологами?
7. На какие стадии разделен процесс формирования личности Э. Эрик-соном?
8. В чем состоит суть социально-психологической адаптации личности?
9. Какую роль играет социально-психологическая адаптация в социальной жизни, деятельности, общении человека?
10. В чем проявляется дезадаптированность личности?
11. Назовите основные защитные механизмы личности, выделенные психологами.
12. Что понимается под термином «регрессивная социально-психологическая адаптация»?
13. Какие виды социализации описаны Э. Фроммом?
14. В чем заключается, по мнению отечественных психологов, важнейшая закономерность социального развития личности?
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
4. Берне Р. Я-концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
6. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. М.: Просвещение, 1970.
7. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
8. Крысько В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.: АСТ, 2001.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат,
1975.
102 Раздел П. Социальная психология личности
10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1 98'6.
12. Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е. В. Шорохова, О. И. Зотова. М.: Наука, 1982.
13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
14.; Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
15. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
16. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.
17. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Ан-цыферова. М.: Наука, 1981.
18. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. Общ. ред. А. М. Фонаре-ва. М.: Прогресс, 1987.
19. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002.
21. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
N
Раздел III
ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Глава 3.1. Психология общения: основные понятия, исследовательские подходы, структура, функции
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения сразу становится понятен, если дать одно из определений межличностного общения: это специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, направленное на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общение является важной составной частью социального бытия человека как общественного существа, человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении — одна из базовых потребностей общественного индивида. Объективная необходимость общения как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться независимо от других людей.
За последние 20—25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
104
Раздел III. Психология межличностного взаимодействия
Психология общения: основные понятия, ...
105
3.1.1. Категория общения в психологической науке
Общение так же, как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории (Ломов, 1999). При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Генетической основой общения является материальная деятельность. Возникнув на ее основе, общение превращается в самостоятельный социальный фактор, особую социальную форму активности индивида, предметом которой являются отношения с другими людьми.
Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Андреева, 2000). Исходя из этого принципа общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, представляющая собой специфические формы совместной деятельности людей, т. е. общение рассматривается как форма совместной деятельности. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается как условие общения (А.Н.Леонтьев, 1985). Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности (А. А. Леонтьев, 1975).
Выделение общения как специфической формы социальной активности, в отличие от деятельности как таковой, связано с тем, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности сторонники деятельностного подхода в основу ее определений и категориально-понятийного аппарата кладут отношения «субъект — объект(ы)», охватывающие лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки собственно категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека — отношений «субъект — субъект(ы)»,
Такой подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности как лишь субъект-объектного общения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разрабатываемого Б. Ф. Ломовым (1999) и его
сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат не только (и не столько) преобразованный предмет (материальный или идеальный), а бтношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект — субъекты)».
Основой общения являются материальные, групповые, социаль^ но-ролевые отношения. Межличностное общение — это проявление, способ существования общественных отношений, их «персонификация» и «личностная форма» (Буева, 1978). Общение может быть включено в деятельность (труд, учение, игра) либо определять-, ся самой потребностью в общении как таковой; может быть непосредственным, т. е. осуществляться «лицом к лицу», либо опосредованным различными системами коммуникации; вербальным либо невербалытым; социально либо личностно ориентированным и т. д. Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика, паралингвистика, физическая дистанция и т. д.).
В целом теоретическая и экспериментальная разработка принципа общения в отечественной социальной психологии представлена в ряде коллективных работ, цитированных выше, а также в работах «Психологические исследования общения» (1985), «Познание и общение» (1988). В монографии А. В. Брушлинского, В.А.Поликарпова (1990) наряду с этим дано критическое осмысление данного методологического принципа, а также перечислены наиболее известные циклы исследований, в которых проанализирована вся многоаспектная проблематика общения в отечественной психологической науке.
Заканчивая краткое обсуждение категории общения, можно привести мнение В. В. Знакова: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, ,и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено обшей цели — решению конкретной задачи» (Знаков, 1994).
106 Раздел III. Психология межличностного взаимодействия
Психология общения: основные понятия, ..
107