Общая характеристика познавательных процессов 2 страница
Восприятие является сложным процессом, предполагающим выделение из множества признаков основных, ведущих с одновременным отвлечением от несущественных и сопоставлением воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете ( Б.Г.Ананьев, 1996). Это процесс включает выдвижение гипотез, принятие решений. Если гипотеза о предмете совпадает с поступающей информацией, происходит его узнавание. Если - нет, поиск продолжается до тех пор, пока человек не придет к верному решению. При восприятии знакомых предметов процесс узнавания осуществляется симультанно (мгновенно), при восприятии незнакомых предметов – сукцессивно (развернуто).
Восприятие – это активный процесс, благодаря которому человек не просто отражает предметы и пассивно регистрирует их характеристики. Анализируя и сентизируя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познает их свойства, относит к определенным категориям.
Одним из важнейших свойств перцептивного образа является его предметность. Предметность восприятия проявляется в реальности отражаемых объектов, объективированности образа (человек отражает предмет как существующий вне его), означенности ( образы восприятия фиксируются в системе значений), константности (относительном постоянстве образа предмета при изменяющихся условиях восприятия), полимодальности (множественности качественных характеристик образа).
Перцептивный образ имеет два плана: чувственный и предметный, что обусловлено двуплановостью стимулов. Принято различать дистальный и проксимальный стимулы. Дистальным стимулом выступает целостный физический объект. Его субъективное отражение является проксимальным стимулом (Рис. 1.).
Восприятие классифицируется по нескольким основаниям: по ведущему анализатору выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.
Наиболее сложными видами восприятия являются восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства рассматривалось в психологии с двух позиций, которые нашли отражение в концепциях опосредованного и непосредственного восприятия пространства.
Первая является традиционной и представлена в работах В.Вундта, И.Мюллера, Г.Гельмгольца и др. Предполагалось существование абсолютного визуального пространства. Считалось, что человеком отражаются геометрические свойства пространства: протяженность, удаленность, форма, величина объектов. Геометризация приводила к утрате объемного пространства. Необходимыми были дополнительные источники информации: зрительные и незрительные (например, моторные или осязательные), требующие последующей обработки. Определенная роль отводилась практике и прошлому опыту.
Сторонники данного подхода полагали, что восприятие пространства имеет чувственную основу в виде ощущений. Наряду с такими важными параметрами как качество, интенсивность и длительность, протяженность ощущений рассматривается как исходный материал для возникновения сложных пространственных представлений.
Дистальный стимул | Предметное содержание |
Проксимальный стимул | Чувственная ткань |
Рис. 1 Двойственность восприятия (по А.Д. Логвиненко)
Вторая точка зрения на восприятие пространства связана с исследованиями Дж.Гибсона, который полагал, что восприятие пространства без восприятия непрерывной фоновой поверхности не существует: «Мир состоит из основной поверхности, а не из тел в пустом пространстве» (Дж. Гибсон, 1988). Он его называл «экологическим миром» или «миром на экологическом уровне». Информация, необходимая для восприятия, заключена в световом потоке. Восприятие детерминировано инвариантами светового потока. Гибсон верил, что в световом потоке потенциально содержится в виде инвариантов полная информация о любом из предметов, находящимся в зрительном поле, т.е. информация, заключенная в «свете», выступает стимулом для восприятия.
Отмеченные подходы к восприятию пространства, скорее, дополняют, чем исключают друг друга, поскольку позволяют посмотреть на данную проблему с точки зрения психофизики и современной экологической оптики.
Восприятие времени является процессом отражения человеком продолжительности или длительности событий. Существует два подхода в объяснении восприятия времени. Первый подход связывает восприятие времени с биологическими процессами (Х.Хогланд), второй - с когнитивными (Р.Орнштейн). В качестве биологического механизма восприятия времени рассматриваются биологические ритмы, с помощью которых организм «сравнивает» продолжительность действия различных стимулов и событий: биение пульса, сердцебиение, дыхание, метаболизм и др. Согласно гипотезе Хогланда, мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекающих в организме обменных процессов, которые в свою очередь влияют на восприятие времени. С его точки зрения, повышение температуры тела приводит к тому, что биологические часы «начинают спешить». Испытуемые с повышенной температурой тела воспринимают определенные промежутки времени как более длительные. Понижение температуры тела приводит к «замедлению работы» биологических часов. Результатом является недооценка промежутков времени ( Х.Т.Шиффман, 2003 ).
Некоторые лекарственные препараты влияют на восприятие времени. Те лекарства, которые ускоряют обменные процессы в организме, приводят к переоценке времени (кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле). Препараты, замедляющие метаболические процессы, оказывают противоположное действие. Есть данные о влиянии на восприятие времени кофе, алкоголя, наркотиков. Так, кофе способствует переоценке времени, алкоголь – его недооценке. Марихуана может приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.
С точки зрения когнитивного подхода восприятие времени объясняется процессом переработки информации. Р.Орнштейн считал, что восприятие времени зависит от того, что сохранили в памяти. Продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени. Восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа событий, либо их усложнение. Чем больше объем сохраненной информации, тем более продолжительным воспринимается промежуток времени.
Кроме того, установлено, что неприятная информация запоминается хуже, чем нейтральная и воспринимается как более быстротечная. По прошествии времени кажется, что приятное или интересное событие длилось дольше, чем это было на самом деле.
Восприятие движения обеспечивается специальными мозговыми клетками, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определенное направление и скорость движения. Кроме того, движение объектов воспринимается лучше в случае его относительности, т.е. когда он перемещается на структурированном фоне по сравнению с движением на темном или на однородном фоне. При отсутствии этого фона вероятность ошибок восприятия движения возрастает. Восприятие движения регулируется обратной связью, т.е. сигналами о движении глаз и головы.
Одной из интересных в психологии восприятия является проблема адекватности – неадекватности отражения реальности. Искаженное восприятие предметов окружающего мира называют иллюзиями. Иллюзия переводится буквально переводится как «обман», «обманчивое представление». Их различают по модальности: зрительные, осязательные, температурные и др. Наиболее изученными являются иллюзорные эффекты зрительного восприятия двухмерных контурных изображений – оптико-геометрические иллюзии, а также иллюзии контраста.
Примерами могут служить иллюзии Мюллера-Лайера и М.Понцо. Одинаковые отрезки воспринимаются как разные в зависимости от направленности вовнутрь или вовне ограничивающих их стрелок.
Рис. 2. Иллюзия Мюллера-Лайера
Горизонтальные линии равны между собой. Та линия, которая ближе к точке пересечения, кажется длиннее (Рис. 2).
Рис. 3. Иллюзия Понцо
Примером контрастной иллюзии может служить восприятие серой полоски на светлом фоне как более темной, чем на черном.
Рис.4. Иллюзия Вундта
Влияние контраста, приводящее к искаженному восприятию формы, иллюстрируют иллюзии Вундта (рис. 4) и Эббингауза (рис. 5). Так, параллельные прямые линии на рис. 3 кажутся изогнутыми в середине. Центральный круг на рис. 5 «А», благодаря окружающим его маленьким кружкам, кажется больше, чем есть на самом деле. А идентичный ему по величине центральный круг 5 «Б», окруженный большими по величине кругами, кажется меньше, чем в реальности.
Рис. 5 Иллюзия Эббингауза
Известны иллюзии восприятия величин. Из двух предметов равного веса, но разных размеров, меньший кажется тяжелее (иллюзия Шерпантье), металлический шар воспринимается более тяжелым, чем пластмассовый того же веса (иллюзия Делоффа).
2.3. Теория восприятия *
Впервые восприятие стало изучаться в 19 веке. С этого времени четко прослеживаются два основных подхода – структурный и функциональный, каждый из которых объединяет группу проблем и психологические школы, их решающие.
Структурный подход рассматривал строение и составные части восприятия как отдельного феномена психической реальности. В рамках этого подхода изучались структура и
1. данный параграф написан при участии ст. преподавателя С.А.Бышляго
свойства психического образа, соотношение образа и объекта,
структура отражающей системы. Он воплотился в механистическом и организмическом направлениях. Механистическое направление представлено ассоционизмом, психологией сознания и бихевиоризмом. Организмическое направление было реализовано в гештальтпсихологии.
Яркими представителями механистического направления в структурализме являются Э.Титченер и В.Вундт. Они считали, что воспринимаемые человеком предметы при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений. Ощущения – элементы, «кирпичики восприятия». Чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и изучить эти элементы. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений.
Психология сознания опиралась на методологию естественных наук того времени. Объектом лабораторных исследований выступали сами психологи, которые владели техникой аналитической интроспекции и могли избежать такого экспериментального артефакта, как «ошибка стимула», то есть описание предмета восприятия в его терминах с привлечением ассоциативно связанных с объектом образов памяти как результата прошлых перцепций. Это нашло отражение в законе структурализма, согласно которому образы восприятия представляют сумму элементарных ощущений, возникающих при изолированном предъявлении единичного стимула и связанные между собой посредством механизма ассоциаций. Последние выполняют роль связующего компонента, своеобразного «раствора», скрепляющего в единый ансамбль изолированные, дискретные, «чистые ощущения». Кроме того, в психический образ встраиваются субъективные элементы сознания – эмоции, добавляя субъективный компонент отражаемого объекта физической реальности.
В бихевиоризме психические процессы как проявление скрытого от внешнего наблюдателя, а потому и ненаучного подхода к изучению психики, слабо изучались. В рамках необихевиоризма они рассматривались как промежуточные переменные. Ярким представителем этого подхода является Э.Брунсвик. В качестве элементов восприятия он рассматривал сенсомоторные отношения или акты поведения, пары «стимул-реакция». Э.Брунсвик предполагал, что, если известно большинство таких отношений в перцептивном поведении, то можно предсказать итоговое ориентировочное поведение индивида. Совокупность актов поведения приводит к формированию «перцептивные карты» - целостного психического образа с фиксацией алгоритма действий индивида с объектами физической реальности.
Организмический подход представлен гештальтпсихологами М.Вертгеймером, В.Келлером, К.Коффкой и др. С их точки зрения воспринимаемое нельзя свести к чувственной основе. Содержанием восприятия является целостный образ, имеющий определенные формы – гештальты. Разложение восприятия на элементарные составляющие без утраты его смысла невозможно. Если известная мелодия прозвучит в новой оранжировке, то она все равно останется узнаваемой, поскольку воспринимаются не отдельные ноты, а связь между ними. Восприятие - не простая алгебраическая сумма ощущений, а более структурированная и содержательная сущность. Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, и целостный образ как его конечный продукт.
Основными понятиями гештальтпсихологии являются фигура и фон, форма, структура, конфигурация.
Фигура – это часть перцептивного поля, выступающая из фона, имеющая определенную форму, структурированная.
Фон – часть перцептивного поля, служащая задним планом для фигуры, неструктурированная.
Форма – образование, придающее определенные очертания фигуре, контуру.
Структура – образование, имеющее определенное строение.
Конфигурация – структура, включающая элементы, каждый из которых может восприниматься как фигура или фон.
Гештальтистами были сформулированы законы организации восприятия. Основными их них являются следующие: закон фигуры и фона, прегнантности, транспозиции.
Закон фигуры и фона трактуется следующим образом: благодаря фону фигура кажется более значительной и лучше запоминается.
Согласно закону прегнантности («хорошей формы»), чем форма проще и стабильнее, тем меньше информации требуется для ее распознавания. Форма будет настолько хорошей, насколько позволяют условия.
Закон транспозиции или узнавания структуры состоит в том, что целое остается неизменным, хотя его элементы могут меняться.
Кроме того, гештальтисты ввели гипотетическую конструкцию «зрительное поле». В.Келлер считал, что перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Зрительное поле формируется благодаря распределению токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это связывающие силы которые имеют векторную природу.
Существуют определенные законы зрительного поля:
- чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними;
- чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы;
- чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы;
- чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.
В рамках функционального подхода рассматривались такие проблемы, как активный характер восприятия, генетическое становление данного процесса, процессуальная сторона формирования образа, психофизиологическая основа восприятия. Родоначальником данного подхода является У.Джемс, который считал сознание динамической, изменяющейся сущностью, имеющей не застывшую, статичную структуру, а представляющую собой поток, перманентно изменяющуюся субстанцию. «Поток сознания» имеет два фазовых состояния, различающихся по скорости изменения впечатлений – медленные и быстрые. Фокус (ясные впечатления сознания) и периферия ( нечеткие размытые впечатления) сменяют друг друга, исходя из значимости объектов внешнего мира для актуального состояния индивида. Меняется не объект восприятия, а наше впечатление о нем.
Функциональный подход реализовался также в концепциях Г.Гельмгольца, Дж.Гибсона и когнитивной психологии. По мнению Г.Гельмгольца, человек не просто пассивно поддается потоку впечатлений, а активно наблюдает, то есть настраивает свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью. Восприятие рассматривается как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида. Его гипотеза состоит в том, что каждому рецептору соответствует одно ощущение. Основываясь на взаимодействии таких факторов, как прошлый опыт и непосредственные чувственные данные, Гельмгольц выделяет три вида образов: первичный образ (образуется физиологическими механизмами), образ в представлении (знание человека об окружающем мире, формирующееся на базе реминисценций) и перцептивный образ (синтез первичного образа и образа в представлении).
В когнитивной психологии восприятие преимущественно изучалось Дж. Брунером и У.Найссером. Дж.Брунер трактовал восприятие как процесс категоризации. Категория – это набор правил, по которым можно объединять явления действительности. Категоризация основана на использовании отличительных признаков объектов. Восприятие обусловлено «готовностью категорий», то есть наличием обобщенных схем, которые способствуют правильному отнесению объектов к определенным категориям. Готовность минимизирует ошибки в восприятии. (Дж.Брунер, 1977).
В теории У.Найссера восприятие рассматривается как непрерывный цикличный процесс, который определяется когнитивной схемой. Схема – это часть перцептивного цикла, которая модифицируется опытом человека и специфична в отношении воспринимаемых объектов. Когнитивные схемы рассматриваются У.Найссером как предвосхищающие, поскольку обеспечивают готовность к восприятию. Таким образом, в когнитивной психологии восприятие рассматривается как процесс непрерывного обследования и сбора информации.
В рамках функционального подхода к изучению восприятия особое место занимает экологическая оптика Дж.Гибсона. Она предполагает обусловленность зрительного восприятия той средой обитания, в которой существует индивид. Стимул трактуется как код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Она не существует физически, а является характеристикой светового потока. По Гибсону, субъект сначала видит опорную поверхность и пространство, затем – все более и более мелкие компоненты среды. Человек воспринимает структуру окружающего мира благодаря тому, что воспринимает свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру. Структурированный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающей среды света. Основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблюдения.
Инвариантная структура светового потока - это ее константа, содержащая информацию об объективных событиях, которая используется в процессе восприятия для возникновения чувственных образов. Процесс восприятия по Гибсону представляет собой извлечение информации из инвариантов светового потока.
Целостное представление о восприятии разработано в рамках деятельностного подхода. Предметом изучения выступает перцептивная деятельность, реализуемая психофизиологическим ансамблем скоординированных функциональных систем. Соотношение объекта и образа зависит от трех групп факторов, учет которых необходим в процессе экспериментального изучения восприятия: физических свойств объектов, психологических особенностей субъекта и объективных условий восприятия.
Плодотворной для понимания процесса и механизмов формирования психического образа является гипотеза А.Н.Леотьева об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Это составляет сущность семантической парадигмы психологии восприятия, согласно которой связующей силой и организующей основой образа является значение как совокупность объективного знания, набора фактических характеристик объектов реальности. Значение подвергается индивидуальной коррекции, основанной на потребностно – мотивационной и эмоциональной сферах личности, преобразуясь в личностный смысл. (А.Н.Леонтьев., 1977). Последний определяет сугубо индивидуальную, персонифицированную модель действительности, воспринимаемой человеком.
Многообразие подходов к изучению восприятия отразилось в четырех основных парадигмах.
Физическая парадигма или тождества непосредственной давности отражает отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами. Образ восприятия является точной копией физических объектов (Э.Титченер, И.Мюллер).
Психофизическая парадигма представлена классической психофизикой (Г.Т.Фехнер, С.Стивенс). Объектом изучения выступает психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом в процессе восприятия, что нашло отражение в психофизических законах.
Экологическая парадигма связана с экологической оптикой Дж.Гибсона, в которой объектом исследования выступает связь между дистальными и проксимальными стимулами. Дистальный стимул позволяет отражать мир как существующий независимо от субъекта (видимый мир), проксимальный стимул дает так называемое «картинное» видение мира (видимое поле).
Семантическая парадигма основывается на концепции деятельности. Возникновение перцептивного образа опосредовано активностью человека. Поэтому связь между предметным содержанием и чувственной тканью динамична. Двуплановость перцептивного образа характеризуется двумя видами стимулов: дистальным и проксимальным.
Тест для самоконтроля
1.Слияние ощущений различной модальности называется:
а) сенсибилизацией
б) синестезией
в) адаптацией
2. Восприятие это психический процесс непосредственного отражения предметов вцелом, в совокупности их свойств и сторон?
а) Да
б) Нет
3. С точки зрения какого психолога перцептивный образ образуется в следствие взаимодействия чувственных ощущений и прошлого опыта:
а) Вундта
б) Титченера
в) Джемса
г) Гельмгольца
4. Хеморецепторы несут информацию об изменениях:
а) во внешнем мире
б) внутри организма
в) положения тела в пространстве
5. Ощущение, связанное с температурным режимом организма относится к группе:
а экстероцептивных
б) интероцептивных
в) проприоцептивных
6. Согласно какому закону гештальтпсихологии целостность образа не меняется при изменении его элементов:
а) транспозиции
б) фигуры и фона
в) близости
г) прегнантности
7. Под дистальным стимулом понимается целостный физический объект, отдаленный от субъекта:
а) Да
б) Нет
8. В русле какой парадигмы изучается восприятие в отечественной психологии:
а) физической
б) психофизической
в) семантической
г) экологической
9. Сточки зрения какого психолога, переменная потока энергии, называемая инвариантом рассматривается как стимул восприятия:
а) Гельмгольца
б) Гибсона
в) Келера
г) Титченера
д) Вертгеймера
10. Контактные и дистантные ощущения в ходят в группу:
а) интероцептивных
б) проприоцептивных
в) экстероцептивных
11. Кто является автором гипотезы об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта:
а) Дж.Гибсон
б) А.Н.Леонтьев
в) Б.Ф.Ломов
г) Гельмгольц
д) Логвиненко
12. Кто является автором непрерывной циклической модели восприятия:
а) Келлер
б) Найссер
в) Титченер
г) Шиффман
13. Отношение равенства между дистальным и проксимальным стимулами отражается:
а) психофизической парадигме
б) физической парадигме
в) экологической парадигме
г) семантической парадигме
14. «Схема тела» связана с ощущениями:
а) интерорецептивными
б) экстерорецептивными
в) проприорецептивными
15. В каком из направлений восприятие понимается как процесс непрерывного обследования и сбора информации:
а) гештальтпсихологии
б) когнитивной психологии
в) бихевиоризме
д) психологии деятельности.
Рекомендуемая литература
Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976.
Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1978.
Зинченко В.П. Образ и действие. – М., 1997.
Когнитивная психология. /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М., 2002.
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1885.
Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1976.
Рок И. Введение в зрительное восприятие: в 2 т. – М., 1980.
Шеррингтон Ч.С. Интегральная деятельность нервной системы. – Л.,1969.
3. Память
3.1. Общая характеристика и закономерности памяти
Память – это психический познавательный процесс, направленный на организацию и сохранение прошлого опыта человека с целью создания новых программ для реализации их в деятельности. Основываясь на этих программах человек, адекватно реагирует на внешний мир и адаптируется к изменяющимся условиям. Феномен памяти включает в себя процесс прохождения информации от ее восприятия через отбор, механизмы хранения и воспроизведения до возвращения во внешний мир в форме поведения и различных стратегий деятельности.
Как сложный психический процесс память выполняет функции фиксации воспринимаемой информации, удержания ее в латентном (скрытом) состоянии, актуализации и забывания. Названные функции реализуются через такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – это процесс фиксации воспринимаемой информации. Важным его условием является понимание информации и ее осмысление. Последнее определяет эффективность сохранения информации в памяти.
Под сохранением понимается процесс реконструирования материала и долговременного его удержания.
Воспроизведение - это процесс, направленный на актуализацию запечатленной информации в памяти.
Забывание связанно с уменьшением возможности воспроизвести информацию. Благодаря забыванию сознание освобождается от перегрузок прошлого опыта для переработки нового материала. По мнению психологов, забывание оставляет «ключ» к информации, отправляемой на временное хранение. Для того, чтобы забыть информацию, ее нужно правильно закрепить, используя различные способы (группировку, структурирование, мнемотехнику).
Процессы памяти взаимосвязаны и оторванность их друг от друга дезорганизует ее работу. Почему иногда трудно воспроизвести информацию? Потому что фундамент воспроизведения закладывается при ее запоминании. Если он не прочен, то воспроизведение информации, как правило, затруднено.
Об уникальности памяти свидетельствуют некоторые феномены: «на кончике языка», «все или ничего», «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого».
Феномен «на кончике языка» состоит в том, что человек помнит значение слова, но не может вспомнить само слово, оно как бы «вертится» на языке. Феномен «все или ничего» проявляется в том, что человек помнит само слово, но не может вспомнить его значение. Феномены «уже виденного», «уже слышанного» и «пережитого» связаны с явлением парамнезии (обманов памяти). Они объясняются смешением или сходством эпизодов настоящего времени с событиями прошлого. Возникает «иллюзия во времени», человек как бы узнает вновь забытые им реальные события прошлого.
С памятью связано также явление конфобуляции или ложного припоминания, которое проявляется в невероятных фантастических воспоминаниях человека. Иллюстрацией могут служить фантастические воспоминания Хлестакова - героя пьесы Гоголя «Ревизор», «… С Пушкиным на дружеской ноге … ».
Индивидуальные особенности памяти связаны с ее феноменальными проявлениями. Хорошо развита зрительная память у ткачей, которые различают множество оттенков черного и серого цветов, обонятельная - у парфюмеров, двигательная - у спортсменов и танцоров, вкусовая – у дегустаторов.
Феноменальной или исключительной памятью обладали Наполеон, Суворов, академик Иоффе, шахматист Алехин, мнемонист Шерешевский. По оценкам биографов, Наполеон и Суворов знали в лицо всех своих солдат и помнили их по именам. Алехин проводил сеансы одновременной игры с десятками партнеров, удерживая в памяти многочисленные комбинации. Уникальность памяти Шерешевского проявлялась в том, что он мог через длительный интервал времени с фотографической точностью воспроизводить информацию. В процессе запоминания Шерешевский использовал яркие образы, которые помогали ему закреплять материал. Кроме того, он испытывал трудности с забыванием информации. Чтобы стереть ее из памяти, ему приходилось использовать разные приемы (записывать, сжигать записи), но, к сожалению, это не приводило к нужному результату. Излишняя информация, хранящееся в памяти Шерешевского, мешала ему воспринимать новую. Свою феноменальную память он демонстрировал на сцене, работая мнемонистом.
Память человека многообразна. В зависимости от содержания материала и форм его воспроизведения память может быть образной, эмоциональной, моторной или двигательной и словесно-логической. По времени хранения выделяют кратковременную и долговременную виды памяти. По цели - запомнить память делят на произвольную и непроизвольную.