Тема 2. Психические процессы и состояния

ФГБОУ ВПО

«Кубанский государственный технологический университет»

Новороссийский политехнический институт

Кафедра государственного и муниципального управления

ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Методические указания к практическим занятиям и контрольной работе

для студентов всех форм обучения специальности

031600 – Реклама и связи с общественностью

Краснодар

Составители: ст. преп. С. И. Горишняя

УДК 159.9(076)

Психология массовой коммуникации: методические указания к практическим занятиям для студентов всех форм обучения специальности 030602 Связи с общественностью/ Сост.: Е. Ф. Ковлакас, С. И. Горишняя; Кубан. гос. технол. ун-т; Новорос. политехн. ин-т. Каф. связи с общественностью. – Краснодар.: Изд. КубГТУ, 2008. – 65 с.

Представлена программа дисциплины «Психология массовой коммуникации», приведены тематика практических занятий, контрольные вопросы, проблемные задания и литература по каждому из них, перечень вопросов к итоговой аттестации, инструкция по работе с контрольными заданиями и варианты контрольных заданий, глоссарий.

Ил. 2. Табл. 1. Библиогр.: 55 назв. Прил.4

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

Рецензенты: канд. философ. наук, проф. кафедры истории и

философии ФГОУ ВПО Морской

Государственной академии им. адмирала

Ф. Ф. Ушакова Е.Б.Ерина;

канд. экон. наук, доцент кафедры связи

с общественностью НПИ Л. А. Тарханова

© КубГТУ, 2008

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нормативные ссылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1 Общий план и инструкция по работе с методическими указаниями
2 Программа дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3 Тематика практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Теория и практика психологических исследований в области массовой коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 2.Психические процессы и состояния в массовой коммуникации.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 3. Психология влияния СМИ на массовое сознание: психологические аспекты взаимодействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 4. Психологические эффекты массовой коммуникации . . . . . . .
Тема 5. Психология пропаганды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 6. Психология рекламного воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 7. Психология слухов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 8. Психология моды. Понятие массовых вкусов . . . . . . . . . . . . .
Тема 9. Психология творчества в коммуникационном процессе . . . . .
Тема 10. Символика и эмблематика в коммуникационном пространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 Инструкция по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5 Варианты заданий для контрольной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6 Перечень вопросов к итоговой аттестации по курсу «Психология массовой коммуникации» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение А (справочное) Полезные ссылки и материалы по психологии, коммуникации, PR и другим гуманитарным и социально-экономическим наукам (по тематике курса) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение Б (обязательное) Психологический механизм коммуникативного воздействия на личность (иллюстрация) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение В (обязательное) Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение Г (обязательное) Психологический механизм коммуникативного воздействия на личность (иллюстрация) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение

Программа дисциплины «Психология массовой коммуникации» включает курс лекций, семинарские занятия, самостоятельную работу. В лекциях излагается основное содержание курса. Целью семинарских занятий является закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над рекомендуемой литературой.

Знание научных основ психологии массового сознания необходимо квалифицированному специалисту по связям с общественностью для формирования целостного представления о системе массовой коммуникации в парадигме социальной психологии, ее функционировании и развитии, внутренних сущностных характеристиках.

В процессе изучения данного курса студенты должны:

исследовать теоретические и методологические основы системы массовой коммуникации как психологического явления и процесса;

изучить психологические особенности процесса массовой коммуникации, психологические модели убеждающего воздействия и психологические эффекты;

познакомиться с основными методами психологических исследований общественных коммуникативных процессов и профессиональной терминологией, с которой придется столкнуться в практической деятельности.

Основная задача данного курса заключается в том, чтобы выводить студентов на практические проблемы, общие для журналистики и связей с общественностью как форм информационной деятельности (включая рекламную), обучить их практическому использованию некоторых психологических технологий, реализуемых в СМИ.

Современное информационное общество, или, как говорят ученые - «общество знаний», – предъявляет все более высокие требования к специалистам, чья деятельность связана с процессом общения – межличностным и массовым, что требует от них глубоких социально-психологических знаний и хороших коммуникативных навыков.

Специалисту по связям с общественностью необходимо уверенно ориентироваться в многообразии ресурсов и возможностей, которые предоставляет психология вообще и психология массовой коммуникации, в частности, планировать возможные эффекты в аудитории массовой коммуникации, зная и используя особенности передатчика информации (радио, телевидения, Интернета, прессы), уметь проводить исследование аудитории СМИ.

Нормативные ссылки

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД - Общие требования к текстовым документам.

Общий план и инструкция по работе с методическими указаниями

Методические указания содержат рекомендации по работе над курсом «Психология массовой коммуникации», эффективно организуют самостоятельную работу студентов всех форм обучения.

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы курса «Психология массовой коммуникации», где указаны дидактические единицы, которые необходимо изучить по данному направлению, а также вопросы для самоконтроля по каждой теме. Раздел «Тематика практических занятий» включает темы и планы практических занятий, вопросы для закрепления материала и проблемные задания, темы рефератов для самостоятельной работы студентов.

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу, которая является одним из видов самостоятельной работы и играет важную роль в изучении курса «Психология массовой коммуникации». Для выполнения контрольной работы студент выбирает вариант из приведенной ниже таблицы согласно последней цифре шифра зачетной книжки и первой буквы фамилии. На пересечении этих показателей обозначен нужный вариант.

Например, первая буква фамилии «Н», последняя цифра аналитического шифра «5», следовательно, вариант для выполнения контрольной работы № 3.

Таблица 1 – Варианты контрольных работ

 
А Л Ю
Б М Ц
В Н Ч
Г О Ш
Д П Э
Е Р Щ
Ж С Х
З Т Я
И У
К Ф

Программа дисциплины

Тема 1. Теория и практика психологических исследований

в области массовой коммуникации

Массовое общество. Массовая культура. Массовая коммуникация. Основные особенности mass communication: массовость аудитории, гетерогенность аудитории, использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации, быстрое распространение сообщений, относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации. Л.В. Петров об уникальных свойствах массовой коммуникации: диахронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность, репликация.

Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации. Массовая коммуникация: психологический и социально-психологический аспекты изучения.

Возможности бихевиоризма, теории групповой динамики, когнитивизма, интеракционизма, социометрии и других учений и школ в изучении массовой коммуникации. Р. Парк, Ч. Кули и У. Липпман о массовой коммуникации как общении членов массы. Г. Лассуэлл о структуре и функциях коммуникации в обществе. Р. Мертон и П. Лазарсфельд о социальной роли массовой коммуникации. Б. Берельсон, Э. Катц и Г. Годэ о «двухступенчатом потоке коммуникации». М. Маклуэн о массовой коммуникации. Принципы культивационного анализа Анненбергской школы.

Вопросы для самоконтроля к теме 1.

1. Характеристики массовой культуры.

2. Особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения бихевиоризма.

3. Особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения теории когнитивизма.

4. Особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения социометрии и интеракционизма.

5. Как вы понимаете «двухступенчатый поток коммуникации»?

Тема 2. Психические процессы и состояния

В массовой коммуникации

Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.

Структура личности как база восприятия и обработки информации. Средства массовой информации в жизни индивида. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к СМИ. Мотивационная структура личности, группы, аудитории. Потребности, интересы, стремления и влечения личности как факторы массовой коммуникации. Сознание и подсознание. Коллективное бессознательное. Архетипы. Мифы. Ценности. Убеждения. Предрассудки.

Социальная психология личности. Социотипы личности. Направленность личности. Теории целенаправленного поведения личности. Предрасположение личности в пользу своего «я».

Установки и стереотипы. Основные психологические способы формирования новых и изменения старых установок.

Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации. Профессиональные, этнические, возрастные, социокультурные и иные стереотипы в жизни индивида и социальных групп.

Внимание, восприятие, понимание и запоминание в массовой коммуникации. Опыт и воображение. Эмпатия, идентификация, атрибуция, аттракция, аффилиация и фасцинация в коммуникационных процессах. Память в массовой коммуникации. Механизмы деятельности памяти в массовой коммуникации.

Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и др. Потери информации в коммуникации.

Нормальные и анормальные психические состояния в массовой коммуникации. Альтернативные коммуникации: популярные концерты, театральные представления, карнавалы, шествия, фестивали, ярмарки. Иные формы массовой коммуникации. Эмоции и чувства в массовой коммуникации. Понятие «массового человека». Психология толпы. Психология паники.

Вопросы для самоконтроля к теме 2.

1. Соотнесите понятия «личность», «восприятие», «информация».

2. Назовите компоненты мотивационной структуры личности.

3. Проанализируйте связанность таких понятий как « сознание», «подсознание», «бессознательное».

4. Опишите основные компоненты теории целенаправленного поведения личности.

5. Назовите функции социальной установки.

Тема 3. Массовая коммуникация и массовое сознание: психологические аспекты взаимодействия

Массовое сознание как социальный феномен. Массовое сознание, социальная психика, общественное мнение, общественные настроения. Массовая коммуникация как фактор регулирования массового поведения. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием. СМИ как инструмент убеждения и мобилизации. Имиджи, медиасобытия, псевдособытия и прочие инструменты медиамифологии как условие манипулирования массовым сознанием.

Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне: установление «пунктов повестки дня», «спираль молчания», «информационный дефицит» (П. Бергер, Т. Лукман, Э. Ноэль-Нойман и др.).

Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне: планируемые и непланируемые (преднамеренные и непреднамеренные), краткосрочные и долгосрочные (индивидуальный отклик – индивидуальная реакция, кампания в СМИ – коллективная реакция, распространение инноваций – социальный контроль).

Вопросы для самоконтроля к теме 3.

1. Раскройте понятие «социальная психика».

2. Социально-психологические возможности СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.

3. Опишите эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровне.

4. В чем заключается социальный смыл понятия «имидж»?

Наши рекомендации