Классификация Г. Е. Сухаревой

Г. Е. Сухарева (1965) выделяет следующие формы олигофрении:

q неосложненная;

q атипичные;

q осложненные.

Неосложнённая форма олигофрении.При неосложненной форме олигофрении, чаще связанной с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются лишь вышеописанные черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической, соматической
сферах.При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена.Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны.

Атипичные формы олигофрении.Атипичные формы олигофрении, по Г. Е. Сухаревой, отличаются тем, что при них эти основные закономерности могут частично нарушаться. Например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память. При других формах олигофрении, например так называемой лобной, а также олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы частично нарушается закон иерархичности недоразвития:

1.в первом случае имеется грубое нарушение целенаправленности,

2.а во втором — резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы перекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления.

Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.

Осложнённая форма олигофрении.При осложнённой форме психическое недоразвитие осложнено болезненными (т.н. энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы:

• церебрастеническим

• неврозоподобным

• психопатоподобным

• эпилептиформными

• апатико-адинамическими

• Так, при церебрастеническом синдроме нарушения работоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ребенок не может приобрести того запаса знаний, который является потенциально доступным для возможностей его мышления.

• Для неврозоподобногосиндрома характерны ранимость, боязливость, склонность к страхам, заиканию, тикам, что может резко тормозить активность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающими, усугубляют неуверенность в деятельности.

• Психопатоподобные расстройства: аффективная возбудимость и расторможенность влечений
грубо дезорганизуют.

• Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и социальной дезадаптации.

Эпилептиформныерасстройства. К этой группе относятся судорожные припадки, т. н. эпилептические эквиваленты, если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психического состояния и интеллектуальной работоспособности ребенка, но и являются формальным противопоказанием для его обучения в школе.
Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.

Апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.

Классификация М.С Певзнер

Наиболее распространенная среди дефектологов России - классификация Певзнер.

Она выделила 5 основных форм олигофрении:

Ø неосложненная

Ø с выраженными нейродинамическими нарушениями

Ø со сниженной функцией анализаторов и нарушением речи

Ø с психопатоподобным поведением

Ø с выраженной лобной недостаточностью

Неосложненная олигофрения (основной вариант)

Деятельность органов чувств не нарушена, нет грубых нарушений в эмоционально-волевой, двигательной сфере, речи. Все эти нарушения носят легкий характер и сочетаются с недоразвитием всей познавательной деятельности. Такие дети уравновешены, трудолюбивы и дисциплинированы. Способны ориентироваться в окружающем, усвоение навыков поведения.

Наши рекомендации