Принципов управления У.Э. Деминга

Гуру по вопросам качества могут быть объединены в четыре группы:

1. Первые американцы, которые привлекли внимание японцев к вопросам качества (Уильям Эдвард Деминг, Джозеф М. Джуран и Арманд В. Фегенбаум) - начало 50-х годов;

2. "Японский ответ" (Каору Исикава, Генити Тагути и Сиего Синго) - с конца 50-х годов;

3. Новая западная волна - ученые, уделявшие особое внимание осведомленности о качестве (Филип Кросби, Том Питерс и Клаус Меллер), - примерно с 1970-х годов;

4. Шесть сигм, автор стратегии повышения доходности путем минимизации дефектов на основе концепции "шесть сигм качества", применяемые компанией "Моторола (Билл Смит), - 1980 - е годы.

Деминг был первым из тех, кого теперь называют «американскими гуру качества», посетивших Японию. Вскоре за ним последовали Дж. Джуран и А. Фейгенбаум. В 1951 г. была учреждена премия им. Деминга за качество и надежность продукции для японских предприятий, которая выплачивалась из доходов от издания его книги, основанной на лекциях, прочитанных в 1950 г. Его методы статистического контроля качества были быстро и с энтузиазмом восприняты японскими инженерами, особенно на уровне производственных предприятий. Их применение, стимулируемое хорошо организованной информацией об успешных практических результатах, быстро распространялось.

Деминг рассматривает свои 14 ключевых принципов-заповедей как основу преобразования американской промышленности. Они же были основой уроков для высшего японского менеджмента в 1950 г. Деминг подчеркивает, что принятие этих 14 заповедей и действия по их осуществлению говорят о том, что менеджмент намерен оставаться в бизнесе и ставит целью защитить инвестора и сохранить рабочие места. Эти заповеди применимы как к малым предприятиям, так и к большим; как в сфере обслуживания, так и в производственной сфере

14 принципов Деминга:

1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша главная цель — стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

2.Усвойте новую философию. Управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен.

3 Исключите зависимость от контроля при достижении качества. Устраните необходимость в массовом контроле, в первую очередь сделав качество неотъемлемой характеристикой товара.

4.Прекратите практику предоставления заказов на основании ценовых показателей.

5.Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах.

7. Создайте систему эффективного руководства. Целью инспектирования должна быть помощь людям, станкам и устройствам работать лучше.

8. Уничтожьте страх, чтобы дать возможность эффективно работать на компанию.

9. Разрушайте барьеры между отделами.

10. Откажитесь от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность вызваны системой, и, следовательно, вне власти рабочих.

11. Откажитесь от управления, ориентирующегося на количественные показатели.

12. Устраните препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему, администрации и инженерным работникам гордиться своим мастерством. Должна быть ответственность не за голые цифры, а за качество.

13. Внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

14. Сделайте так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований. Преобразования — дело каждого.

Как отмечает Деминг, этих принципов еще недостаточно для решения всех проблем, но принятие их к действию означает для руководства намерение оставаться в бизнесе и защитить инвесторов и рабочие места. 14 принципов составляют теорию управления. Но на пути реализации этой тории имеются препятствия, которые Деминг назвал “смертельными болезнями”. Вот некоторые из них:

1. Планирование не ориентирует производство на такие товары и услуги, на которые рынок предъявляет спрос.

2. Ориентация на сиюминутные выгоды, совершенно противоречащая постоянной цели сохранения бизнеса.

3. Оценка работы, аттестация, ежегодный пересмотр норм.

4. Текучесть административных кадров.

5. Управление только на основании имеющихся цифр без должного внимания к отсутствующим или не поддающимися учету количественным показателям.

Идеи Дж. М. Джурана.

Джозеф М. Джуран (родился в 1904 г.) - американский специалист в области качества, академик Международной Академии Качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга «Справочник по Управлению Качеством», от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием».

Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.

Дж. Джуран является автором концепции AQI - концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, - это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.

Основными принципами AQI являются:

· планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;

· разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;

· переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.

Для реализации концепции AQI на предприятии разрабатывается комплекс мероприятий, предусматривающий:

· составление ежегодной программы улучшения качества;

· разработку методов улучшения качества, его измерения и оценки;

· обучение статистическим методам и их внедрение в практику;

· совершенствование организации работ в административной сфере.

Дж. Джураном сформулированы основы экономического подхода к обеспечению качества. Если большинство специалистов до Джурана освещали лишь конкретные виды применения стоимостного анализа, то в своем «Справочнике по управлению качеством» он впервые классифицировал затраты на обеспечение качества, выделив четыре основные категории затрат: затраты на предупреждение дефектности, затраты на оценку качества, издержки вследствие внутренних отказов и издержки из-за внешних отказов.

Фундаментальное значение для Джурана имело представление о том, что качество не может иметь случайный характер – оно должно планироваться. Джуран говорил о «триаде качества», состоящей из планирования качества, управление качеством и повышение качества. Им были идентифицированы ключевые элементы стратегического планирования качества в компании:

- идентификация потребителей и их потребностей,

- определение оптимальных целей в области качества,

- создание системы измерений качества,

- планирование процессов, отвечающих целям в области качества в рабочих условиях,

- достижение постоянных успехов в расширении доли рынка,

- снижение количества ошибок в администрации и в производстве.

Джуран разработал программу по совершенствованию качества. Он фокусировал внимание на конечном потребителе, а также внешних и внутренних потребителях. Он подчеркивал важность непрерывного осознания наличия потребителя при выполнении любых функций. Так же, как и Деминг, он считал, что большинство проблем, связанных с качеством, возникают из-за плохого руководства, а не из-за плохой рабочей силы.

Он отмечал, что широкое распространение движения в сторону осознания значения качества в начале 1980-х годах, несмотря на широкий размах проводимых в этом направлении мер, не дало положительных результатов, так как они ограничивались провозглашением лозунгов и призывов и страдали недостатком планирования или обоснования своей деятельности. В основе действий, по его мнению, должно быть 90% работы по существу и 10% призывов, в то время как на практике это соотношение было обратным.

Джуран разработал рекомендации по проведению успешной компании за улучшение качества:

- установление конкретных целей

- составление планов по достижению целей,

- определение четкой ответственности за достижение поставленных целей,

- определение вознаграждения по результатам достижения цели.

Джуран предложил «дорожную карту» планирования качества, которая состоит из девяти этапов:

- идентификация потребителей,

- определение потребностей этих потребителей,

- перевод этих потребностей на язык конструктора,

- разработка продукции, которая будет соответствовать этим требованиям,

- оптимизация параметров продукции с целью удовлетворения не только потребителей, но и своих потребностей,

- разработка процессов производства,

- оптимизация процесса,

- отработка процесса в рабочих условиях,

- передача процесса в производство.

Большинство его мыслей и рекомендаций отражены в книгах «Справочник по управлению качеством» и «Джуран о планировании в области качества».

Наши рекомендации