Психология малой группы
Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.
А.Н. Толстой
Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же общество состоит из множества больших и малых групп, внутри которых формируется и развивается психика людей, их составляющих.
Социальная психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития общественно-психологических явлений и процессов, протекающих в этих общностях людей.
Возникновение малой группы обусловлено общественно-экономическими причинами. С одной стороны, общество и его экономика создают для себя те «ячейки», в которых формируются начальные ценности — экономические и социальные — и на которых потом строятся они сами в целом. С другой стороны, каждый человек, находясь и живя в обществе, стремится примкнуть к каким-то группам (в силу их социальной значимости, престижности профессиональной деятельности, которой они занимаются) для самоутверждения.
Даже чтобы бороться за права личности, необходимо создать коллектив.
Т. Котарбиньский
В конечном итоге на высшем этапе своего развития малая группа превращается в коллектив, которому присущи строгая организация и регламентация жизни и деятельности, наличие пользующегося уважением руководителя, отсутствие конфликтов, высокий моральный и нравственный климат, добропорядочные отношения и сплоченность между его членами. В коллективе человек развивается всесторонне и творчески.
Малые группы— это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении) , что является основой для возникновения группы как целого
Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу ит д
Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения
Формальные группы — это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
Неформальные группы —это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов
Слаборазвитые группы — это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования
Высокоразвитые группы — это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности и т. д.
Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциям и переживаниями
Коллектив -— это высшая форма объединения людей, создающая наиболее благоприятные условия для совместной деятельности
Коллектив обладает характерными признаками, отличающими его от других форм объединения людей
Во-первых, его деятельность направлена на общий для всех членов коллектива объект и в процессе ее они связаны по месту работы, времени и имеют общие орудия производства, производственные помещения и т д
Во-вторых, коллектив — это организованное объединение людей, имеющее четкую, закрепленную структуру, общую волю, выразителем которой выступают доверенные лица (руководители)
В-третьих, всем членам коллектива присущи общие идеи и мысли, единые нравственные и этические норма тивы, близкие взаимоотношения
Референтные (эталонные) группы — это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.
Нереферентные группы (группы членства) — это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
Малая группа обычно имеет свою психологическую структуру, которая включает:
— композиционную подструктуру, т е совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с точки зрения состава группы как целого
Как правило, необходимо принимать во внимание количественный и качественный состав группы Кроме того, очень важно иметь четкие представления о национальности и социальном происхождении ее членов, чьи психо логические особенности влияют на характер их совместной деятельности, межличностных отношений между ними, своеобразие образования неформальных микрогрупп, статус и позиции многих людей в них,
— подструктуру межличностных предпочтений, i e проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов, существующих между людьми симпатий и антипатий, которые первоначально очень быстро фиксируются с помощью метода социометрии*
Социометрия дает возможность вы явить наличие устойчивых взаимных предпочтении членов группы, на основе которого можно строить устойчивые предположения о том, на какие из них ориентированы конкретные личности, как в группе сосуществуют люди с различным авторитетом и индивидуально личностными особенностями, какие взаимоотношения складываются между ними и т. д .
— коммуникативную подструктуру — совокупность позиций членов малой группы в системах информацион ных потоков, существующих как между ними самими, так и между ними и внешней средой, отражающая, кроме того, концентрацию у них того или иного объема различных сведении и знаний
Владение последними — важный показатель положения члена группы, так как доступ к получению и хранению информации обеспечивает ему в ней особую роль, дополнительные привилегии,
— подструктуру функциональных отношений — совокупность проявления различных взаимозависимостей в малой группе, являющихся следствием способности ее членов играть определенную роль и выполнять определенные обязанности
Группа представляет собой чрезвычайно сложный организм, в котором люди занимают в силу специфики функционирования их индивидуально и социально психологических качеств разное положение, выполняют разные обязанности, испытывая в связи с конкретной ролью определенное отношение друг к другу.
Социометрия (от лат societas — общество и metreo — измеряю) — метод социальной психологии (предложен Дж Морено) по зволяющий выразить количественно графи чески структуру межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаим ных выборов ее членов по определенному со циометрическому критерию
Малая группа как самостоятельный субъект деятельности и специального анализа может быть охарактеризована с точки зрения содержания ее психологии.
Она, как и всякая другая общность людей, объединена единством духовной жизни и психологии, имеющим свои собственные особенности, которые не сводимы к простой сумме проявлений индивидуально-психологических черт людей, ее составляющих, и которые функционируют в виде:
— взаимоотношений (синоним — межличностные отношения) — субъективных связей, возникающих в результате взаимодействия людей и сопровождаемых различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.
Взаимоотношения обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы;
— групповых устремлений, к которым относятся цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы.
Формирование и развитие системы ее устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей;
— групповых мнений, т.е. совокупности оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне ее;
— групповых настроений, представляющих собой сложные эмоциональные состояния, общий эмоцио-
нальный настрой членов группы, совокупность овладевших ими в определенный период переживаний, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, развитие всей группы в целом;
— традиций, представляющих собой сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы.
Психология малой группы в тот или иной промежуток времени характеризуется определенным состоянием, настроем, своеобразной атмосферой. Последние по сути дела и определяют эффективность и направленность устремлений ее членов, а также влияние группы на личность и в целом — на действия и поведение людей.
Поскольку каждая группа является живой ячейкой общественного организма, ее психологии также присущи черты и более крупных по масштабу общностей (национальных, классовых, конфессиональных, профессиональных, возрастных и др.). Вместе с тем психология малой группы более специфична, что обусловлено особенностями жизнедеятельности именно ее членов и своеобразием их собственного взаимодействия и общения.
Взаимоотношения(синоним — межличностные отношения) в малой группе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих
Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порою стихийно Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период
Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности, постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие, психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение
Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов
Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе
Служебные взаимоотношения —это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее членов целей.
Внеслужебные взаимоотношения — отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т. д.
Взаимоотношения в малой группе должны отвечать требованиям определенных принципов
Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей, предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека
Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков
Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.
Групповые устремления— это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы
В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего объективно встающие перед ними общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются их конк ретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и группы в целом Устремления подобно компасу ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Через них периодически опосредованно контролируются промежуточные результаты их жизни и деятельности. Они в интегрированном виде непрерывно регулируют совместные усилия и непосредственную активность членов малой группы в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.
Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.
Цели могут быть близкими и дальни ми, общественно значимыми и важны ми только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.
Задачи — наиболее значимые и приоритетно выделенные проблемы, которые определяет себе группа в ин- тересах общей деятельности.
Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются
Мотивами для малой группы выступают побудительные силы, заставляющие их совместно заниматься той или иной деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции
— ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы,
— организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри-и межгруппового взаимодействия,
— индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы
Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития которые находятся в живой связи с потребностями общества.
Н. Г. Чернышевский
Групповое мнение— это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или пре обладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами
Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии
Групповое мнение выполняет определенные функции
— информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т. д ,
— функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т. д ,
— оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее
Эффективность воздействия группового мнения объясняется
а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию),
б) оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы,
в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики
В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:
— на первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему,
— на втором — члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, превращаясь постепенно в общую точку зрения,
— на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
Групповые настроения— это сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой чле нов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов
К групповым настроениям относятся совместные переживания конкретных событий, фактов, сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью, устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.
Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность.
В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой
Вместе с тем следует помнить, что одни настроения — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности.
Периодическая активизация (спонтайная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств
Однако в отличие от чувств групповые настроения характеризуются большей динамичностью Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность
Запальчивый гнев есть краткое сумасшествие
К Гораций
Традиции— это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности и прочно уко ренившиеся в жизни членов малой группы нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена данной группы.
Традицию нельзя унаследовать ее надо завоевать
Т Эллиот
Традиции многообразны. В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, на циональные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив)
Наряду с общими внутри каждой малой группы зарождается, крепнет и бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения.
Традиционалисты — пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому
Л. Мамфорд
Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутрен- него принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности
А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъектив ных потребностей людей, насколько они связывают свои интересы с действием той или иной традиции, на сколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.
Пусть опрокинет статуи война
Мятеж развеет каменщиков труд
Но врезанные в память имена
Бегущие столетья не сотрут
В Шекспир
Традиции фиксируют нормы и правила жизни членов группы, формируют определенные нормы и правила взаимоотношений в них, предъявляют требования к личности, развивают ее.
Образование и развитие малой группы.Образование и развитие малой группы обычно включает несколь ко стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения
Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы
На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение, групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, проявляются сплоченность и слаженность в действиях ее членов
На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты
Сплочение малой группы— это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.
В свою очередь сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Сама по себе сплоченность выступает для членов малой группы как привлекательная цель и ценность, как то групповое состояние, к которому надо стремиться.
Руководство и лидерство. Руководство — процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему.
Лидерство же — это процесс межличностного влияния Лидера порождает структура и характер взаимоот- ношений в каждой конкретной группе.
Принятие решенийВ своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения.
Групповое давление в малой группе.В ходе развития в малой группе естественно и закономерно формируются и закрепляются нормы, которые представляют собой общие для всех требования, разработанные ее членами и принятые ими в интересах регулирования взаимоотношений Нормы группы связаны с ценностями, так как любые требования могут приниматься лишь на основе каких-либо социальных предпочтений, складывающихся на базе выработки определенного отношения к социальной действительности.
Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление.
Можно выделить следующие функции такого давления:
1) стремление обеспечить достижение групповых целей; 2) сохранение группы как целого;
3)разъяснение членам группы тех принципов жизни и деятельности, на которые они должны ориентироваться; 4) определение членами группы своего отношения к социальному окружению.
У каждой проблемы всегда есть решение — простое, удобное и, конечно, ошибочное.
Г. Менкен
Конфликт— это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами.
Конфликты возникают не в силу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми.
Обычно к ним приводят следующие причины:
1) противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов группы;
2) противоборство между различными людьми (между руководителем и неформальными лидерами, между неформальными микрогруппами, между разностатусными членами группы);
3) разрыв отношений внутри определенных микрогрупп;
4) появление и устойчивое доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодействия и общения между членами малой группы.
Конфликт играет в малой группе как конструктивную роль (дает возможность более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности членов группы, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволяет ослабить состояние психологической напряженности), так и деструктивную (оказывает негативное воздействие на психическое состояние членов группы, ухудшает взаимоотношения между ними, негативно отражается на эффективности совместной деятельности).