Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами
ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Пособие для практических занятий
Методические указания
для студентов-магистрантов 1 года обучения инженерных специальностей
Одобрено методической комиссией
по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Москва
Рецензенты: проф., к.п.н. кафедры «Иностранные языки» Е.С. Коплякова,
доцент, к.ф.э. кафедры «Экономическая теория» Д.Я. Лаптева
Работа подготовлена на кафедре «Русский язык».
Практикум по дисциплине «Этика делового общения»: Методические указания для студентов-магистрантов 1 года обучения / Тарко Г.Н. - М., 2011г. – 75 с.
Методические указания предназначены для практических занятий со студентами-магистрантами 1 года обучения нефилологических специальностей по курсу «Этика делового общения». Пособие включает 7 тем, в каждой из которых рассматриваются наиболее существенные теоретические положения и предлагаются задания как обучающего, так и творческого характера.
Ó Тарко Г.Н.
Ó МГТУ «МАМИ», 2011
I. ЭТИКА И ЭТИКЕТ
1. Выберите правильное определение понятий этика и этикет и впишите эти определения
Этика- это………………………………………………………………
Этикет- это……………………………………………………………..
Справочный материал
1. Нравственность, нравственные убеждения, мораль, а также наука о морали.
2. Правила поведения и общения людей, принятые в данном обществе
2. Объясните значение фразеологизмов. Как они связаны с требованиями этикета? | |
Фразеологические словосочетания | Их значение |
Положа руку на сердце | |
Бить поклоны | |
Бить челом | |
Бросать перчатку | |
Поворачиваться спиной | |
Красивый жест | |
Гладить по головке | |
Гладить против шерсти | |
Указать на дверь | |
Указать свое место | |
Поставить на место кого-либо | |
Стукнуть кулаком по столу | |
Смотреть в глаза (кому) | |
Смотреть в рот (кому) | |
Крутить носом | |
Надувать губы | |
Разводить руками | |
Надувать щеки | |
Цедить сквозь зубы |
3. Согласны ли вы с утверждением Оскара Уайльда: «Хорошие манеры важнее добродетели»?
Объясните свою позицию.
4. Запишите известные вам формулы, выражающие просьбу, благодарность, несогласие с кем-либо, отказ кому-либо в чем – либо. Сравните их с материалом, данным в Приложении.
1. Просьба
2. Благодарность
3. Несогласие
4. Отказ
5. Прочитайте несколько афоризмов из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни». Какие правила речевого поведения рекомендует великий писатель? Согласны ли вы с ним? Изложите письменно свое мнение.
1) Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти.
2) Не хвали себя, не осуждай других и не спорь.
3) Не слушайте никогда тех, кто дурно говорит о других и хорошо, о вас.
4) Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти.
6.Прочитайте данные высказывания. Подчеркните то из них, с которым вы согласны.
Аргументируйте свою позицию
1) Этикет - это пустая формальность.
Этикет - это важная сторона жизни общества.
2) Деловой этикет необходим в любой сфере деловых отношений.
Деловые отношения не нуждаются в каком-либо этикете, т.к. главное в таких отношениях - само дело, а не форма.
Познакомьтесь с некоторыми этикетными правилами
7.Продолжите данные высказывания, содержащие советы, как нужно вести себя за столом. Впишите их вместо точек.
1) Садясь за стол, обратите внимание на свою осанку. Нужно сидеть……………………………………………………………………………
2) Ваши локти могут мешать соседям, поэтому ……………………………………………………………………………………
3)Если вы наклоняетесь над тарелкой, это выглядит некрасиво. Значит……………………………………………………………………………
4) Полотняную салфетку кладут………………………………………, а
бумажной салфеткой……………………………………………………..……..
5) Закончив еду, полотняную салфетку кладут…………………………
6) Во время еды нож держат в…………………………………………...
7) На слишком горячую пищу нельзя……………………………...…...
8) С общего блюда нужно брать кусок, который лежит………………..
9) Не тянитесь за нужным вам предметом через…………………...…..
Попросите вам его………………………………………………………...
10) Если во время еды вы делаете перерыв, положите приборы так, как вы их………………………………………………………………………….
11) Если вы положили приборы на тарелку параллельно друг другу, это означает, что вы……………….. и можно их……………………………...
12) Если вы уронили нож или вилку, не старайтесь………………………., а попросите…………………………...……
Какими бы правилами еще вы дополнили данный список?
8.С какими словами вы обратитесь к тому или тем, кого хотите обогнать или обойти? Сравните свой ответ с материалом, данным в Приложении