Сотрудников органов внутренних дел
Как видно из таблицы, не считают оптимальными психологические знания каждый второй следователь (54,6 %) и сотрудник уголовного розыска (47,5 %), каждый третий инспектор подразделения по делам несовершеннолетних (36,7 %) и участковый уполномоченный (33,6 %). В среднем почти половина опрошенных сотрудников органов внутренних дел (43,8 %) указывают на недостаточность психологических знаний, необходимых им для выполнения должностных обязанностей.
Для выявления причин неоптимальности получаемых знаний мы проанализировали рабочие программы по психологическим дисциплинам, которые преподаются в образовательных учреждениях МВД России (Московском университете МВД России, Рязанском филиале Московского университета, Санкт-Петербургском университете МВД России, Нижегородской академии МВД России, Орловском юридическом институте МВД России, Воронежском юридическом институте МВД России, Белгородском юридическом институте МВД России). Как правило, в этих образовательных учреждениях учились (на очной или заочной форме) сотрудники органов внутренних дел, которые принимали участие в анкетировании и интервьюировании.
Количество часов (% от общего количества часов по дисциплине) | ||||
Психология в деятельности сотрудников ОВД (90 часов) | Юридическая психология (100 часов) | |||
Темы в рабочей программе: | Теоретич. (лекц.+сем.) | Практич. | Теоретич. (лекц.+сем.) | Практич. |
Методы психологии, специфика их использования в деятельности сотрудников ОВД | 2 (2,2 %) | - | 4 (4 %) | 2 (2 %) |
Психология личности | 12 (13,3 %) | 8 (8,9 %) | 12 (12 %) | 6 (6 %) |
Психология общения и межличностного взаимодействия | 8 (8,9 %) | 4 (4,4 %) | 10 (10%) | 8 (8 %) |
Социальная психология групп | 2,3 (2,5 %) | - | 2 (2 %) | - |
Возрастная и криминальная психология несовершеннолетних правонарушителей и преступных групп | 1 (1,1 %) | - | 2 (2 %) | - |
Психология расследования преступления | 8 (8,9 %) | 4 (4,4 %) | 12 (12 %) | 8 (8 %) |
Общее количество часов | 36 (40%) | 12 (17,7%) | 42 (42 %) | 24 (24 %) |
Соотношение часов (теоретических занятий к практическим) | 3/1=3 | 7/3=3,5 |
Таблица №2. Анализ рабочих учебных программ по психологическим дисциплинам, преподаваемых в образовательных учреждениях МВД России
Проведенный анализ показывает, что на изучение вопросов, касающихся непосредственно психологических особенностей расследования групповых преступлений несовершеннолетних, отводится не так мало часов (около 40% всего учебного времени). Подобная картина представлена в учебной программе по курсу «Юридическая психология», разработанная В.В.Романовым с учетом требования Госстандарта по специальности 021100 – юриспруденция и рекомендованная Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации[106].
По понятным причинам количество теоретических и практически часов находится в отношении 3,3 к 1. В процессе анкетирования и интервьюирования более 44% сотрудников органов внутренних дел указали на необходимость увеличения количества часов учебного времени, отводимого для проведения практических занятий.
Несмотря на то, что преподаватели проводят совместные теоретические и практические занятия с приглашением практических работников – следователей, сотрудников уголовного розыска, инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных, принявшие участие в анкетировании следователи (особенно молодые) отметили, что психологическим дисциплинам в образовательном учреждении отводится недостаточное количество часов.
По мнению опытных следователей, принявших участие в интервью, за время, отводимое в вузе на изучение психологических дисциплин, достаточно трудно сформировать навыки в использовании: методов исследования личности и группы, приемов и методов психологического воздействия на личность, проведения допроса и т.п. У выпускников и следователей с небольшим стажем работы недостаточно высоко развиты навыки сбора и обобщения информации о личности подозреваемого и преступной группе, уровень владения разными приемами общения с различными категориями граждан. Как отметили опытные следователи, каждый обучаемый уже в вузе должен знать, при помощи каких методов и как нужно собирать и обобщать информацию о личности и группах, «ощутить» себя тем, на кого он учится, «прожить» и «пережить» те эмоции и чувства, с которыми ему придется столкнуться на практике, общаясь с самыми разными людьми.
Поэтому среди изменений, направленных на повышение эффективности преподавания психолого-педагогических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России, опытные следователи отметили необходимость увеличения количества аудиторных часов на изучение в рамках практических занятий:
а) специфики методов и способов изучения личности подозреваемого и преступной группы;
б) визуальной диагностики личности в практике расследования преступлений;
в) психологии преступных групп несовершеннолетних и личности несовершеннолетнего преступника;
г) психологии и технологии общения при проведении допроса и очной ставки.
Следует также отметить, что рабочим учебным планом образовательных учреждений МВД России не предусмотрено проведения специальных курсов по психологическим проблемам расследования преступлений несовершеннолетних и в том числе групповых преступлений несовершеннолетних. Кроме того, например, преподавание дисциплин «Криминология», «Криминалистика», «Уголовное право», «Психология в деятельности сотрудников ОВД» (по специальности 023100 – правоохранительная деятельность) осуществляется в разных семестрах. Такой своеобразный «разрыв» не позволяет курсантам и слушателям должным образом систематизировать и интегрировать знания, необходимые для будущей работы в органах внутренних дел.
Немаловажной причиной того, что сотрудники органов внутренних дел считают неоптимальными психологические знания, является отсутствие специального психологического раздела во внеучебной практике в органах внутренних дел, которую ежегодно проходят курсанты и слушатели образовательных учреждений МВД России в рамках учебных планов.
Представляется, что увеличение количества учебных часов нецелесообразно проводить за счет времени, отводимого на теоретические занятия. Ибо, как свидетельствует опыт преподавания психологических дисциплин, без прочных теоретических знаний нельзя сформировать должных профессионально-психологических умений и навыков. Думается, что выход здесь может быть найден за счет внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения (видеотренинги, ролевые и деловые игры и пр.) и введения специальных курсов для курсантов и слушателей, обучающихся на следственных факультетах образовательных учреждений МВД России.
Необходимо также предусмотреть психологический раздел в процессе организации внеучебной практики курсантов и слушателей следственных факультетов образовательных учреждений МВД России. Отметим, что только включение в практическую деятельность рассмотренных на занятиях методов по изучению психологических особенностей личности и группы будет способствовать закреплению у будущих сотрудников органов внутренних дел профессионально-психологических навыков. Среди таких навыков выделим: изучение и оценка личности несовершеннолетнего подозреваемого; выявление статусно-ролевых характеристик преступной группы; учет этих данных при установлении и поддержании контактов с подозреваемыми; подготовка и проведение допросов и иных следственных действий.
По данным анкетирования в среднем чуть больше половины сотрудников (56,4%) считают оптимальными психологические знания, полученные в образовательном учреждении. Поэтому следует заметить, что, занимаясь самообразованием, сотрудники органов внутренних дел могут изучить любую интересующую их и необходимую для работы литературу, которую в настоящее время достаточно легко найти не только в библиотеках, но и при помощи Интернета.
Завершая рассмотрение этой проблемы, приведем ответы на вопрос, заданный опытным следователям о том, каким образом нужно строить процесс обучения по психологическим и юридическим дисциплинам в вузе МВД России? Ответы на этот вопрос мы обобщили в следующем виде:
а) практические занятия, где курсантам предлагается составить психологический портрет личности (это может быть слушатель с другого курса, незнакомый человек), пользуясь определенной схемой (программой). Каждый курсант предлагает использовать те или иные методы и способы сбора информации, думает об оптимальном их подборе и пр. Затем следует обсудить, проанализировать качества, которые удалось установить и те, которые можно определить лишь при непосредственном контакте (общении) и т.д.
б) моделирование при проведении занятий: ситуации допроса, очной ставки, опознания на месте, обыска. Только таким образом, в действиях, приближенных к реальным, происходит не только усвоение необходимых для практической деятельности теоретических знаний, но и развитие профессионально важных навыков. «Проживание изнутри», «через речь, мысли и эмоции» того, что предстоит сделать – залог уверенности молодого следователя, который сможет более успешно выполнить свои профессиональные обязанности. Выпускники должны все получаемые в образовательном учреждении знания и действия осмыслить, прочувствовать, прожить в моделируемых ситуациях.
в) междисциплинарные связи: следует чаще проводить совместные занятия по смежным отраслям знания: криминалистике, уголовному процессу, юридической психологии, уголовному праву. На такие занятия необходимо пригласить хотя бы одного практического работника. Два или три практических работников – это уже спор, несогласие с подходом другого следователя, хотя в споре и дискуссии может родиться истина. Такой подход позволит слушателям образовательных учреждений МВД России систематизировать основные положения, связанные с раскрытием и расследованием преступлений вообще и групповых, в частности, совершаемых несовершеннолетними.
г) анализ деятельности следователя по видеозаписи. Демонстрируется запись допроса или иного следственного действия, показывается небольшой видеосюжет, затем останавливается запись, и курсантам предлагается спрогнозировать дальнейший ход событий: поведение подозреваемого, вопросы, которые задаст следователь, дальнейший ход событий и т.п. Прогнозы и оптимальность предложенных курсантами вариантов проверяются в дальнейшем просмотре видеофильма.
2) «Следователь испытывает особые трудности при расследовании любого преступления. Наибольшие сложности – при расследовании групповых преступлений, совершенной устойчивой, организованной группой. Не меньше сложностей возникает при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних» – таково мнение опытных следователей.
Особый интерес в связи с этим представляют данные ответа на вопрос о психологических трудностях, испытываемых сотрудниками органов внутренних дел при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних (см. табл. № 3).
Сложность №1 для следователей, дознавателей и оперработников – изучение групповых характеристик (структуры, распределения ролей, особенности взаимоотношений и пр.). Эта сложность связана, по мнению опытных следователей с отсутствием в литературе обобщенной криминалистической и психологической информации о преступной группе несовершеннолетних (особенно устойчивой), а также с недостатком профессионального опыта. Поэтому следователи (по нашим данным 90,6 % опрошенных со стажем до 3-х лет и 38,1 % со стажем работы от 3-х до 5 лет) испытывают трудности в изучении структуры группы, предполагаемых взаимоотношениях в ней, возможного распределения функций и ролей между отдельными ее участниками на основе личностных особенностей и т.д.
Степень сложности, выделенная респондентами (1 – самый сложный, 6 – менее сложный) | |||
Психологические проблемы, испытываемые сотрудниками органов внутренних дел при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних: | Следователи и дознаватели | Сотрудники уголовного розыска | Участковые уполномоченные милиции |
Изучение и оценка личностных качеств несовершеннолетнего | |||
Изучение групповых характеристик (структуры, распределения ролей, особенности взаимоотношений и пр.) | |||
Установление и поддержание психологического контакта с несовершеннолетним | |||
Разоблачение во лжи, склонение к признанию вины и правдивым показаниям | |||
Допросы (опросы) родителей, их желание скрыть обстоятельства, противодействие расследованию | |||
Подготовка и проведение очных ставок между соучастниками преступления | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты |
Таблица №3. Психологические трудности, которые испытывают сотрудники органов внутренних дел при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних
Принявшие участие в интервью следователи поделились опытом в решении этой трудной, но разрешаемой в ходе расследования задачи. Опыт работы в следственных подразделениях позволил сотрудникам выделить наиболее общие подходы к выявлению характеристик группы. Обобщая ответы следователей, принявших участие в интервью, можно выделить своеобразные этапы такой деятельности, благодаря которым можно понять указанные характеристики группы:
1 этап – сбор, анализ, сравнение фактов, имеющихся и предоставляемых оперработниками, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными милиции, а также информации, получаемой при осмотре места преступления, допросов потерпевших, свидетелей и пр.;
2 этап – изучение и обобщение индивидуальных особенностей подозреваемых в групповом преступлении (из допросов подозреваемых, их родителей, соседей; характеристик с места учеты или работы, бытовых характеристик);
3 этап - анализ высказываний подозреваемых в адрес других участников
группы, получаемых при допросе, на очной ставке;
4 этап - выстраивание логических моделей взаимоотношений в группе на основе предполагаемых ролей, индивидуальных особенностей каждого участника и пр.
5 этап – обобщение всей полученной информации до уровня четкого понимания всех характеристик преступной группы.
Изучение характеристик преступной группы влияет на определение вклада, а значит и степени вины каждого участника преступной групповой деятельности. В связи с эти следователю важно знать психологический механизм различных форм вины.
Как отмечает О.Д. Ситковская, психологический механизм различных форм вины и видов умышленной вины основан на отношении к ожидаемым последствиям, а не на степени вероятности их наступления. Уголовно-правовое понятие вины не сводится к характеристике мыслительных процессов, оно включает и волевой компонент. При прямом умысле – это желание их наступления и настойчивость в достижении именно этого преступного результата. При косвенном умысле – это осознание причинной связи между совершаемым действием (бездействием) для достижения поставленной цели и «побочными» по отношению к ней, но также закономерными последствиями, безразличие по отношению к ним, нежелание во имя их предотвращения пожертвовать основной целью. Кстати, последняя может быть и непреступной[107].
Отметим, что степень вины организаторов (инициаторов) определяется прямым умыслом. Что касается определенной категории других участников, младших по возрасту или слабовольных (так называемого «слабого звена»), то здесь может проявляться косвенный умысел. Так, в преступной группе несовершеннолетних под нажимом, физическим или психологическим давлением могут оказаться слабые люди, поддающиеся влиянию, младшие по возрасту (в том числе малолетние), «новички», которых заставляют совершить то или иное действие.
Сложность № 2. Как видно из таблицы сотрудники органов внутренних дел испытывают примерно одинаковые психологические трудности при разоблачении подозреваемых во лжи, склонении их к признанию вины и правдивым показаниям.
Опытные следователи считают, что психологически трудно получить правдивые показания от участников устойчивой группы (труднее, чем от лиц случайной группы). Сплоченность в устойчивой группе мешает следователю выявить ядро, тех, кто руководил совершением преступления. На допросах подследственные ведут себя примерно одинаково, говорят примерно одно и то же. Ответы на вопросы о целях в жизни, о том, что они думают по поводу тех или иных вещей, людях также примерно одинаковые. Это является признаком определенной устойчивости, сплоченности группы. Тем не менее, все участники данной группы утверждают, что преступление совершали спонтанно, как бы всем «в голову пришла вдруг идея», которую оставалось лишь воплотить. Недостаточно подготовленный следователь, у которого собраны не в полном объеме доказательства о причастности подозреваемых к преступлению, а также информация об этих лицах, не выделены их слабые и сильные стороны, не сможет спрогнозировать поведение подозреваемых на допросе, спланировать применение тех или иных тактико-психологических приемов и т.д. Такой следователь неизбежно столкнется с противодействием в ходе проведения следственных мероприятий.
В последнее время появилась еще одна трудность при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних: подследственные отказываются от дачи показаний, не вступают в диалог со следователем на основании статьи 51 Конституции Российской Федерации. Данные проведенного нами исследования свидетельствуют, что 5,2% подростков, совершивших преступления в группе, отказывались от дачи показаний на допросах на этапе предварительного следствия, ссылаясь на ст. 51 Конституции РФ.
Именно в таких случаях следователю необходима помощь со стороны сотрудников уголовного розыска, подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции, которые могли бы предоставить дополнительную информацию о личности подозреваемого, его сильных и слабых сторонах. Значительное содействие следователю может оказать и психолог, который должным образом проанализирует имеющуюся информацию о подростке, участниках преступной группы, и на этой основе выстроит профессиональные заключения и прогнозы. Правда, решить проблему приглашения практического психолога тяжело, а иногда просто невозможно. Почему нельзя? Потому что не решен и не согласован вопрос о привлечении практических психологов в следственные органы.
Сложность № 3 (для сотрудников уголовного розыска и №4 для следователей и участковых уполномоченных) - установление психологического контакта с несовершеннолетними при допросе. Как отмечают опытные следователи, чаще всего такие проблемы испытывают начинающие, молодые следователи, особенно при проведении первого допроса несовершеннолетнего. Причиной тому является отсутствие профессионально-психологических навыков в использовании тех приемов, которым учат в образовательных учреждениях. (О других причинах будет подробно рассмотрено в п. 2.2).
Сложность №4 - подготовка и проведение очных ставок между соучастниками преступления. Трудности в подготовке и проведения очных ставок обусловлены тем, что часть вины подследственные пытаются перекладывать друг на друга, «выгораживая» себя или других лиц.
По мнению опрошенных опытных следователей интервью, для преодоления этих сложностей необходима тщательная подготовка совместно с сотрудниками уголовного розыска по сбору неопровержимых фактов, доказательственной базы. Следователю необходимо изучить социально-психологические особенности каждого участника очной ставки, заранее приготовить необходимый материал (протоколы допросов, вещественные доказательства звуко- и видеозаписи) и т.п. В ходе проведения очной ставки следователь должен укреплять волевую позицию лица, дающего правдивые показания, усиливать его позицию предъявлением соответствующих доказательств, использовать другие психолого-криминалистические приемы.
Сложность №5 – допросы (опросы) родителей оказались для участковых уполномоченных более проблематичными, чем для следователей и дознавателей (соответственно 2 и 5 ранг). Вероятно, это может быть связано с тем, что в общественном сознании участковый уполномоченный милиции обладает меньшим авторитетом и властными полномочиями, чем сотрудники следственного подразделения. Материалы проведенного нами исследования показывают, что в следственных подразделениях органов внутренних дел работают наиболее подготовленные сотрудники. Как правило, следователи обладают более высоким уровнем профессионально-психологической подготовки, большим опытом, нежели другие сотрудники органов внутренних дел, а, следовательно, испытывают меньшие трудности в общении с гражданами, в том числе и с родителями несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение группового преступления. Еще одним подтверждением более глубоких знаний и профессиональных умений может являться и тот факт, что подготовка следователей в образовательных учреждениях МВД России наиболее продолжительна (5 лет) по сравнению с работниками других служб (4,6 и 2,6 лет).
Проведенное нами интервьюирование руководителей следственных подразделений также свидетельствует о том, что в отличие от молодежи подавляющее большинство опытных сотрудников не испытывают трудностей в общении с родителями несовершеннолетних и обладают достаточным уровнем профессионально-психологических знаний и умений в разрешении возникающих проблем общения в ходе предварительного следствия.
Учитывая подследственность правоохранительных органов, мы в анкете сформулировали вопрос о том, какие преступления, совершаемые несовершеннолетними в группе, сложнее всего расследовать (кражи, грабежи, разбой или хулиганство). Ответы сотрудников органов внутренних дел совпали, степень сложности (по степени убывания) распределилась следующим образом: хулиганство, разбой, грабеж, кража.
Наибольшую сложность расследования хулиганства, совершенного группой несовершеннолетних, подтвердили и опытные следователи, начальники следственных аппаратов при проведении интервью. Среди таких сложностей они выделили:
а) Сложная доказательственная база, часть вины несовершеннолетние подследственные пытаются перекладывать друг на друга, выгораживая себя или других лиц.
б) Динамичность хулиганских действий также вызывает определенные затруднения в расследовании этих преступлений. Так, например, хулиганские действия длятся, как правило, недолго: 2-3 минуты. За это время происходит очень много динамически разворачивающихся событий.
в) Следователю необходимо проявить большое терпение, чтобы, используя приемы детализации, схематизации, сопоставление показаний каждого участника; метод моделирования и другие методы, буквально по секундам восстановить всю последовательность и обстоятельства преступления.
По мнению опрошенных нами опытных следователей, чтобы разрешить выше указанные проблемы и сложности от сотрудника требуется, в первую очередь, владение доказательственной базой по делу. Для этого нужно установить и иметь хорошие взаимоотношения с сотрудниками других служб органов внутренних дел, уметь организовать работу по сбору, анализу и обобщению необходимой информации так, чтобы довести начатое дело до конца и т.д.
Во-вторых, развивать и постоянно совершенствовать коммуникативные и тактические навыки и умения, профессиональную наблюдательность. Необходимо проявлять терпение, педантичность и гибкое мышление.
Все это приобретается на практике: чем интереснее работа, чем больше работаешь, тем больше приобретаешь профессионального опыта, иногда подсказывает интуиция. Главное – положительная мотивация и интерес к работе.
3) Обрабатывая данные анкетирования, изучая материалы уголовных дел, беседуя с опытными следователями, создавалось впечатление, что у сотрудников органов внутренних дел существует определенное противоречие между тем, как надо выполнять профессиональную деятельность согласно требованиям закона, с психологической точки зрения и тем, что для эффективного ее выполнения не хватает квалифицированной психологической помощи.
Эту мысль подтвердили ответы на вопрос: «Если бы в Вашем подразделении работал практический психолог, какие функции он мог бы выполнять при организации психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних? (см. табл. № 4).
Как видно из таблицы каждому второму следователю (50,8 %), участковому уполномоченному милиции (53,0 %) и инспектору ПДН (46,8 %), а также сотрудникам уголовного розыска (41,5%) необходима практическая помощь психолога: в исследовании индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних. Речь, безусловно, идет не только об исследовании, но и помощи психолога в обобщении информации о личности для составления профессиональных прогнозов о линиях поведении этого лица при проведении следственных действий.
Кроме того, почти каждому второму следователю и сотруднику уголовного розыска (52,3 % и 44,1 % соответственно), каждому третьему участковому уполномоченному (39,6 %) необходима помощь в распознавании лжи/правды в показания обвиняемых, а также аномалий психического развития несовершеннолетних. Примерно такая же необходимость в психологической помощи обозначена указанными сотрудниками в изучении статусно-ролевых характеристик преступной группы; психологических механизмов, закономерностей и мотивов, лежащих в основе преступной группы и поведении ее членов.
Количество респондентов (в %) | ||||
Предполагаемые функции практического психолога | Следователи и дознаватели | Сотрудники уголовного розыска | Инспекторы ПДН | Участковые уполномоченные милиции |
Помощь в исследовании индивидуально-психологических особенностей подозреваемых | 50,8; 2 ранг | 41,5, 3 ранг | 46,8; 3 ранг | 53,0; 1 ранг |
Помощь в составлении перечня вопросов при подготовке к допросу, очной ставке, в установлении психологического контакта с допрашиваемым, оказании психолого-педагогического воздействия на него | 39,3; 4 ранг | 24,6; 5 ранг | 56,5; 1 ранг | 26,9; 5 ранг |
Распознание лжи/правды в показания обвиняемых, а также аномалий психического развития несовершеннолетних | 52,3; 1 ранг | 44,1; 2 ранг | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | 39,6; 2 ранг |
Консультирование по вопросам, касающихся учета возрастных и психологических особенностей допрашиваемых лиц | 25,7; 7 ранг | 21,2; 6 ранг | 36,4; 4 ранг | 33,6; 4 ранг |
Проведение занятий по изучению возрастной, социальной и криминальной психологии; выработки навыков экспресс-диагностики личностных особенностей, установлении и поддержании психологического контакта с несовершеннолетними, разрешению конфликтов и т.п. | 27,8; 6 ранг | 26,3; 4 ранг | 53,3; 2 ранг | 27,5; 6 ранг |
Помощь в установлении статусно-ролевых характеристик преступной группы; изучении психологических механизмов, закономерностей и мотивов, лежащих в основе преступной группы и поведении ее членов | 49,7; 3 ранг | 47,5; 1 ранг | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | 35,6; 3 ранг |
Помощь в решении вопроса о необходимости назначения судебно-психологической, судебно-психиатрической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы | 35,6; 5 ранг | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты |
Таблица № 4. О функциях практического психолога
Заметим, что распознавание лжи/правды в показаниях обвиняемых зависит от так называемой профессиональной наблюдательности. Анализ содержания рабочих учебных программ образовательных учреждений МВД России по курсам «Психология в деятельности сотрудников ОВД», «Юридическая психология» позволяет сделать вывод о том, что это профессионально значимое свойство личности целенаправленно не развивается.
Тем не менее, хочется кратко поделиться опытом подобной работы в рамках психологического кружка «Профессиональная наблюдательность сотрудника ОВД». Именно под таким названием в течение 9 лет (с 1996 по 2004 гг.) на базе Орловского юридического института МВД России мною проводились занятия с курсантами, которые проявили интерес к этой проблеме в рамках научно-исследовательской работы студентов. Поскольку такая работа проводилась в форме тренинга в группах 9-14 человек, распространить такой опыт на большее количество желающих не представлялось возможным. Упражнения 12-15 занятий тренинга основывались в первую очередь на материалах, которые накоплены в практической психологии и изложены в работах А.А. Бодалева, Л.А. Регуш, А.В. Викулова, Ф. Лезера, А. Штангля, П. Экмана, А. Пиза и др. Автор использовал для проведения наглядный материал – фотографии, репродукции картин, слайды, кодопозитивы, видеокадры с записями допросов подозреваемых лиц и других следственных действий. Для оценки эффективности тренинга был предусмотрен ряд контрольных заданий (предложенных Л.А. Регуш), которые предлагались участникам дважды – на первом и последнем занятии, поэтому была реальная возможность оценить успешность их выполнения, а значит и оценить эффективность тренинга.
Судя по полученным результатам контрольных срезов и высказываниям участников тренинга, такая работа способствовала: развитию наблюдательности, «угадыванию внутреннего мира людей по их внешнему поведению», «узнаванию некоторых особенностей людей, говорят ли они правду или лгут по их внешнему выражению – мимике, жестам, походке, голосу» и т.п.[108].
По нашему мнению, подобные занятия нужно проводить с будущими сотрудниками органов внутренних дел в рамках образовательного процесса, т.к. это способствует повышению уровня профессионально-психологической подготовленности и профессиональной надежности, что в дальнейшем будет влиять на эффективность служебной деятельности.
Помощь в составлении перечня вопросов при подготовке к допросу, в установлении психологического контакта с несовершеннолетним допрашиваемым, оказании психолого-педагогического воздействия на него отметили каждый второй инспектор по делам несовершеннолетних (56,5 %), каждый третий следователь (39,3 %), каждый четвертый участковый уполномоченный милиции (26,9 %) и сотрудник уголовного розыска (24,6%).
Что касается вопроса о проведении специальных занятий, то в них нуждаются по нашим данным: каждый второй инспектор по делам несовершеннолетних (53,3 %), каждый четвертый следователь и дознаватель (27,8 %), каждый четвертый участковый уполномоченный (27,5 %) и сотрудник уголовного розыска (26,3%).
Итак, каждый принявший участие в анкетировании сотрудник органов внутренних дел в среднем отметил четыре позиции в анкете, желая таким образом получить квалифицированную психологическую помощь.
Очень важно при этом подчеркнуть, что сотрудники не только осознают проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних, но и понимают, что эти трудности могут быть преодолены при помощи практического психолога. Необходимо обратить внимание и на то, что сотрудники органов внутренних дел понимают, что не всегда эффективно справляются со своими профессиональными обязанностями, в частности, при расследовании и профилактике групповых преступлений несовершеннолетних. Полученные данные позволяют нам утверждать, что для эффективного расследования групповых преступлений несовершеннолетних необходимо повышать профессионально-психологическую подготовленность сотрудников органов внутренних дел.
Чтобы определить проявляют ли следователи активность в востребовании квалифицированной психологической помощи, мы предусмотрели в анкете вопрос о форме участия психолога (педагога) в допросе (см. табл. № 5).
Как видно из полученных результатов, по мнению почти половины допрошенных нами следователей (48,7 %) психологи или педагоги присутствуют на допросе, закрепляя это своей подписью в протоколе. Каждый четвертый следователь (25,6 %) получил помощь от психолога в установлении и поддержании психологического контакта с несовершеннолетним при проведении допроса с ним. Четвертая часть из числа опрошенных следователей (25,7 %) получила от психолога информацию о личности несовершеннолетнего.
Вопрос | Ответы | Количество следователей и дознавателей (в %) |
Укажите формы участия психолога (педагога) на допросе несовершеннолетнего подозреваемого | Помощь в установлении психологического контакта с ним | 20,4; 2 ранг |
Помощь в формулировании вопросов допрашиваемому | 5,2; 5 ранг | |
Предоставление информации о личности допрашиваемого | 9,4; 4 ранг | |
Помощь в изучении личности допрашиваемого | 16,3; 3 ранг | |
Участие сводилось к удостоверению своей подписи о присутствии на допросе | 48,7; 1 ранг |
Таблица № 5. Формы участия психолога (педагога) при проведении