Вопрос 3. Составление психологического портрета собеседника
Психологическая информация о другом человека зависит от конкретной ситуации общения, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, рассказах сослуживцев, знакомых, близких и т.д.
Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика партнера по общению. Все особенности, в которых человек внешне проявляет себя как личность и как индивидуальность подразделяются на три категории: 1) анатомические (признаки внешнего строения тела, лица и т.д.); 2) функциональные (особенности голоса и речи, жестикуляции, мимики, пантомимики, позы и др.); 3) сопутствующие (признаки одежды, обуви, мелких носильных вашей, украшений и пр.).
Анатомические признаки. Психологические исследования показали, что в процессе общения люди прежде всего обращают внимание на черты лица, выделяя его цвет, а также цвет волос, форму носа, разрез и цвет глаз, меньше всего - на форму лица и контуры тела.
Каждый элемент функциональной структуры человека отличается от других прежде всего по своим информативным функциям. Так, мимика в большей степени передает состояния человека, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, направленность взгляда говорит о характере контакта, поза с большей очевидностью, чем другие элементы, передает отношение к другому человеку. Речевое поведение служит индикатором общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения. По характерной терминологии человека можно судить о профессии, жизненном опыте. Сопутствующие признаки человека (прическа, одежда, украшения и др.), могут отражать образ жизни, некоторые мотивы поведения, отношение к себе, эстетические представления. На выборе одежды отражаются то или иное настроение, а также бессознательные устремления. Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки, кресты) указывают нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола. Некоторые признаки оформления внешности говорят о солидаризации с традициями, вкусами определенных социальных групп.
Не полагаясь полностью на внешние невербальные признаки, тем не менее, можно утверждать, что их язык более правдив, чем язык слов, поскольку неречевые проявления хуже поддаются волевому контролю, чем содержанке высказываний. Однако точность познания человека как объекта восприятия может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается психологический комплекс внешних проявлений объекта восприятия.
Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализу особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности и т.п.), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок и т.п.), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфику обращения людей друг к другу, наличие кличек и т.п.).
И При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с правоведом лица целесообразно, по мнению А. И. Панкина, ориентироваться на анализ следующих параметров личности:
1) направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы);
2) психические образования (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения);
3) характерологические качества, выражающие отношение к различным сторонам действительности: отношение к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и т.д.); отношение к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т.д.); отношение к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность и т.д.); отношение к собственности (щедрость или жадность, аккуратность или неряшливость и пр.);
4) психические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер личности);
5) социальнопсихологические особенности поведения (социальный и межличностный статус; стиль жизни и работы, стиль общения);
6) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья патопсихологические свойства).
Основными способами построения психологического портрета собеседника в процессе профессионального общения правоведа могут выступать эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация.
Эмпатиякак способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации.
Рефлексия основывается на познании и оценке правоведом своей позиции и размышлениях, о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планах поведения.
Стереотипизацияосновывается на переносе выявленных в практике юриста типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения.
Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков.
Второй этап профессионального общения характеризуется действиями правоведа, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок для эффективного взаимодействия, планирование содержания и условий предстоящего контакта.
Такой план должен включать следующие параметры: 1) цель общения; предполагаемые результаты; 2) место непосредственного контакта; 3) приемы и способы воздействия па партнера; 4) приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий: 5) нормативные требования к организации общения; 6) способы фиксации полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); 7) время общения и продолжительность контакта и др.
Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт, имеющий целью получение определенной информация и воздействие на партнера.
Можно выделять две разновидности профессионального общения:
1) внутриорганизационное общение (общение с коллегами, руководителями);
2) внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих вилах общения, но есть и общие психологические закономерности.
С психологической точки зрения воздействия в процессе общения направлены на согласование позиций участников коммуникации. Воздействия могут приводить к принятию точки зрения и позиции другого человека, либо к частичному или полному несогласию, противоречиям и конфликтам. Например, по уровню активности сторон в общении можно выделить отношения сотрудничества, уклонения от сотрудничества (бездействие) и конфликтные отношения,
II. Этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итого единства подходов к решению той или иной проблемы.
Приемы воздействия в процессе внутриорганизационного общения правоведа специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности. К ним следует отнести: должностное связывание к совершению необходимых профессиональных действий; организационную и профессиональную помощь; совместное планирование, направленное на согласование действий но времени, пространстве и по процедурам.
Специфика внеорганизационного общения правоведа (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителями, представителями органов власти и т.д.) проявляется в том, что оно происходит в рамках нормативно-правового регулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи и т.д. Все указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке.
Оптимизации перечисленных этапов профессиональной коммуникации способствует специальная психотехника, включающая наиболее рациональные, последовательные действия правоведа. Умение пользоваться психотехникой общения реализуется через владение приемами наблюдения, анализа, эффективного слушания, воздействия, конкретизируемых в специальных методических правилах.
Психотехника общения
А. Прием подготовки к общению с собеседником;
1) определение цели, формулировка задачи общения;
2) получение наиболее полного представления о собеседнике до начала общения с ним;
3) разработка схемы наблюдения за собеседником (предварительное определение признаков, подлежащих изучению, критериев их фиксации).
Б. Прием эффективного слушания в общении юриста, способствующий расположению и самораскрытию собеседника:
1) демонстрация заинтересованности в собеседнике (наклон в сторону говорящего, установление зрительного контакта и пр.);
2) отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы несколько расстроены...»;
3) эмпатийные ответы: «Представляю, что вы чувствовали», «Будь я на вашем месте, я бы не меньше был расстроен...», «Я так же, как и вы, негодую...»;
4) обращение к собеседнику за уточнением: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это». «Повторите, пожалуйста...»;
5) перефразирование - формулировка мысли партнера своими словами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Можете поправить меня, если я вас неправильно понял...»;
6) резюмирование (подытоживание) основных идей и чувств собеседника: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Вашей основной мыслью является...!).
В. Прием саморегуляции наблюдения юриста в процессе общения с собеседником:
1) отключение от внешних неблагоприятных (отвлекающих) факторов, эмоциональная сдержанность;
2) рациональное распределение внимания между формальной или процессуальной стороной общения и наблюдением за поведением собеседника.
3) концентрация особого внимания на незаметных, маловыразительных проявлениях собеседника;
4) осуществление наблюдения невыраженно, маскируя свой интерес, не вызывая настороженности собеседника.
Г. Прием анализа данных психологического изучения собеседника юристом.
1) оценка собеседника не по одной детали, а по комплексу психологических признаков: мимики, жестов, интонации, темпа движений и др.:
2) недоверие однократному наблюдению, стремление изучить собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, изменение условия наблюдения, перепроверка признаков поведения собеседника, которые могут быть проявлением маскировки, симуляции;
3) учет влияния национальных традиций, воспитания, избежание ошибок в трактовке некоторых жестов или актов поведения собеседника;
4) стремление понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами (рефлексия);
5) «моторное проигрывание (имитация)» - воспроизведение некоторых компонентов поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица, присоединение к динамике движения, лексике для понимания его состояния);
6) использование различных типов, классификаций, категорий собеседников;
7) обобщение отдельных впечатлений и наблюдений в целостный образ (психологический портрет) собеседника.
Д. Прием психологического воздействия юриста на собеседника:
1) формулировка прямых вопросов, направленных на активизацию реакций собеседника:
2) использование пристального взгляда («глаза в глаза») с выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника:
3) создание условий хорошей освещенности лица собеседника; 4} нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см), приближение к нему сзади, сбоку, спереди:
5) использование вопросов-ярлыков («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающих критичность восприятия собственных слов;
6) использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?».
«Вы сами сделаете это или с помощью ?..», «Как я должен, на ваш взгляд, поступить: так или ?..».
Коммуникативная толерантность личности. Принципы толерантного поведения личности реализуются, прежде всего, в межличностном общении. В Декларации принципов толерантности особо подчеркивается, что толерантность необходима как в отношениях между отдельными людьми, так и в семье, и любой другой группе. Рассматривая механизмы выстраивания отношений личности с микросоциумом, выделяют несколько уровней коммуникативной толерантности, или толерантных комуникативных установок.
Первый уровень ситуативной коммуникативной толерантности фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях «терпеть не могу этого человека», «он меня раздражает своим присутствием», «меня трясет от него», «меня все в нем возмущает». О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: «мне очень импонирует этот деловой партнер», «с этим человеком легко общаться». О среднем уровне говорят следующие высказывания: «не все я принимаю в этом человеке», «иногда он невыносим», «кое-что меня в нем раздражает».
Второй уровень типологической коммуникативной толерантности выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен в словах: «меня раздражает такой тип людей», «я не стал бы жить в одной комнате с нацменом», «лучше не иметь дела с клиентами-пенсионерами». Средний уровень проступает в оборотах речи: «такие работники вызывают противоречивые чувства», «если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера». О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: «обычно представители этой нации — хорошие люди», «обожаю такой тип мужчин».
Третий уровень профессиональной толерантности проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке. Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными — капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие «хороший» или «плохой» пассажир, у официантов, парикмахеров, водителей такси — «хороший» или «плохой» клиент.
В четвертом уровне общей коммуникативной толерантности просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы — ситуативную, типологическую, профессиональную.
Необходимо особо отметить, что анализ качественных сторон коммуникативной толерантности дает основание констатировать ее детерминационную обусловленность с эмоционально-чувственной стороной процесса общения. Скрытый смысл сказанного, отраженный невербальными средствами коммуникации, понимается глубже людьми с развитой эмпатией. Поэтому толерантность тесно связана с эмпатийным общением.