Выделенные по различным основаниям
(Таб. 12.8.)
Табл. 12. 9 Составляющие продуктивности ума
ментарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления. Выделяют также наглядно-образное (см.) и абстрактно-логическое (или отвлеченное) мышление.
Табл. 12.10
Самостоятельность мышления | умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли | |
Критичность мышления | объективная оценка других и себя | |
Глубина мысли | способность анализировать, сравнивать, находить существенное | |
Гибкость мысли | умение находить пути решения задачи | |
Пытливость мысли | потребность всегда искать наилучшее решение |
Табл. 12.11
Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения | ||
Тип обучения | Характер умственных операций | Тип мышления |
Алгоритмное обучение | Точное копирование преподавателя и учебника | Репродуктивное стандартное мышление |
Описательно-объяснительное обучение | Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала | Полусамостоятельное репродуктивно-вариативное мышление |
Проблемно-поисковое обучение | Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний | Самостоятельное творческое (продуктивное мышление) |
ВООБРАЖЕНИЕ
Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, называется воображением (см.). Воображение присуще только человеку.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти.
Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными.
Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации.
Воображение как своеобразная форма отражения действительности:
- осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого;
- способствует предвосхищению будущего;
- «оживляет» то, что было ранее.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в процессе которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.
Важную роль в создании новых временных связей играет слово.
Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира.
Воображение — важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.
Процесс воображения неразрывно связан с эмоционально-волевой и познавательной сферами личности.
Воображение, как и восприятие, память, мышление,— познавательный процесс.
Общее и отличное между мышлением и воображением. И мышление и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее.
Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее(создание образа предмета по его описанию) и творческое(создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
Мечта— вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.
-
Табл. 12.12.
Этапы творческого воображения |
Возникновение творческой идеи |
«Вынашивание» замысла- Фрустрация - Инкубация - Инсайт - Реализация! |
Реализация замысла |
Рис. 12.13.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
агглютинация— «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
гиперболизацияхарактеризуется увеличением или уменьшением предмета, а также изменением отдельных частей;
схематизация— отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Выделяют:
реалистическое воображение(отражает действительность, предвосхищает события);
фантастическое воображение(«отлетает» от действительности).
- 187 -
Рис. 12.14. Единоборство Мардука с Тиамат. Оттиск печати на глиняной пластине
Рис. 12.15. Фантастическая живопись аборигенов Австралии
Вопросы и задания по темам «Мышление» и «Воображение»
1. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
2. Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте отличие мышления от чувственного познания.
3. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений.
6. Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы.
7. Укажите некоторые общие закономерности формирования умственных действий. Покажите их связь с внешними практическими действиями.
5. Какого характера умозаключения проявляются при решении задач? Приведите примеры.
6. В чем отличие понятий от представлений и как они взаимосвязаны? Проиллюстрируйте примерами.
- 188 -
7. Назовите основные мыслительные операции, которые необходимы для сравнения понятий.
8. В чем состоит эвристический подход к изучению мышления?
9. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.
10. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?
11. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.
12. Известный советский психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены, происходящие в его теле. В специальных опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2" и понизить температуру левой руки на 1,5*. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца ("видя" себя бегущим за трамваем) или замедлял его ("видя" себя спокойно лежащим в постели). Чем можно объяснить этот факт?
Объясните, почему, прочитав описание того или иного заболевания, не искушенный в медицине человек воображает, что он заболел именно этой болезнью, и у него развиваются соответствующие симптомы.
13. Пользуясь схемой видов воображения охарактеризуйте каждый вид и покажите его значимость в практической деятельности человека.
14. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?
15. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.
16. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
17. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.
18. На основе данных психологической науки и анализа своего опыта оцените, как должна быть организована работа по формированию у детей научных понятий.
С целью проверки и сравнительной оценки способности учащихся к обобщению может быть проведен несложный эксперимент. С этой целью предложите записать на листе бумаги ряды из пяти слов, четыре из которых объединены каким-то общим понятием, а пятое — лишнее. Например: «Енисей», «Обь», «Дон», «Амур», «Лена»; или: «собака», «корова», «овца», «лось», «кошка». На выполнение задания отводится одна минута.
19. Всякая учебная задача — задача мыслительная. Поэтому многие исследователи при изучении закономерностей мышления у детей используют именно учебные задачи и способы их решения.
Назовите основные этапы решения типичных мыслительных задач, выделяемые в психологии.
Для выяснения, в какой мере у исследуемого развиты сообразительность, способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей, можно провести следующий эксперимент:
Предложить таблицу (или нарисовать на доске) ряды чисел с пропусками в середине. Например:
2 7 3 7 4 7— — 6 7
2 7 3 0 — — 39 42 45 48 51 54
47 43 39 35 — — 23 19 15 11
3 6 7 14 — — 31 62 63 126
Испытуемый должен найти правило (принцип), по которому подобраны числа, и дописать недостающие.
ЧУВСТВА И ВОЛЯ
Узловые вопросы темы
1. Чувства и потребности личности. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Социальная обусловленность человеческих чувств.
2. Физиологические механизмы чувств. Роль коры и подкорки в их регуляции.
3. Выразительность чувств. Формы их протекания.
4. Высшие чувства — моральные, интеллектуальные, эстетические, практические — как результат общественного развития.
8. Воля и волевые действия человека.
6. Физиологические механизмы волевого действия.
7. Психологическая структура волевого акта.
8. Волевые качества личности.
Основные психологические понятия по теме «Чувства»
Астенические чувства (эмоции) — переживания, снижающие активность личности.
Аффект — психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание.
Амбивалентность — одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).
Апатия — психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.
Вдохновение — психическое состояние, в состав которого входят стеничес-кие эмоции и творческое мышление.
Депрессия — подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.
Ирония — тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.
Лимбическая система — совокупность внутренних образований головного мозга, функционально связанных с некоторыми эмоциональными процессами.
Любознательность — интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании.
Стенические чувства (эмоции) — переживания, повышающие активность личности.
Страсть — проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью.
Стресс — состояние напряжения, возникающего под влиянием сильных воздействий.
Настроение — устойчивое переживание каких-либо эмоций.
Чувство — отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.
Эмпатия — процесс сопереживания, включения в эмоциональное состояние другого человека, способность понять переживание другого.
Эмоции — реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Э. связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей.
Основные психологические понятия по теме «Воля»
Борьба мотивов — этап волевого действия, связанный с принятием решения.
Волевое усилие— переживание усилия, являющегося субъективным компонентом волевого действия.
Воля — форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий.
Импульсивные действия — действия, совершаемые непроизвольно и Недостаточно контролируемые сознанием.
Принятие решения — выбор одного из вариантов решения задачи.
Сила воли — степень необходимого волевого усилия для достижения цели. Силу воли характеризуют: решительность, настойчивость и др.
Познавая действительность, человека так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. — все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, называемые эмоциями. Чувства, являются продуктом культурно-исторического развития человека, в жизни и деятельности выполняют мотивирующую роль.
Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития.
В зависимости от направленности чувства делятся на:
- моральные(переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);
- интеллектуальные(чувства, связанные с познавательной деятельностью);
- эстетические(чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);
- практические(чувства, связанные с деятельностью человека).
Табл. 13.1. Классификация эмоций и чувств
Говоря о переживании человека, употребляют два термина — «чувства» и «эмоции». Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.
Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими (см.), вторые – астеническими(см.).
Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил напряжением, называются стрессовыми(см.).
Существует тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц, в частности выразительными движениями всего тела (пантомимика) и лицевых мышц (мимика), а также с изменениями в деятельности желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент. Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи.
- 192 -
В мимике улыбки участвуют те же мышечные группы, что и в мимике искреннего смеха. Однако степень сокращения их иная, а поэтому менее сближены веки и менее сужена глазная щель, рот лишь слегка приоткрыт или сомкнут, мышцы шеи не напряжены.
В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца.
В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта.
Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания или разрушения сложившихся в нервной системе динамических стереотипов. Особенно острые переживания испытываются при ломке временных нервных связей (сужение возможностей) Благоприятные, привычные внешние условия облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния (расширение возможностей).
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии явлений и предметов, но могут быть вызваны словами. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными, приобретают общественный характер.
В психологии XVII—XIX вв. выявилось две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции — вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (Гербарт и др.)- Согласно второй — эмоции носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма.
Первый, кто пытался раскрыть биологическую природу чувств, был Ч. Дарвин. Он утверждал, что чувства человека имеют животное происхождение и что по мере развития психики эмоции будут исчезать.
Выразительные движения животных, как показал Ч.Дарвин, носят приспособительный характер. Оскал зубов, например, или раздувание ноздрей, сжатие пальцев во время сильного гнева в свое время были, по его мнению, необходимы, так как содействовали непосредственной борьбе животных друг с другом.
Эмоции человека и выразительные движения, которыми они сопровождаются, согласно теории Дарвина, являются рудиментами прежде целесообразных инстинктивных движений животных.
У человека имеется огромное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем даже эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, любопытство, радость, уныние и др.), имеют качественные отличия друг от друга.
Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом Вундтом.Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». В основе этой теории лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме.
Близка к рассматриваемым теориям теория эмоций, предложенная американским философом и психологом Джемсом и датским врачом Ланге. Согласно их теории, возникновение эмоций обусловлено изменениями в двигательной сфере. Тот факт, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, побудило их выдвинуть теорию, согласно которой эмоции представляют собой якобы сумму только органических ощущений, вызываемых этими изменениями. Джемс трактовал эти изменения как
Рис.13.2. Внешнее выражение различного эмоционального состояния у шимпанзе
ДЫХАНИЕ
Рис. 13.3. Трехмерная теория эмоций В. Вундта
причину эмоций. Плач, дрожь, смех, согласно этой точке зрения,— это источники, причина эмоций. Согласно этой теории, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. В итоге эмоции отрывались от сознания и рассматривались изолированно от всей психики.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он отметил, что телесные изменения, возникающие при различных эмоциональных состояниях, весьма похожи друг на друга и недостаточны для того, чтобы объяснять качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека, а искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что и телесные изменения и эмоциональные переживания возникают почти одновременно. На рис. XII.6. основные положения этих теорий представлены для сравнения.
Согласно теории Хеббаэмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы (рис. XII.7).
В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнетивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними (рис. XII.8).
Биологическая теория эмоций П.К. Анохинапостроена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, какими являются эмоциональные реакции.
Табл. 13.4.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА — ЛАНГЕ | ТЕОРИЯ КЕННОНА – БАРДА | |||||||
ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ | ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОГЕННЫХ СТИМУЛОВ | |||||||
НЕРВНО-МЫШЕЧНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА | ПЕРЕРАБОТКА НЕРВНЫХ ИМПУЛЬСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ РЕЦЕПТОРОВ В ЦНС С ОДНОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ В КОРУ ГОЛОВНОГО МОЗГА И К ДРУГИМ ОРГАНАМ ТЕЛА | |||||||
ПЕРЕРАБОТКА В ЦНС ИМПУЛЬСОВ, ПОСТУПАЮЩИХ ОТ ОРГАНОВ | ||||||||
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ | ПОЯВЛЕНИЕ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ | |||||||
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ СТИМУЛА В ВИДЕ ЭМОЦИЙ | ||||||||
Табл. 13.4.Основные положения и динамика процессов в теориях эмоций Джемса — Ланге и Кеннона — Барда
Рис.13.5Зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (по Д.О. Хеббу)
Согласно биологической теории эмоций, положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции.
Исследования психофизиологии эмоций (П.В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информирован-
Рис. 13.6.
ность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Это подтверждает высказывание И.П. Павлова о том, что человеческие чувства находятся под «сурдинкой» коры.
.
Сигнальная функциячувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функциячувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды.
Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего — это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т. д.
У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике.Меняется выражение лица, глаз (мимика), появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).
Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне,— это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии.
В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Среди них выделяются такие, которые отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. Это настроения(см.), аффекты (см.), страсти (см.), стрессы, (см.).
Настроение— устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Оно может быть веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое. Основными источниками настроений являются удовлетворенность или неудовлетворенность тем, как складываются отношения с окружающими, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие на жизненном пути человека. Длительное плохое настроение — показатель неблагополучия.
Настроение находится в большой зависимости и от общего состояния здоровья человека, в особенности от состояния нервной системы и желез внутренней секреции.
Аффект— эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Часто аффекты сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга.
Страсти — эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин.
Стресс— состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанное с эмоциональной перегрузкой.
Теорию стресса разработал канадский ученый Селье. Он указывал, что стрессовые состояния направлены на повышение устойчивости организма к любым воздействиям и носят защитно-приспособительный характер. По Селье, адаптационный синдром начинается со стадии тревоги, во время которой в ответ на первоначальный шок мобилизируются защитные системы организма. В результате организм приобретает устойчивость.
Предположите, какие события могли вызвать эмоциональные состояния, изображенные на фотографиях, обстоятельства, при которых они могли возникнуть.
Попытайтесь реконструировать примерный ход мыслей человека, изображенного на фотографии; чем он занимался в тот момент, когда был сфотографирован и каковы могут быть его действия в последующем.
Опишите возникшие чувства в образной форме и охарактеризуйте эмоциональный облик людей, изображенных на фотографиях, обратите внимание на возрастные особенности.
Понимание выразительных движений, характеризующих конкретные чувства, эмоции человека, имеет первостепенное значение в творчестве художников. Посредством изображения в своем произведении мимики и пантомимики художник передает духовный мир своих героев, их переживания, радости, страдания и многое другое, из чего складывается жизнь человека как общественного существа.
ВОЛЯ.
Воля (см.) есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях.
I уровень — осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности.
II уровень — активное изменение функционирования психики, выбор необходимого способа его преобразования.
В отечественной психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями. Согласно другой концепции, поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделен способностью к сознательному выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями И.А. Бернштейна, П.К. Анохина.
Воля— это особая форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию. Она возникла вместе с возникновением общества трудовой деятельности.
Воля является важным компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной.
Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия, сознательно поставленной целью.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительно без торможения.
Волевые действий по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой — природной и социальной.
Самостимуляция как одна из сторон воли может проявляться в разных формах (по А.И. Высоцкому), как прямо (в виде фраз, слов), так и косвенно (в виде образов, представлений).
Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом актепобуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. Для сложного волевого актасущественно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления.
Нервные центры управления произвольными движениями сосредоточены в двигательном участке коры больших полушарий, расположенном в области передней центральной извилины головного мозга.
Рис. 13.7 (1). Улыбка, приветливость, доброжелательность Страх
Вынужденная улыбка, недоверие Удивление
Сомнение Любопытство
Грусть Горе
Испуг Ужас
Скорбь Брезгливость
В сложном волевом действии можно выделить несколько основных стадий или этапов.
Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность, (см. табл. на с. 215).
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:
целеустремленность— умение человека подчинять свои действия поставленным целям;
настойчивость— умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
выдержка— умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения;
решительность— умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
инициативность— умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
самостоятельность— умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от
(Табл.13.8.)