О системном подходе к изучению конфликтов

Системный подход — это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рас­смотрение объектов как систем. Он ориентирует конфликтолога на раскрытие целостности конфликта как явления, на поиск в нем всех основных многообразных типов связей и сведение их в единую теоретическую картину, максимально разносторонне и глубоко отражающую реальные конфликты.

Системный подход исторически пришел на смену широко распространенным в XVII—XIX вв. концепциям механицизма.

9. Методологические основы исследования конфликтов 135

Он разрабатывался в интересах исследования сложных, много­уровневых, иерархических, развивающихся объектов. Такие объ­екты трудно изучать, опираясь только на принципы развития всеобщей связи, конкретно-исторический подход и др. Кон­фликт относится к такому классу явлений, в исследовании кото­рых крайне желательно использование системного подхода или хотя бы его элементов.

Принцип системного подхода предполагает:

• Рассмотрение изучаемого явления как системы, как отгра­ниченного множества взаимодействующих элементов.

• Определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий меж­ду ними.

• Выявление внешних связей системы, выделение из них главных.

• Определение функции системы, ее места и роли среди дру­гих систем.

• Обнаружение закономерностей и тенденций развития сис­темы.

Системный подход наряду с общей теорией систем составляет методологическую и теоретическую основы системного анализа.

При исследовании конфликтов целесообразны следующие основные виды системного анализа: системно-структурный, сис­темно-функциональный, системно-генетический и системно-информационный (рис. 9.3).

Системно-структурный анализ конфликта заключается в рас­смотрении его как целого, состоящего из системы подструктур, которые в свою очередь состоят из элементов, не разлагаемых на подструктуры. Он включает в себя этапы:

• определение пространственно-временных и содержательных границ конфликта как целого;

• выявление возможно большего числа подструктур и элемен­тов, составляющих структуру конфликта;

• группирование элементов в обоснованное число подструктур;

• установление иерархии подструктур и элементов, в которой нижние уровни подчинены высшим;

• выявление всех основных связей и отношений между эле­ментами, подструктурами и конфликтом в целом.

136 HI- Методы исследования и диагностики конфликтов

Системно-информа­ционный анализ

Системно-струк­турный анализ

Системно-генети ческий анализ

Рис 9 3 Основные виды системного анализа конфликтов

Структура конфликта имеет «матрешечное» строение и на сегодняшний день изучена в самом общем виде (подробнее см. гл 13).

Системно-функциональный анализ конфликта состоит в опре­делении внешних проявлений его свойств в системе отношений того социума или психики, в которых конфликт развивается, а также выявлении характера воздействия и способов воздействия одних элементов и подструктур конфликта на другие (подробнее см. гл. 14)

Системно-генетический анализ конфликта нацелен на иссле­дование движущих сил эволюции, развития и динамики кон­фликтов. Он состоит в раскрытии обусловленности конфликтов факторами макро- и микросреды, зависимости от субъективного мира участников конфликта, определении иерархии причин, порождающих конфликты (подробнее см. разд. 1—4).

Системно-информационный анализ конфликта заключается в выявлении роли информации и ее функций в зарождении, разви­тии и завершении конфликтов. Он состоит в анализе закономер­ностей информационного обмена между основными подструкту­рами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов и других участников конфликта, основных факторов, влияющих на полноту и объективность информационных моделей конфликтной ситуации у ее субъектов (подробнее см. гл. 20).

9. Методологические основы исследования конфликтов J37

На основе четырех основных видов системного анализа вы­деляются три дополнительных вида, имеющих теоретико-прикладное значение.

Системно-ситуационный анализ конфликта — один из пер­спективных научных методов эмпирического исследования кон­фликтов. При системно-ситуационном анализе конфликт рас­сматривается как социально обусловленная и динамичная сис­тема, не сводимая к простой сумме своих элементов, обладаю­щая структурой, в которой свойства элемента определяются его местом в этой структуре. В качестве единицы системно-ситуационного анализа конфликта используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамиче­ские характеристики, временные и пространственные границы. С помощью ретроспективного анализа создается «банк» кон­фликтных ситуаций. Он позволяет, применяя методы математи­ческой статистики, выявить ряд зависимостей и тенденций, за­кономерностей развития конфликта, на основе которых делают­ся обобщения и предлагаются рекомендации. В основе метода ле­жит идея системно-ситуативного анализа деятельности, предложен­ного психологом Б.Я. Швединым [97] (подробнее см. гл. 12).

Одним из важных видов системного анализа конфликта явля­ется междисциплинарный анализ. Его необходимость вызвана уни­кальностью конфликта как явления, исследованием которого за­нимаются одиннадцать наук. Междисциплинарный анализ требу­ет, чтобы при изучении конфликта в рамках одной науки кон­фликтолог максимально полно использовал знания, полученные в остальных десяти частных конфликтологических науках.

Взаимное ознакомление с результатами исследований кон­фликта в различных науках позволит по-новому, более системно подойти к решению внутринаучных проблем. Объединение уси­лий представителей различных наук, по нашему мнению, явля­ется сегодня наиболее простым, дешевым и эффективным спо­собом достижения кардинального прогресса в изучении кон­фликта. Без качественного скачка в изучении социальных кон­фликтов трудно надеяться на успех в их управляемом разреше­нии (подробнее см. гл. 22).

Еще одним видом системного анализа является системно-содержательное описание конфликта, которое и рассматривается далее.

138 Iff- Методы исследования и диагностики конфликтов

9.3. Универсальная понятийная схема описания конфликта

Системный подход к исследованию конфликта предполагает определение общей для различных наук понятийной схемы его описания. Разработка собственного понятийно-категориального аппарата, постоянное его развитие, приведение в соответствие с практикой — одна из важнейших задач конфликтологической теории. Развитие общей и частных теорий конфликта выражает­ся главным образом в расширении и углублении понятийных схем описания этого явления, в переходах от одних понятий к другим, фиксирующим более глубокую сущность конфликта, ранее не изученные его стороны.

В каждой из отраслей конфликтологии разработаны и разви­ваются свои понятийные схемы описания конфликта. Их каче­ство определяется временем и интенсивностью исследования конфликта в той или иной науке. Конфликт как самостоятель­ное явление в социологии изучается с 1924 г., а в военных нау­ках — с 1988 г. Интенсивность изучения проблемы конфликта, которую формально можно определить числом публикаций, влияет на состояние понятийно-категориального аппарата раз­ных отраслей конфликтологии. Кроме того, существенные отли­чия в понятиях вызваны спецификой того предмета, который представители различных наук выбирают в общем объекте ис­следования — конфликте.

В психологии впервые понятийная схема описания была предложена социальным психологом Л.А. Петровской [63]. Эта схема включала четыре категориальные группы, характеризую­щие социально-психологический уровень анализа конфликта: структура конфликта, его динамика, функции и типология. В последующем А.Я. Анцупов [4] расширил схему до семи групп понятий: сущность; генезис конфликта; классификация; функ­ции; структура; динамика; методы изучения конфликта. Затем им же была предложена система, включающая одиннадцать по­нятийно-категориальных групп описания конфликта |5].

Для всех наук, изучающих конфликт, можно предложить следующий вариант понятийно-категориальной схемы его опи­сания. Она включает одиннадцать основных категориальных групп: сущность; классификация; структура; функции; эволю-

I

а

а

0\

(J

I- Методы исследования и диагностики конфликтов

ция; генезис; динамика; информация в конфликте; предупреж­дение; завершение конфликта диагностика и исследование (рис. 9.4). Далее каждой из категориальных групп посвящена отдель­ная глава, а проблемам предупреждения и завершения конфлик­тов — разд. 7 и 8 учебника.

Этапы анализа конфликтов

Многовековая история науки показывает, что сам процесс изучения любого явления имеет свою логику и состоит из не­скольких этапов. Знание конфликтологом этапов изучения кон­фликтов, соблюдение требований логики научного исследования позволят ему повысить результативность работы. Известно во­семь основных этапов научного анализа конфликтов (рис. 9.5).

Этапы

Составление программы

Определение конкретного объекта изучения ________________(выборка)_______________

Разработка методики анализа конфликтов

Пробное исследование, доработка программы и методика

Сбор первичной информации

Качественная и количественная обработка соб-_______________ранных данных______________

Анализ и объяснение полученных результатов

Обоснование и формулировка выводов и практи­ческих рекомендаций____________

Рис 9.5. Основные этапы изучения конфликтов [105]

1. Составление программы, которая представляет собой дос­таточно подробное, всестороннее и завершенное теорети-

9. Методологические основы исследования конфликтов 141

ческое обоснование методологических подходов и мето­дических приемов анализа интересующего конфликтолога явления. Программа — стратегический документ изуче­ния, его обязательный начальный этап. Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтоло­гом целей (В. Ядов).

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка). Кон­фликтолог, как правило, не может изучить все множество конфликтов, которое является носителем интересующего его аспекта конфликтного взаимодействия. Если, напри­мер, его интересует состояние конфликтности взаимоот­ношений сотрудников в организации, то он просто не имеет возможности изучить все взаимоотношения между всеми без исключения сотрудниками. Да это и не нужно делать для того, чтобы представить истинное положение дел. Состояние конфликтности взаимоотношений в органи­зации можно достаточно объективно оценивать, изучая их в нескольких структурных подразделениях организации. Все множество конфликтов, которое является объектом изучения и теоретически должно быть изучено, образует генеральную совокуп­ность. В нашем примере генеральную совокупность составляют взаимоотношения между всеми сотрудниками организации.

Выборка — часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В рассматриваемом примере выборку составляют те конкретные структурные подразделения, в которых конфликтолог реально анализирует состояние конфликтности взаимоотноше­ний. Очевидно, с одной стороны, для получения достоверной ин­формации выборка должна по объему как можно меньше отли­чаться от генеральной совокупности. С другой стороны, в интере­сах максимального сокращения времени, которого потребует изу­чение, а также материальных затрат выборка должна быть наи­меньшей.

Важным свойством выборки является ее репрезентативность, т.е способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Определение выборки — ответственный этап в изучении конфликтов. Если нет научного обоснования выборки, то полученные на произвольной выборке данные могут только исказить истинное положение дел. Чтобы этого не случилось, выборка должна моделировать свойства генеральной совокупно-

142 41- Методы исследования и диагностики конфликтов

сти возможно более полно и учитывать ее характеристики, су­щественные для решения поставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфлик­тов. Методика представляет собой систему методов и процедур, используемых в процессе изучения конфликтов. Она должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение достаточно полной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов на небольшой выборке, оцен­ка достоверности получаемой информации, доработка программы и методики. Практика изучения конфликтов показывает, что трудно сразу разработать такую методику, которая позволила бы в полном объеме решить все задачи изучения. Невозможно сразу предусмотреть все организа­ционные проблемы; особенности поведения изучаемых лю­дей в ходе исследования; понимание адресованных к ним вопросов; побочные факторы, которые могут оказать зна­чительное влияние на результаты, и способы их нейтрали­зации; достаточно точно определить силы, средства и вре­мя, необходимые для изучения; выявить возможные труд­ности в обработке данных и другие проблемы. На все эти вопросы можно получить ответ только в практике самого изучения. Вот почему необходимо пробное исследование. Оно позволяет заранее выявить наиболее «узкие» места и устранить их. Пробное изучение дает возможность повы­сить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить организацион­ную процедуру анализа, дать предварительную оценку эф­фективности приемов качественного и количественного анализа полученной информации.

5. Сбор первичной конфликтологической информации сопрово­ждается контролем достоверности и надежности получае­мых данных. На этом этапе важно как можно более полно реализовать программу анализа, изучить все то, что пла­нировалось подвергнуть изучению, не допустить искаже­ния собираемой информации.

6. Качественная и количественная обработка собранных дан­ных проводится в соответствии с выдвинутыми гипотеза­ми, а также может выходить за их рамки. На данном этапе основным методом является содержательный теоретиче-

9. Методологические основы исследования конфликтов 143

гкий конфликтологический анализ. Значительно расши­ряет его возможности обоснованное и грамотное исполь­зование математических методов, компьютерной техники.

7. Анализ и объяснение полученных результатов заключается в систематизации собранных и обработанных данных, по­строении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликтного взаимодейст­вия. Объясняя полученные результаты, важно избежать негативного влияния установок, сформировавшихся до исследования. Если полученные факты противоречат ожидаемым, то необходимо не отбрасывать их, а менять выдвинутые гипотезы и повторно проверять факты. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на развитие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерности в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических реко­мендаций завершают процесс исследования. Для повыше­ния эффективности работы конфликтолога на этом этапе необходимо использовать не только информацию, полу­ченную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях конфликтологии.

Наши рекомендации