Формы и функции рекламного креатива
Социальную рекламу в целом можно разделить на два самостоятельных вида:
(1) обращения направленного действия — содержат четкие
описания проблемной ситуации и предписывают кон
кретное поведение для оказания помощи. Как правило,
такие обращения распространяются посредством теле
визионных программ, динамических заставок, бегущей
строки. В рамках популярных телепередач могут посто
янно действовать специальные проекты. Но чаще такие
предприятия возникают спонтанно (под определенного
спонсора или отдельную задачу) и имеют ограниченный
срок действия.
Как правило, направленные социальные проекты посвящаются отдельным темам социальной поддержки: сбор материальных средств в пользу детских домов, домов престарелых, специализированных медицинских учреждений или конкретных нуждающихся лиц.
Примеры: «Позвоните родителям», «Соблюдайте правила дорожного движения»;
(2) описательные обращения эмоционально-чувственного харак
тера — строятся на кратких эмоциональных провозгла
шениях, не содержащих предписания к какому-либо дей
ствию. Часто содержат косвенные описания проблемной
ситуации, например: «Мы любим город Омск», «Если каждый
житель Омска посадит хотя бы один цветок, то в нашем городе
будет 140 000 цветов», «С праздником, Омичи!» и др.
Три формы реализации креатива в рекламном продукте
В любом рекламном продукте креатив имеет три формы реализации:
(1) коммуникативный образ (впечатляющий имидж, слоган, текстовое обращение и др.), т.е. то, что привычно именуется модным словом «креатив». Например, серия постеров Mladen Penev основана на использовании впечатляющего образа. Слоган: «Сила книг» (илл. 2.1, а, б, в, г);
(2) неординарное решение системы средств коммуникации с потребителем при проведении рекламной кампании. Может быть связано с появлением новых средств коммуникации с потребителем (например, жидкокристаллические экраны на улицах, вмонтированные в напольное покрытие световые короба; провокационный маркетинг). Иллюстрация 2.2, а, б является примером провокационной кампании: урны на улицах представлены в форме глазного яблока. Необычное воплощение вполне обыкновенной идеи действительно впечатляет! Слоган: «Курение вызывает слепоту».
Иллюстрация 2.3 представляет собой пример провокационной кампании фонда NRDC со слоганом: «Прекратите охоту. Нет времени откладывать». Часы с изображениями животных вместо цифр и стрелками в форме охотничьего оружия были вывешены в наиболее проходимых местах (вокзалы, остановки автотранспорта). Данная реклама не может служить лучшим образцом, так как у заядлых охотников она вызывает ассоциации, несовместимые с целевыми («Пора на охоту»);
Илл. 2.3. Пример провокационной кампании фонда NRDC
(3) нетрадиционная техника или стиль воплощения рекламного обращения (причем как для вида коммуникации в целом, так и для освещения отдельной социальной тематики).
На фото (илл. 2.4) обычное такси переходит в «скорую» и полицию. Слоган: «Знай свой предел».
Рекламный креатив как особый вид профессиональной деятельности
Если же рассматривать рекламный креатив как особый вид профессиональной деятельности, можно также выделить некоторую иерархию направлений:
(1) конструирование нового рекламного обращения посредством
кодирования передаваемой информации (простейший уро-
„ вень реализации рекламной идеи). Языковое обеспечение
" такого перевода во многом заимствовано из сферы худо-
жественного переосмысления действительности и задействует упрощенные модификации типовых инструментов (креативный имидж).
Цель — создание осведомленности и актуализация отдельных тем социально ориентированных проектов. Такая прагматическая цель обусловливает упрощенность смыслового содержания рекламного образа по сравнению с художественным. Поэтому и инструментарий рекламного конструирования приобретает упрощенный (по сравнению с исключительно художественным) характер. Такое усечение восполняется задействованием механизмов психоэмоционального манипулирования (намеренное привлечение рефлексивного, селективного внимания; ассоциирование и др.).
Проблематика перевоплощения рекламного социального обращения в псевдохудожественную композицию происходит из отсутствия алгоритмического обеспечения и очерченного символического ряда перевода информации на выразительно-образный язык; (2) смыслообразование нового продуктивного общественного отношения к социальной проблеме (высший уровень реализации социальной рекламы). Предаваемая индивиду посредством рекламного воздействия экспрессия социально ориентированного мировосприятия порождает две формы в восприятии последнего:
• эмоциональное самоосознание. Предполагает интерпретацию
чувств мецената в процессе социальной помощи или его
роли в решении глобальной проблемы. Реклама, достовер
ным образом изображающая эмоциональное состояние
. мецената, во многом предопределяет характер и степень выраженности активной позиции целевой аудитории;
• чувственное ощущение. Предполагает интерпретацию субъ
ективного восприятия социально значимой проблемы. Та
кое изображение характеристик носит личностный харак
тер и поэтому теряет свою объективность и приобретает
характер преимуществ (выгод), ориентированных на каж
дого конкретного индивида из целевой аудитории.
Можно выделить целый ряд смешанных техник эмоционального воздействия на целевую аудиторию для достижения эффекта эмоциональной близости с объектом продвижения:
(1) акцентирование позитивной эмоциональной реакции при положительной мотивации (здесь — субъективных переживаний).
Например: «Мы любим город Омск», «Моста — город добрых людей» и т.п.
i\ Общая схема такой конструкции предлагает структурировать рекламное обращение таким образом, чтобы прочтение рекламного обращения ассоциировалось с положительным эмоциональным возбуждением. Здесь особенно важно демонстрировать подлинность изображаемых эмоций, а также прочно связывать предлагаемые выгоды с объектом рекламы. Так, реклама служит положительным раздражителем, усиливающим положительную мотивацию.
Проекты позитивной мотивации не являются для адресата личностно важными, поэтому по большей части становятся предметом импульсивных эмоциональных реакций. Позитивное отношение к значимым социальным темам всегда нуждается в усилении средствами социальной политики. С другой стороны, отказываться от них в эпоху возрастающей силы и массовости потребления зачатую означает пренебречь простейшими инструментами по формированию терпимости, толерантности и т.п.; (2) эмоциональное акцентирование проблемы по схеме «неудовлетворение — решение проблемы — идеальный результат». Рекламное обращение, выполненное в таком ключе, сначала должно напомнить о проблеме, гиперболизировать ее, продемонстрировав негативные эмоции. Следующий акцент ставится на положительные эмоции, связанные с выходом из проблемной ситуации, или на очевидный «идеальный» результат.
Гиперболизация социальной проблемы опосредуется положением о негативной природе потребительской мотивации целевых покупателей. Согласно теории рекламного позиционирования, такие мотивы преобладают в поведении мецената, так как наличие проблемы лучше всего стимулирует к исправлению ситуации. Потребитель уже не столько задумывается над вопросами целесообразности участия в проекте, сколько выбирает только между отдельными средствами и способами участия.
Лучше всего данное правило иллюстрируется на примере заболевания гриппом. Ощущая признаки болезни, мы уже не задумываемся о том, принимать лекарства или нет. Но мы выбираем между недорогими и более качественными препаратами, между натуральными и высокоэффективными средствами и т.д. Поэтому производителю средств борьбы с простудными заболеваниями в сво-
их рекламных обращениях следует именно напоминать о проблеме гриппа, заставляя потребителя запомнить оптимальное решение; (3) акцентирование субъективной оценки характеристик проблемной ситуации. Применяется при синтетическом объединении инструментов креативной и информационной рекламы в одном обращении, требующем одновременно представить большой объем информации и привлечь внимание к идее социального участия. Методика создания такой рекламы предполагает краткий пересказ характеристик проблемной ситуации с последующей интерпретацией оных как высокозначимых для общества и каждого конкретного человека. Обращение к упоминанию характеристик (информационному перенасыщению креативной рекламы) служит альтернативой акцентирования чистых эмоций для рекламы аналогичных друг другу проектов. Поэтому выбор стратегии акцентирования действительных характеристик проектов становится превосходным инструментом доверительного восприятия последних. При этом в эпоху ак-центуализации потребления оказывается весьма эффективным гиперболизировать важность даже незначительных (с позиций важных общественных и личностных ценностей) свойств проектов.