Универсальные и специфические функции конфликта
Функции конфликта – воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду. По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников; воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.
Какие же основные функции можно выделить в конфликте как неизбежном спутнике нашей жизни?
Универсальные функции конфликта:
• Генерирующая функция конфликта проявляется в том, что аккумулирует энергию, поэтому он обладает большой мощностью, которая выражается как в динамике процесса, так и в достигаемых результатах.
• Конфликт часто выполняет сигнальную функцию, свидетельствует о том или ином неблагополучии в коллективе, в организации его деятельности, а также показывает адаптированность или неадаптированность личности.
• Конфликт имеет стимулирующую функцию. Онопределяет процесс выбора и принятия решения и, в конечном счете, весь процесс самореализации личности. Конфликт- это стимул, требующий творческой реакции.
• Конфликт приводит к формированию новых черт личности. Конфликты предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Именно в этом заключается его развивающая функция.
• Интегратшная функция конфликта характеризуется тем, что возникает более тесная взаимосвязь внутри группы, между субъектами коммуникации, вследствие чего происходит сплочение. Он помогает оперативно подумать, что надо сделать, чтобы неприятного столкновения впредь не было, или посмотреть: какую пользу можно еще извлечь из данной ситуации.
Специфические функции конфликта:
• Конструктивный конфликт дает толчок к развитию, предотвращает застой, заставляет что-то пересмотреть.
• Конфликт-это стимул, требующий творческой реакции. Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию.
• Конфликт служит формой мощной разрядки энергии. Социально контролируемый конфликт «разряжает атмосферу» между его участниками и делает возможным возобновление их отношений. Обеспечивая свободный выход чувствам вражды, конфликты служат поддержанию взаимоотношений. Конфликт помогает снять внутреннюю напряженность личности, которая может быть направлена на разрушение организма, снимается острота проблемной ситуации.
Границы конфликта.
Любой конфликт имеет определенные границы. Например, границы в пространстве, во времени, внутренние или внешние. Пространственная граница конфликта— это та территория, на которой происходит конфликт (море, суша, воздух и т.д.). Территория может быть физической (или географической) и социальной. Социальное пространство подразделяется на три вида:
1)экономическое (например, финансовая борьба);
2)социальное (например, непосредственное окружение или группа лиц);
3)символическое (различные атрибуты власти и престижа; флаги, портреты, памятники, гимны, улицы и др.).
Наибольшее значение определение физических границ имеет в вопросах международных отношений и противоречий. Временная граница конфликта— это продолжительность конфликта. Различают кратковременные, периодические или продолжительные конфликты. Начинается конфликтпри внешнем проявлении своих действий одного участника, при условии, что тот участник, на которого эти действия направлены, осознает их как враждебные для себя и начинает им противодействовать. Совпадение перечисленных трех условий определяет начало конфликта. Если индивид только осознает негативность направленного на него акта поведения, но не противостоит ему своими действиями, то конфликт нельзя считать начавшимся. Действия противоборствующих сторон при начавшемся конфликте должны быть объективными и выраженными физически, а не мысленно. Противоположность позиций — это еще не конфликт. Мысленное планирование будущей конфликтной ситуации некоторыми теоретиками конфликтологии определяется как латентная стадия конфликта.
Считать конфликт оконченным можно в различных ситуациях: конфликт исчерпан; выход из конфликта одной из сторон (например, в военное время); вмешательство в конфликт третьей стороны (медиаторы, судьи); прекращение действия всех противоборствующих сторон.
Классификации конфликтов.
Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основных черт, — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выделять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов. Они являются предметом рассмотрения в первую очередь соответствующих отраслей науки.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ
Признак классификации | Виды конфликтов |
По сферам проявления | Производственно-экономические Идеологические Социально-психологические Семейно-бытовые |
По масштабам, длительности и напряженности | Общие и локальные Бурные быстротекущие, кратковременные Острые длительные, затяжные Слабовыраженные и вялотекущие Слабовыраженные и быстротекущие |
По субъектам конфликтного взаимодействия | Внутриличностные Межличностные Межличностно-групповые Межгрупповые |
По предмету конфликта | Реальные (предметные) Нереальные (беспредметные) |
По источникам и причинам возникновения | Объективные и субъективные Организационные Эмоциональные и социально-трудовые Деловые и личностные |
По коммуникативной направленности | Горизонтальные Вертикальные Смешанные |
По социальным последствиям | Позитивные и негативные Конструктивные и деструктивные Созидательные и разрушительные |
По формам и степени столкновения | Открытые и скрытые Спонтанные,инициативные и спровоцированные Неизбежные, вынужденные, нецелесообразные |
По способам и масштабам урегулирования | Антагонистические и компромиссные Полностью или частично разрешаемые Приводящие к согласию и сотрудничеству |
По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия; идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах; социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.
По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных психологических особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.
По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на: внутриличностные, которые связаны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой — группа; межгрупповые, возникающие при столкновении интересов двух социальных групп.
По предметуконфликта различают конфликты реальные (предметные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.
По источникам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоятельств. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Это может быть имущество, должностная вакансия или размер оплаты труда — все то, что представляет собой предмет личных, групповых или общественных интересов. Субъекты конфликта — работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или нарушением регламентированного порядка; эмоциональные, связанные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других людей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые, вызываемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интересов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.
Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, участники которых связаны теми или иными видами подчинения
По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности организации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации; созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.
По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтанно возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным.
По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конфликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, взаимосближения взглядов, интересов, целей.
Лекция 2. Внутриличностные и межличностные конфликты.
1. Понятие внутриличностного конфликта.
2. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов.
3. Понятие межличностного конфликта и его особенности.
4. Сферы проявления межличностных конфликтов.