Понятие «Референтная группа» и ее виды
Тема. Деловые коммуникации в рабочей группе. Вариант 12. Референтная группа и лидерство
План
Теоретические вопросы
1. Сущность и признаки референтной группы.
2. Социально-психологическая характеристика понятия «ли-
дер».
Задание
Дайте определения понятиям «конформизм» и «нонконфор-
мизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющие на них.
Приведите примеры из личной практики деловой коммуникации.
Методические рекомендации
В первом вопросе важно охарактеризовать понятие «референ-
тная группа», т.е. группа, с которой личность отождествляет или
сравнивает себя. Рассмотрите виды референтных групп: норматив-
ные, сравнительные, негативные. Раскройте содержание понятий
«социальная фасилитация» и «социальная ингибиция».
Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «ли-
дер», рассмотреть выделяемые три типа лидеров: вожак, лидер
(в узком смысле) и ситуативный лидер. Проанализируйте их харак-
теристики. В чем отличие взаимодействия руководителя и руково-
димых им людей от взаимодействия лидера и ведомых?
План.
1. Сущность и признаки референтной группы.........................................................3
Понятие «референтная группа» и ее виды.
Понятия «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция».
2. Социально- психологическая характеристика понятия «лидер».......................8
Понятие «лидер», виды и характеристика.
Лидерство и руководство.
3. Укажите правильное определение понятия «конформизм».................................12
а) Стремление личности к согласованию своих мнений и действий
с мнениями и действиями членов группы;
б) Возрастание активности и продуктивности деятельности
индивида вследствие присутствия рядом других людей;
в) Снижение индивидом своей активности и продуктивности
в присутствии других людей.
Список литературы……………………………………………………………….16
Сущность и признаки референтной группы.
Понятие «Референтная группа» и ее виды.
Участие личности во многих видах социальной деятельности обуславливает ее принадлежность к самым различным социальным группам. Главная психологическая предпосылка образования группы - потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отожествляет или сравнивает себя. Референтные группы могут включать людей разных возрастов и не обязательно работающих в одном отделе, - она может быть сквозной. Группы могут быть большими, включая нацию, или всех тех, кто исповедует определенную религию, но могут быть и малыми, такими как семья или компания друзей. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может даже и не входить в состав данной группы. Например, подросток, который хочет попасть в компанию своего старшего брата, копирует манеру поведения, элементы одежды, лексику данной группы. В социально-психологической литературе подобное явление обозначается специальным термином «предвосхищающая» социализация, то есть определенные усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании получения доступа в группу с более высоким социальным статусом.
Референтная группа может быть также воображаемой. Например, романтически настроенный мальчик пытается вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма.
«Художник, родившийся «раньше своего времени», ученый, работающий для человечества, или филантроп, жертвующий для «будущих поколений», не рассчитывают на немедленное вознаграждение и иногда приносят невероятные жертвы, предполагая, что будут оценены какой-то будущей аудиторией, которая вероятно должна быть более разумной, чем современная пишет,- Т.Шибутани. - Они оценивают свои старания с точки зрения, приписываемой людям, которые еще не родились, и, быть может, никогда не родятся... Тот факт, что для подобных эталонных групп нет материального основания, вовсе не делает их менее важными.
В работах американских исследователей выделяется несколько типов референтных групп.
^ Нормативные референтные группы - такие, ценности и нормы которых индивид одобряет и хочет вступить в эти группы или завоевать их расположение. Такие группы дают индивиду руководство к действию и ожидают от него соответствующего подчинения. Можно отнести семью, религиозную или национальную общность. Часто такими группами являются для индивида товарищеские компании, профессиональные или политические объединения.
^ Сравнительные референтные группы - группы, в которые индивид не хочет входить, ему не нужно их расположение, но он использует эти группы как определенную основу для оценки своего статуса или поведения. Так индивид может обращаться к таким референтным группам для сравнения своих действий с действиями других людей, для определения степени законности своих действий, для сопоставления своих успехов в тех или иных областях.
Возможны также негативные группы, по отношению к которым тот или иной индивид находится в оппозиции. Это группы, символизирующие что-либо неприемлемое для данного индивида. Ценности негативных референтных групп служат мотиваторами противоположных мнений и убеждений. Так отдельные люди могут избегать покупки тех товаров или продуктов, которые ассоциируются у них с социальными группами, недостойными уважения.
Каждый человек имеет не одну, а несколько референтных групп. Иногда референтность некоторых двух различных по своим нормам и традициям групп для одной и той же личности может приводить ее в положение маргинальности, то есть одновременное пребывание личности внутри определенной социальной группы и вне ее. Отсюда термин «маргинальная личность» (буквально: стоящая на краю).
Этот термин ввел в научный оборот американский социолог Р.Прак в 1928г. Назвав маргинальную личность «культурным гибридом», который следует «жизни и традициям двух различных групп». Например, чеченец, который проживает и учится в Москве.
Это может приводить маргинальную личность к серьезным межролевым конфликтам, негативно влияющим на ее психику. При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные люди служат, по замечанию отечественного социолога И.С. Кона, своеобразным мостом между разными этическими группами и их культурами.
^ Понятия «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция».
Присутствие других людей, может заметно влиять на индивидуальное поведение и это влияние проявляется различным образом. Так, иногда люди справляются со своими заданиями лучше именно в присутствии других, а не в одиночестве. Явление возрастания активности или продуктивности индивида вследствие присутствия рядом других людей называется социальной фасилитацией (термин Ф. Олпорта). Первым среди психологов обратил свое внимание на данное явление Н. Триплетт в конце 19 в. Но проведенные эксперименты показали также, что присутствие других людей может иногда препятствовать выполнению какого-либо индивидуально задания. Явление снижения активности и ухудшения продуктивности выполняемой деятельности в присутствии других людей называется социальной ингибицией (или социальным сдерживанием, торможением). Явление социальной ингибиции наблюдается, например, при решении задач, требующих логической аргументации, запоминания.
Почему же в одних случаях присутствие других людей позитивно влияет на продуктивность деятельности индивида, а в других случаях - негативно?
Ответ на этот вопрос предложил Р.Зайенс. Он высказал предположение, что в присутствии других людей у индивида возрастает сила мотивации. Однако именно от характера задачи будет зависеть специфика влияния этой силы - или в сторону повышения продуктивности индивида или в сторону понижения. Когда задача требует от индивида реакции, которая ранее уже хорошо им усвоена, то рост силы мотивации будет способствовать успешным действиям. Поэтому присутствие других облегчает выполнение сравнительно простых задач. Например, театральные актеры отмечают отличие между игрой при переполненном зале и игрой при наличии немалого числа пустых мест.
Однако, когда задача, стоящая перед исполнителем слишком сложна для него или он плохо подготовлен в данном отношении, тогда присутствие других ухудшает ее выполнение.
Имеется несколько точек зрения на то, почему присутствие других людей мотивирует нас (Green, 1991). Первое объяснение предположенное Зайенсом, состоит в том, что всем животным (в том числе и человеку) генетически свойственна предрасположенность возбуждаться в присутствии других представителей своего собственного вида. Это происходит потому, что животные в течение своей жизни получают большую часть вознаграждений и наказаний именно от представителей своего вида и благодаря процессу эволюции сформировалась врожденная реакция возбуждения на простое присутствие других представителей своего вида.
Вторая точки зрения состоит в том, что другие мотивируют нас, так как нам свойственна озабоченность тем, чтобы хорошо выглядеть в глазах других. Это эффект известный как «предчувствие оценки».
Третий взгляд на данную проблему поясняет, что присутствие других людей отвлекает человека. Развитием этой идеи является модель «конфликта отвлечения» (Baron, 1986), в соответствии с которой присутствие других людей создает конфликт между двумя основными тенденциями: обращать внимание на аудиторию и обращать внимание на задачу. Этот конфликт может увеличивать возбуждение, которое затем или поможет или воспрепятствует выполнению задачи, что зависит от того, требует ли задача доминантной реакции или нет. Кроме того, этот конфликт может также создать когнитивную перегрузку если усилия, требуемые от индивида при обращении внимания одновременно и на трудную задачу и на других людей, превышают его умственные способности. Отметим также, что вдобавок к социальным стимулам, вызывающим конфликт отвлечения и далее возбуждения, эта модель включает в себя влияние и несоциальных объектов, которые, отвлекая исполнителя каких-либо действий, также вызывает конфликт.
В заключении отметим, что ни одно из приведенных объяснений социальной фасилитации не может считаться наилучшим объяснением этого явления. Возможно, все указанные процессы, которые могут влиять на человеческую деятельность, зависят от специфики ситуации. Следует учесть и роль личностных особенностей индивида, реакции которые изучаются. Так его позитивное отношение к задаче или другим лицам, находящихся рядом, способствует повышению продуктивности, а негативное отношение - ее уменьшает. Если индивид считает, что находящиеся рядом с ним воспринимают его негативно, то следствием является социальная ингибиция.