Игры на выявление лидера
«Карабас»
Цель: определение социальных ролей.
Время: 5 мин.
Количество участников: от 10 и более.
Место проведения: любое.
Для проведения игры детей рассаживают вкруг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причём, столько человек, сколько я покажу пальцев». Эта игра развивает внимание и быстроту реакции.
В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.
Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.
« Семейная фотография»
Цель: определение социальных ролей.
Время: 5 мин.
Количество участников: от 10 и более.
Место проведения: любое
Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка», он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.
«Треугольник».
Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник." Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и строить треугольник по порядковым номерам, и руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
«Калейдоскоп».
Вот еще один вариант выделения лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две - три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название.
Вожатый предлагает условия: "Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую: "Начали!". Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание". Таким образом вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.
Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. "Начали!"
Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берет на себя человек, стремящийся к лидерству.
Второе задание. Здесь необходимо, чтобы, ни о чем не договариваясь, быстро встало полкоманды. "Начали!" Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры "Карабас": встают самые активные члены группы, включая лидера.
«Полет на Марс».
Третье задание. Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и "заяц". Итак, кто быстрее?! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль "зайца". Это можно объяснить его желанием переложить ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!”
Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо “отверженным”.
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.
Эту же игру рекомендуется проводить перед расселением ребят по комнатам, чтобы было проще понять, кто с кем хочет жить.
Добавьте сюда игры, которые вы давно знали и проводили!
«Поздороваться носами, руками, коленками (кто больше)»,
«Я тебя так долго искал и нашёл,
Почему ты ко мне не шёл?
Я не могу без тебя,
Поцелуемся любя».
«Я дрозд, ты дрозд»,
«Мой любимый пёсик на окне сидит,
Мой любимый пёсик на меня глядит,
Б-И-Н-Г-О, Да, Бинго зовут его».
«Закрыть глаза и пройти на противоположную сторону круга: прямо (смелые люди, решительные, таких большинство), спиной (открытые, добродушные, доверчивые, ранимые, не бояться быть обезоруженными), волчком (замкнутые, тяжело осваивающиеся в новом коллективе, застенчивые)»,
«Атомы-молекулы», «Чух-чух», «Почесун», «Шёл по крыше воробей», «Постройся по… /цвету глаз, теплоте рук, с закрытыми глазами по росту/»