Власть, влияние, лидерство и авторитет менеджера
Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Потенциал власти в деятельности менеджера является мощным фактором оказания влияния на подчиненных. Наделенный властью, менеджер может требовать от подчиненных неукоснительного выполнения своих распоряжений и указаний.
Власть – это способность влиять на окружающих. Власть бывает формальной и реальная.
Формальная власть – это власть должности, которая обусловлена официальным местом должности ее занимающего в структуре управления турфирмой и измеряется либо числом ее сотрудников, которые прямо или косвенно обязаны подчиниться его указаниям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться.
Реальная власть – это власть должности и одновременно влияние авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Границы формальной и неформальной власти не всегда совпадают. На практике их обладатели являются разными лицами, иногда даже противостоящими друг другу.
В современной организации можно выделить следующиеосновы власти:
1. Власть, основанная на принуждении или его потенциальной возможности (штраф, лишение премии и т.п.).
2. Власть, основанная на влиянии (косвенная сила власти из-за того, что он общается со своим непосредственным руководителем).
3. Власть, основанная на компетенции руководителя, который выступает экспертом.
4. Власть, основанная на вознаграждении (увеличение зарплаты, повышение по служебной лестнице и т.п.).
5. Власть, основанная на управлении ресурсами.
6. Власть, основанная на информации (координация информационных потоков).
7. Власть, основанная на авторитете (эталонная (референтная) власть, основанная на трех причинах – традициях, личной харизме, убежденности).
Прочность власти и преобладание той или иной ее основы зависит от многих обстоятельств, но в целом имеет тенденцию к ослаблению. Во многих организациях власть руководителей над подчиненными существенно ослабляется, меняет формы проявления, становится более гибкой. Создание систем управления, основанных на предпринимательском, новаторском стиле поведения, позволяющем в наибольшей степени раскрыться творческой инициативе работников на всех уровнях управления фирм, стало одной из главных целей реорганизации крупных компаний, в т.ч. и туристской индустрии.
Формы власти:
1. Утилитарная власть – это воздействие посредством сильных мотивов (получение чего-либо в обмен на какую-либо деятельность);
2. Авторитарно-нормативная власть – законная власть;
3. Объединенная власть – власть группы.
Во всех случаях проявления власти подразумевается степень воздействия руководителя на подчиненного, а это суть процесса руководства (рис. 7.2.1.). Такое воздействие может осуществляться по двум каналам:
– через власть менеджера;
– посредством убеждения.
Указанные каналы воздействия различаются тем, что в первом случае подчиненный ощущает принуждение к осуществлению деятельности в результате его зависимости от начальника, а во втором случае за подчиненным остается свобода воли, так как его работой руководят в результате убеждения, а не использования власти.
Рис. 7.2.1. Формы взаимодействия руководителей на подчиненных
В менеджменте есть более мягкое определение воздействие на подчиненных – влияние– такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Модель воздействия руководителя на подчиненного представлена на рисунке 7.2.2.
Выделяют две формы управленческого влияния:
1) эмоциональное влияние включает:
– заражение – характеризуется практически автоматической, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому;
– подражание – усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц;
2) рассудочное влияние включает внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкуп, приказ.
Рис. 7.2.2. Модель воздействия руководителя на подчиненного
В практике менеджмента выделяют следующие способыположительного влияния на подчиненных:
1. «Подавление» собеседника выдержкой и спокойствием.
2. Концентрированное внимание на одном из подчиненных.
3. «Насилие» над собственным мнением.
4. Неожиданное решение.
5. Авансированная похвала.
6. «Поставьте себя на мое место».
Несмотря на то, что руководство – существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации.
Для эффективного руководства руководитель должен быть лидером.
Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. В теории менеджмента существует три подхода к определению эффективности лидерства:
1. Личностный подход (наличие и развитие в руководителе определенных личных качеств, которые должны быть присуще руководителю);
2. Поведенческий подход (эффективный руководитель отличается манерой поведения по отношению к подчиненным – стилем руководства);
3. Ситуационный подход (для эффективного управления стили поведения и личностные качества руководителя должны соответствовать конкретным ситуациям).
Успех руководителя в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от воздействия личного авторитета менеджера. Власть не является синонимом термина авторитет.
Авторитет – это заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.
Авторитет руководителя, связанный с выполнением основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета:
– официальный авторитет – определяется занимаемой должностью (должностной статус);
– реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).
Различают следующие виды авторитета:
1) Рационально-легальный – основан на вере, право вышестоящего в организации иметь власть над подчиненными;
2) Харизматический – основан на преданности конкретному носителю власти, основанной на его личных качествах.
3) Традиционный – основан на вере в установленный традиционный порядок.
Приемы создания авторитета должны отвечать действующим в обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета приводят к созданию мнимого, или ложного авторитета (псевдоавторитета). В связи с этим выделяют следующие разновидности псевдоавторитета:
– авторитет расстояния (руководитель держится официально, на расстоянии);
– авторитет доброты (всегда быть добрым, а это снижает требовательность);
– авторитет педантизма (мелочная опека, сковывание творчества и инициативы);
– авторитет чванства (руководитель высокомерен);
– авторитет подавления (руководитель прибегает к угрозам).