Психологические идеи Ибн Сины
В основу психологической концепции Ибн Сины положено учение Аристотеля о форме и материи. Душа - форма тела, ее животворная сила, источник развития.
Но если Аристотель - сторонник сердцецентристской концепции, то Авиценна придерживался мнения (кто является предшественником Авиценнны при рассмотрении сущности души с позиции материализма Гален 3, Аристотель форма и материя)Галена о связи высших психических функций с мозгом. Сердце у него - центр эмоциональной сферы человека, а способности растительной души помещались им в печень.
Сердцевиной, наиболее ценной, новаторской частью учения Ибн Сины является психофизиология.
Ибн Сина продолжает развивать учение о пневме как физиологической основе, субстрате всех жизненных и психических явлений. Пневма - материальная летучая субстанция, зарождающаяся из парообразных частей 4-х главных соков организма (кровь, слизь, желчь желтая и черная). Ибн Сина видит в ней телесный процесс, лишенный сам по себе признаков психического, но являющийся их основой. Пневма может стать носителем душевных сил, но они не присущи ей изначально.
Учение о пневме в психологии многократно трансформировалось, обретая, наряду с материалистической, также идеалистическую трактовку, например в случае определения ее как дыхания божества. Ибн Сина использует понятие пневмы для обоснования естественной природы психики. Хотя душевные силы (под влиянием неоплатонизма) рассматриваются им как эманация божественного первоначала и оцениваются как произвольные, но при этом утверждается, что они коренятся в состояниях телесного субстрата, т.е. пневмы. (При рассмотрении фу-ий души с кем совпадают иедеи) Аристотель
Выделяются три вида пневмы: естественная (натуральная), животная, душевная. Этому соответствуют три силы (способности) души: естественная (питающая, порождающая, взращивающая), животная и разумная.
Натуральная (естественная) пневма находится в печени и яйцеклетках. Она подчинена "естественности", независима от "произвола и постижения". Ею обусловлены питающая сила, сила роста и сила размножения.
Животная пневма локализована в сердце, занимает промежуточное положение между натуральной и душевной и является основой жизненных сил. Животная сила похожа на естественные силы, так как в ней отсутствует произвольность, и сходна с душевными силами, так как ее действия многообразны. Она - основа жизненности и реактивности организма. Если даже какой-то орган тела лишается душевных сил (например, будучи парализованным, утратив способности ощущения и движения), но сохраняет животные силы, он жив (Ибн Сина, 1994. С. 58). Умерший орган теряет и животную силу. Когда умирает организм какие функции души он теряет, считается ли человек умершим если он потерял душевные силы? В чем сходство животной силы с натуральной и душевной силами.
Попадая в мозг, животная пневма преобразуется и становится основой душевных сил ("постигающих все вовне и внутри", "движущих", "мыслящих"). Воспринимающие силы включают "внешние" силы и "внутреннее чувство". Внешние силы, или силы, "постигающие вовне" - способности ощущения, лежащие в основе деятельности 5-ти органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.
Сила, "постигающая внутри", или воображающая сила, включает "общее чувство", силу догадки, силы памяти. Согласно Ибн Сине, "общее чувство" обеспечивает постижение всех ощущаемых вещей. Оно "испытывает действие их образов". (о чем идет речь)Иными словами, речь идет о восприятии. Под воображением понимается сила, которая "сохраняет образы ощущаемых вещей после того, как они соберутся, и удерживает их, когда они скрываются от чувств" (Там же. С. 60). Здесь речь идет о представлении и памяти.
К душевным силам относятся также "движущие силы страсти и гнева", которые приводят в движение различные телесные органы.
Мыслящая сила "распоряжается образами, хранящимися в воображении, производя над ними сочетание или разделение". Это сила логическая, осуществляющая "суждение" о вещах, которые чувственно не воспринимаемы (Там же).
Таким образом, Ибн Сина утверждает анатомо-физиологическую обусловленность всех психических процессов - ощущений, восприятий, представлений, памяти, аффектов, образного мышления, их зависимость от телесных процессов в организме, выводя тем самым их из-под духовного влияния и включая в закономерности природного мира.
Авиценна пошел дальше Галена в описании связи всех психических процессов, начиная от ощущения и до образного мышления, с мозгом, подтверждая этот свой вывод данными наблюдения за психическими нарушениями, возникающими при поражении мозга. Тем самым им было убедительно доказано, что телесный субстрат душевных сил - мозг.
В "Каноне" Ибн Сина говорит о локализации разных душевных сил (способностей души) в различных частях мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, память связаны с передним желудочком мозга, двигательные способности - с задним, мышление - со средним.
В работах Ибн Сины дан подробный анализ сферы чувственного познания человека. Материальным носителем ощущений, согласно его учению, является пневма, находящаяся в органах чувств.
В качестве свойств, присущих всем ощущениям, он называет: чувственный тон, интенсивность и длительность. Ибн Сина утверждает, что чувствительность характеризуется эмоциональным тоном. Воспринимается в первую очередь то, что привлекает человека, вызывает у него позитивные переживания. Например, ребенок воспринимает и выбирает из двух яблок то, которое представляется ему более красивым.
Интенсивность чувствительности обнаруживается во взаимодействии ощущений и их влияния друг на друга. Человек оценивает интенсивность ощущения, соотнося ее с величиной другого ощущения, предшествовавшего ему: ощущение, следующее за более сильным по интенсивности, субъективно оценивается как менее яркое и отчетливое.
Свойство длительности ощущений демонстрируется Ибн Синой на примере смешения цветов. (почему через скорость он описывает длительность)Эксперимент, проведенный им, состоял во вращении с разной скоростью раскрашенных в различные цвета дисков. Установлено, что при низкой скорости вращения дисков цвета воспринимаются как отдельные, при увеличении же скорости вращения происходит их смешение.
Наряду с внешней чувствительностью выделяются также "внутренние чувства": представления, воображение, память, образное мышление. Подчеркивается, что все они имеют чувственную основу, вырастают из ощущений. В этом проявляется сенсуалистическая позиция ученого.
Новаторство и оригинальность взглядов Ибн Сины проявляется в подходе к исследованию аффектов, которые рассматриваются им как силы, оживляющие внутреннюю жизнь человека, выполняющие регулятивную функцию, определяющие действия и поступки человека. Ибн ина считал, что, воздействуя на аффективную сферу, можно управлять поступками и деятельностью человека. Завися от тела, аффективные явления одновременно оказывают обратное влияние на организм, вызывая телесные изменения. Так, в процессе воспитания, изменяя чувственную сферу ребенка, взрослые обеспечивают целенаправленное воздействие на динамику физиологических процессов в его организме, формируя таким образом его натуру.
В изучении аффектов Ибн Сина использовал метод эксперимента. Согласно дошедшим до нас сведениям, он определил душевную причину телесного истощения юноши по пульсу. По сути, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, предвосхитивший ассоциативный эксперимент, детектор лжи и другие приемы изучения эмоционального состояния по экспериментально выявляемым показателям вегетативной сферы.
Ибн Сина провел еще один интересный опыт: двум баранам давали равную по количеству и качеству пищу, но один получал ее в нормальных условиях, а другой - в непосредственной близости от находящегося на привязи волка. Несмотря на одинаковое питание, второй баран вскоре погиб. Так Как был выявлен и описан феномен "эмоциональной сшибки", показано влияние одновременного действия противоположных по знаку эмоций на соматическое состояние.
Приведенные примеры позволяют оценить Ибн Сину как одного из основоположников экспериментальной психофизиологии.
К числу телесных подструктур человека Ибн Сина относил "натуру", подразумевая под этим конституциональное строение организма. Он говорил о неповторимости и уникальности натуры каждого человека: "Редко бывает, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру". В основе разнообразия натур - разное сочетание и различная степень уравновешенности элементов и соков организма. Натура "уравновешена", если доли противоположных качеств в смеси равны и противостоят друг другу. Перевес в ту или иную сторону означает "нарушение равновесия". Ибн Сина реалистически отмечает, что абсолютно уравновешенных натур не может быть.
Он дифференцирует натуры человека и других живых существ, указывает, что при выходе за определенные пределы натура "перестает быть натурой человека".
Отличаются им натуры людей разных возрастов. Наиболее, с этой точки зрения, оптимальна натура человека среднего возраста, "когда рост достиг предела". Дети имеют умеренно горячее и влажное тело, что является источником их интенсивного роста. У стариков же тело холодное и сухое, "землистое".
Специфичны, согласно Ибн Сине, натуры женщин и мужчин. У женщин она более холодная и влажная, чем объясняется большая рыхлость ее тела.
Отличаются по уравновешенности друг от друга и разные народы, что обусловлено географическими условиями среды их обитания. Почему "Если придать телу индейца натуру славянина, то индеец заболеет или погибнет".
Даже у каждого органа должна быть уравновешенность: в мозгу преобладает влажное, в сердце - горячее.
Наиболее уравновешен из всех существ - человек, из всех людей - те, которые живут близко к экватору.
Однако следует отметить, что помимо телесных процессов, включая и образное мышление, Ибн Сина признает также наличие чистых разумных актов, независимых от тела. В качестве доказательства в его работах можно найти ряд положений.
1. Чувства и понятийное мышление имеют разные объекты и источники познания: чувствам доступны отдельные конкретные вещи и явления, понятийное мышление имеет дело с познанием общих универсалий.
2. Чувства и разум выступают как самостоятельные и независимые друг от друга процессы. Ощущения и восприятия не опираются на разум, а размышления, в свою очередь, требуют освобождения от чувств, которые нарушают их ход и становятся причиной искажения истины.
3. Различны функциональные возможности чувственной сферы и разума. Органы чувств и тело в целом имеют ограниченные пределы функционирования, характеризуются тенденцией утомляемости в ходе работы; возможности же деятельности разума как проявления высших душевных способностей безграничны.
4. Отличается динамика развития чувств и разума. Психические способности, обусловленные деятельностью тела, зависят от развития последнего, связаны с изменениями, происходящими в организме, поэтому подвержены с возрастом старению, ослаблению, разрушению. Разум же находится вне темпоральных изменений, наоборот, с годами все более укрепляется, достигая своего расцвета к 40-летнему возрасту.
5. Чувства и разум дифференцируются также по критерию "конечность-бесконечность". Какое доказательство Чувства конечны; они связаны с телом, появляются вместе с человеком и исчезают с его смертью. Высшая же форма разума - понятийное мышление - связана с универсалиями как проявлениями разума Бога и порождается ими, существует до человека, приходит в его сознание извне, имеет божественную природу, а, значит, бессмертна.
Вслед за Аристотелем Ибн Сина выделяет в разумной душе практическую и теоретическую силы. Практическая сила души (Для чего служит "практический разум") относится к практике; она вырабатывает нравственные принципы, не имеющие отношения к истине и лжи, и ориентирует человека относительно тех действий, которые он должен осуществить. Теоретические силы (Для чего служит "умозрительный разум") направлены на постижение истины.
"Практический разум во всех своих действиях нуждается в теле и телесных силах. Что же касается умозрительного разума, то он в какой-то мере нуждается в теле и его силах, однако не всегда и не во всех отношениях. Напротив, иногда ему бывает достаточно самого себя" (Ибн Сина, 1980. С. 477).
Представляют интерес также выявляемые Ибн Синой особенности человека как носителя душевных сил, его отличия от животных. Он писал: "Мы утверждаем, что человеку присущи такие особенности действий, исходящих из его души, которые отсутствуют у других живых существ" (Там же. С. 472).
Человек - это существо, способное ставить и осуществлять цели. Цели движут поведением человека: когда выносится решение, возникает "движение силы осуществления желания, побуждающей к движению тело" (Там же).
Человек - это общественное существо: "он не может обойтись без общества на всем протяжении своего существования… Что же касается одинокого человека, то, если бы не существовало никого другого, кроме него самого и кроме того, что есть в природе, то он бы погиб или же условия его существования были бы крайне тяжелыми" (Там же). Только во взаимодействии с подобными себе людьми, в процессе разделения труда и общения человек обеспечивает возможность своего существования.
Человек - деятельное существо, характеризующееся способностью осуществлять производительную активность. Он не удовлетворяется тем, что дает ему природа в готовом виде - пищу, одежду, а изготовляет необходимые ему жизненные блага "искусственным путем". Ибн Сина указывает, что человек "нуждается в земледелии и в подобного рода занятиях" (Там же).
Одной из отличительных особенностей человека является потребность в познании других людей, а через них - и самого себя: "…Человек нуждается в том, чтобы иметь в своей природе способность познать в другом, являющемся его сотоварищем, то, что есть в нем самом…" (Там же. С. 473).
Особая роль в развитии человека принадлежит "звуку" (звучащему слову, языку), посредством которого познаются вещи, не воспринимаемые непосредственно: "кто-то может узнать о чем-то, не нуждаясь в том, чтобы воспринимать это непосредственно". Слово выполняет знаковую функцию. Как отмечает Ибн Сина, "природа дала душе способность создавать посредством звуков нечто, при помощи чего достигается указание на нечто другое". По сути, здесь ставится вопрос о присущей человеку способности опосредованного познания. Язык выступает не только источником познания, но и средством общения людей: "Человеку присуща потребность сообщать и получать сообщение…" (Там же).
Важное отличие человека состоит в направленности его деятельности. И пчелы тоже строят соты, но у них это признак инстинкта и "вынужденной необходимости", способ удовлетворения "видовых", а не "индивидуальных" потребностей, сохранения вида. У человека же продукты его деяний "предназначены для индивидуальных потребностей, а многие - для обеспечения благополучного состояния самого индивида" (Там же. С. 473-474). Иными словами, на уровне животного мира господствуют потребности вида, в человеческом обществе - потребности индивида.
Различны и регуляторы поведения человека и животных. У человека появляется специфическая, нравственная регуляция, в основе которой лежит оценка поступков как хороших и плохих. Человек знает, что "в совокупности действий, которые должны были бы быть сделаны, имеются поступки, которые не следует совершать. Это он познает в детстве и воспитывается на этом, а затем он привыкает слышать, что он не должен совершать эти поступки, пока наконец это убеждение не станет для него естественным. А другие поступки являются противоположными этим. Первые называются плохими, а вторые - хорошими. У других же живых существ этого нет" (Там же. С. 474). Совершение действия, которое "было условлено" как недозволенное, вызывает у человека нравственные переживания. "Это душевное состояние называется стыдом. И это также одно из свойств человека" (Там же).
Своеобразие человека - в наличии у него душевных состояний, вызванных "предчувствием того, что должно случиться то, что повредит ему" (Там же. С. 475). Пример тому - страх относительно еще не состоявшегося события. У животных тоже есть страх, но он вызван актуальным фактом. У человека есть и такое состояние, как надежда, которая выводит его за пределы настоящего, "в то время как другие живые существа связаны только с данным моментом, и то, что удалено от данного момента, для них не существует". Человек способен "размышлять о будущих делах", строить планы и сознательно направлять свое поведение на их реализацию. То есть, по сути, Ибн Сина ставит вопрос о присущей человеку способности антиципации.
Но главное отличие человека - разум, обеспечивающий способность представления "всеобщей невещественной идеи, отвлеченной от материи всеми видами абстракции", познания неизвестного "путем размышлений и доказательств, исходя из истинно известных вещей". Человек обладает способностью "ко всеобщему воззрению и способностью размышления" (Там ж. С. 476). Это происходит посредством рассуждения, сопоставления (истинного и ложного, полезного и вредного, красивого и безобразного) и выбора.
Критикуя мистические идеи, Ибн Сина доказывает невозможность телесного воскрешения, переселения душ. Воскрешение может быть только духовным; ему не подлежат ни ощущения, ни эмоции, ни представления - все, что в своем бытии обусловлено преходящими состояниями души и ее акцидентальной связью с телом. Следовательно, вечны только те умственные формы, которые имеются в рациональной части души.
В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека. Выделяется 4 основных возрастных периода:
1. Возраст "роста" ("юность"), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.
2. Возраст "остановки роста" ("молодость") - от 30 до 40 лет.
3. Возраст "понижения при сохранении части сил" ("зрелости") - от 40 до 60 лет.
4. Возраст "упадка при ослаблении сил" ("старость") - от 60 лет до конца жизни.