Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук
Психологическая диагностика. Основные понятия науки, цель, предмет, задачи психологической диагностики; связь с другими науками.
В целом под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем регистрации существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза и принятия решения о возможностях воздействия в желательном направлении.
Термин «психодиагностика» был введен в 1921 году Г. Роршахом.
Психодиагностика – раздел психологии, изучающих принципы, приемы, средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых феноменов, позволяющих установить диагноз (Шевандрин).
Наука и практика постановки психологического диагноза (Бодалев, Столин).
Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики.
Предмет психологической диагностики составляют:
1. Познавательная деятельность: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь, интеллект в целом;
2. Личностная сфера: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера, поведение в целом;
3. Общение и взаимоотношения: структура коллектива, взаимоотношения в макро и микросоциуме, общение с противоположным полом;
4. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная.
Психологическая диагностика в области дефектологии решает несколько основных задач. Прежде всего, при обследовании детей с отклонениями в развитии на медико-педагогических комиссиях её применение позволяет получить сведения об уровне умственного и об особенностях психического развития ребёнка, что имеет существенное значение в определении того, для какой категории аномалий характерны отклонения, наблюдаемые у данного ребёнка, и, следовательно, какой тип учреждения наиболее адекватен для его обучения.
Вторая задача психологической диагностики – выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания.
Третья задача психологической диагностики – это оценка хода (динамики) психического развития. Такая оценка необходима, в частности, для определения эффективности методов, содержания и средств обучения, поскольку определить их только на основе оценки знаний нельзя. Для этой цели необходимо в начале и конце эксперимента по применению нового содержания (методов) обучения производить замеры каких-то проявлений психического развития, что лучше всего делать методами тестового характера с достаточно широким возрастным диапазоном применения [В.И. Лубовский].
Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания её научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области.
Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспериментов; и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Её целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психологического состояния человека.
Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая, дифференциальная, возрастная, медицинская психология и др. [К. М. Гуревич, Е. М. Борисова].
Развитие этих отраслей – медицинской психологии, возрастной, консультативной, юридической, инженерной, военной, спорта и др. – уточнение их предметов и методов существенно влияет на содержание психодиагностики. Благодаря развитию отраслей психологии психодиагностика получает возможность использовать всё большее число конкретных показателей психической реальности и выделять всё более существенные связи и закономерности между ними. Эти проблемы решает дифференциальная психометрика – наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.
Итак, теоретическая психодиагностика использует данные общей психологии, её отраслей (предметных областей), а также данные психометрики и практики применения психологического знания [Г. С. Абрамова].
В психологическом консультировании психодиагностика в начале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в основном должна опираться на результаты непосредственного наблюдения консультанта за поведением клиента, когда консультант общается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно получаемых от клиента без применения специальных психологических тестов.
В психокоррекционной работе психодиагностика играет более заметную роль, проводится обычно в самом начале консультации и на неё отводится гораздо больше времени [Р. С. Немов].
Таким образом, психодиагностика тесно связана, прежде всего, с другими разделами психологической науки:
· с общей психологией, которая изучает общие закономерности возникновения и функционирования психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых и др. у нормального взрослого человека;
· с возрастной психологией, которая даёт психодиагностике информацию по вопросам развития психики в онтогенезе, закономерностях перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности;
· с педагогической психологией, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательного процесса;
· с дифференциальной психологией, изучающей как психологические различия отдельных конкретных индивидов, так и типологические различия психологических проявлений у представителей разных социальных, этнических, возрастных и др. групп;
· с патопсихологией, изучающей изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, связанных с психическими или соматическими заболеваниями;
· со специальной психологией, которая изучает психологические феномены детей, имеющих те или иные отклонения физического и/ или интеллектуального развития, закономерности этого развития;
· с отраслями специальной психологии:
- тифлопсихологией, изучающей закономерности развития слепых и слабовидящих детей;
- сурдопсихологией, изучающей закономерности развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей;
- психологией умственно отсталых детей;
- психологией детей с задержками психического развития (ЗПР);
- психологией детей – логопатов, имеющих нарушения речевого развития;
- психологией детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- психологией детей, имеющих отклонения эмоционально-волевой сферы и поведения.
· с психиатрией, изучающей причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения; использующей клинические, нейрофизиологические, генетические, психологические и др. методы исследования.
Задачами психодиагностики являются:
1. измерение определенных качеств, психических процессов: познавательных, эмоциональных, волевых;
2. определение особенностей психических состояний, под которыми понимается целостные, временные и динамические характеристики психической деятельности (подъем, уверенность, тоска, печаль, сомнение, угнетенность, подавленность);
3. определение особенностей психических свойств личности: социальной направленности, характера, темперамента, способностей;
4. выявление психологической закономерности формулирования личности и профессионально важных качеств;
5. изучение коллектива, класса, группы;
6. разработка проблемы психологической подготовки специалистов;
7. изучение психологии личности и труда специалистов, психологичеких основ его педагогического мастерства и творчества;
8. психологический анализ взаимодействия и общения учителей и детей;
9. анализ адаптации к учебно-воспитательному процессу;
10. обоснование путей демократизации;
11. определение состояния развитости того или иного качества;
12. установление изменений, произошедших под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
13. определение перспективы развития того или иного качества;
14. разделение обследуемых людей на группы, категории для дальнейшей дифференцированной работы;
15. установление проф. пригодности человека к исполнению своих служебных обязанностей;
16. определение соответствия того или иного качества норме с целью проведения коррекционной работы;
17. выработка рекомендации для индивида или группы;
18. изучение динамики познавательного, интеллектуального, личностного и межличностного развития личности.
19. определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей и склонностей с целью принятия своевременных мер по их развитию;
20. получение достоверной информации для воспитателей, учителей и родителей.