Горизонтальное и вертикальное разделение труда на предприятиях индустрии туризма
В коммуникационной структуре предприятия выделяются вертикальные и горизонтальные связи, которые связаны с разделением труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми.
Специализированное разделение труда– это закрепление данной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и работе с клиентами.
Горизонтальное разделение труда– это разделение всей работы на составляющие компоненты, те есть расчленение общего трудового процесса на различные частные, непрерывные, обособленные виды деятельности со специализацией производства и исполнителей.
Горизонтально разделение труда осуществляется, как правило, по функциональному и квалификационному признакам.
Функциональное разделение труда – это специализация работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения (менеджер по рекламе PR, менеджер транспортного отдела и др.)
На данный момент большинство туроператоров, за исключением самых мелких осуществляют горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функционально области.
Квалифицированное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. На основе квалификационных требований, трудового законодательства и ГОСТов разрабатываются должностные инструкции, которые содержат сведения о функциях, должностных правах и обязанностях, ответственности работников.
Как именно осуществить разделение труда в организации – один из существенных управленческих вопросов. На практике чаще всего распространены две организационные схемы горизонтального разделения труда: по туристическому направлению и по содержанию работы.
Горизонтальное разделение труда по туристическому направлениюприменяется крупными многопрофильными туроператорами (рис. 6.3.1.). Именно в таких организациях выделяются отделы, занимающиеся, например, отдыхом в Турции, Египте, Европе, на Черноморском побережье или речные круизы по России.
Рис. 6.3.1. Горизонтальное разделение труда в зависимости от туристского направления
Положительным моментом такой организации труда является узкая специализация менеджеров, работающих в различных отделах, которые владеют большой информацией о продаваемых курортах, знакомы со спецификой различных видов отдыха и возможностях туристических ресурсов курортов. Однако при таком разделении труда практически отсутствует взаимозаменяемость работников, никто из персонала не сможет временно заменить отсутствующего специалиста, что может привести к простою целого отдела. Кроме того, клиенту, обратившемуся за путевками, но так и не выбравшему конкретное место отдыха, приходится обращаться поочередно с менеджерами различных отделов (например, сначала его выслушивает менеджер по Турции, потом – по Кипру, потом – по Хорватии и т.д.), что может не только привести к замедлению обслуживания клиентов, но и снизить тем самым качество этого обслуживания. Аналогичная ситуация складывается и в отношении с агентствами, которые, вынуждены по нескольку раз связываться с различными менеджерами для того, чтобы выяснить те или иные вопросы относительно предложений туроператора.
В случае монопрофильности туроператора или его незначительных размеров логична схема организации работы, горизонтальное разделение труда, в котором осуществляетсяна основании содержания работы,выполняемой теми или иными менеджерами (рис.6.3.2.).
Рис. 6.3.2. Горизонтальное разделение труда в зависимости от рода деятельности
К примеру, в структуре такого туроператора могут появиться туроператорский отдел (который занимается только разработкой туристического продукта, работой с поставщиками туристических услуг и т.д.), турагентский отдел (занимающиеся соответственно работой с туристскими агентствами, реализующий через них путевки, контролирующий отправку туристов и т.д.), визовый, рекламный, финансовый отдел и т.д.
Положительными чертами такой организационной структуры является, помимо профессионализма работающих на узком направлении деятельности менеджеров, также и наиболее индивидуализированный подход работников туроператора к его партнерам и агентам. И отель, и авиакомпания, и туристическое агентство сотрудничают с одним менеджером, который непосредственно отвечает за ту или иную сферу деятельности.
В настоящее время распространена также и третья схема организации горизонтального разделения труда в туроператоре, соединяющая в себе черты обеих вышеприведенных схем, то есть в структуре туроператора могут иметься отделы, отвечающие как за определенное туристическое направление работы, так и за определенный вид текущей деятельности (рис. 6.3.4.)
Рис. 6.3.4 Смешанная форма организации горизонтального разделения труда
Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:
Общее руководство – выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности предприятия;
Технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий;
Экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, обеспечение рентабельной работы организации;
Оперативное управление – составление и доведение до исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;
Общую классификацию уровней и выполняемые обязанности менеджеров в зависимости от уровня управления можно представить в следующем виде (рис. 6.3.5.):
Рис. 6.3.5. Уровни управления организацией