Что значит оставить на земле свой след?
Текст№14
Задание№1. Прочитайте текст К. Чуковского, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
Натура жизнеутверждающая, динамическая, неистощимо активная, Чехов стремился не только описывать жизнь, но и переделывать, строить её, не витая в облаках.
То хлопочет об устройстве в Москве первого Народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром.
То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных болезней.
То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции.
То собирает книги для сахалинских школ и шлёт их туда партиями.
То строит невдалеке от Москвы школы для крестьянских детей, а заодно и колокольню, и пожарный сарай для крестьян. И позже, поселившись в Крыму, строит там четвертую школу.
Вообще всякое строительство увлекает Чехова, так как оно, по его представлению, всегда увеличивает сумму человеческого счастья.
«Помню его детскую радость, - говорит Станиславский, - когда я рассказал ему однажды о большом строящемся доме у Красных ворот в Москве взамен плохонького одноэтажного особняка, который был снесен. Об этом Антон Павлович долго после рассказывал с восторгом всем, кто приходил его навещать».
Однажды Горький прочитал ему свою гордую песню о человеке-строителе, жаждущем преобразить всю планету неустанным земледелием и строительством, и было в этой песне сказано:
Круг земли прошел бы да всю распахал,
Век бы ходил - города городил,
Церкви бы строил да сады все садил!
Землю разукрасил бы, как девушку...
Песня эта не могла не понравиться Чехову, так как она вполне выражала его собственную веру в спасительность нашего тысячелетнего садоводства и зодчества.
«Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» - сказал он тогда же Горькому. И записал в своей книжке: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».
(К. Чуковский)
1.Какова тема текста К. Чуковского?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· острая;
· важная;
· серьезная;
· спорная;
· неотложная;
· основная;
· глубокая;
· назревшая;
· неразрешимая…
4.Выражена ли в тексте позиция автора (К.Чуковский) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема может заставить нас: | Позиция автора |
Открыто выразить свое отношение (к чему?..), чтобы | Усиливает положительное или отрицательное отношение к чему-либо; Показывает негативную сторону нашей жизни; | |
Заняться самовоспитанием (формировать чувство ответственности за судьбу тех, кто рядом) для того, чтобы… | Утверждает, (что?)… | |
Заняться глубоким изучением вопроса (какого?) для того, чтобы… | Уточняет (что?) | |
Оценить собственную позицию по отношению (к чему?) | Передает глубину проблем (чего?); Ставит перед читателем цель – найти решение сложной проблемы… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
Каждый человек старается оставить на земле добрую память о себе: сажает деревья, пишет книги, возводит храмы...Но все это он делает не ради себя, не из тщеславия - во благо окружающих. Именно об этом рассказывается в тексте К.Чуковского.
Вопрос о том, что необходимо оставлять после себя «полезную память», созидать нужное людям, является важным и значимым для каждого из нас. Но чтобы не прожить жизнь впустую, необходимо выбрать верную цель в жизни, не обмануться в этом выборе. Надо начать такое «строительство» прекрасной жизни вокруг себя, чтобы оно увеличило «сумму человеческого счастья всех людей на земле». С этой позиции проблему, поднимаемую К. Чуковским, можно назвать философско-нравственной.
Автор стремится донести до читателя мысль: «хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя» что-нибудь полезное. При этом К. Чуковский акцентирует наше внимание:«если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может», тогда «прекрасна была бы наша земля». Кроме того, он делает вывод: жизнь не пройдет и не уйдет «в вечность бесследно», если каждый из нас будет заботиться о том, что он оставит следующему поколению.
Я не могу не согласиться с автором, призывающим оставлять после себя что-то нужное всем и каждому: кто-то построит школу, кто-то выкопает колодец, а кто-то приведет в порядок заброшенную детскую площадку. Главное, что детские глаза с благодарностью будут глядеть вам в лицо и совсем незнакомые люди будут счастливы.
Многие русские поэты и писатели обращались к вопросу о том, что дело должно приносить пользу, чтобы остаться в памяти людей. Так, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев Пьер Безухов не только задумывается о необходимости совершать полезные дела, но и притворяет свой план в жизнь. Он открывает школы и больницы для крестьянских детей, лишенных возможности обучаться грамоте, строит больницы для бедных. Пьер Безухов делает это по велению сердца, которое подсказывает ему, что именно так он выполнит свой гражданский долг.
Кроме того, в истории нашего Отечества есть немало примеров «прекрасного, созидательного» строительства. Так, многие из известных врачей IX - начала XX веков положили начало традиции: они явились инициаторами возведения больниц для неимущих, тех, кто оказался «на дне» жизни. В нашей памяти останутся имена С.П. Боткина, Н.И. Пирогова, Н.Ф. Филатова. Было бы хорошо, если бы эта традиция возродилась и в наши дни!..
Итак, почитав текст К. Чуковского, я пришла к выводу, что каждому из нас нужно постараться оставить свой след в жизни своей семьи, своего города, а, может быть, и государства в целом. Но это произойдет только в том случае, если мы будем добиваться всеобщего, а не своего личного счастья. Только тогда наша жизнь не уйдет «в вечность бесследно».
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста К.Чуковского?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста К.Чуковским? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (К.Чуковского), рассуждающего о важности проблемы оставить на земле свой след? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста К.Чуковским? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту К.Чуковского? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: