Виды социальной работы на промышленном предприятии

С точки зрения В.С. Торохтия, в методологическом смысле социальная работа на предприятиях реально включает минимум три основных вида:

1. Социальную защиту – систему преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод практически для всех граждан страны. Она проявляется сегодня в четырех основных формах:

– денежные выплаты,

– налоговые и другие льготы,

– различные виды консультирования,

– целевые социальные программы предприятия.

2. Социальное обслуживание – предоставление социальных услуг работникам, неспособным позаботиться о себе, и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального существования. Основными формами его являются:

– социальная диагностика,

– социальная и профессиональная реабилитация,

– материальная и производственная помощь.

3. Социальную поддержку – формальную и неформальную деятельность специалистов (должностных лиц) и иных ее субъектов среди лиц, временно оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по реализации мер предупредительного и восстановительного свойства. Осуществляется в форме:

– трудоустройства,

– временной образовательной,

– физической,

– материальной,

– психологической и иных видов помощи.

Каждый из вышеназванных видов социального обеспечения отличается от другого своим предназначением и ролью в социальной политике предприятия.

Необходимо отметить, что концепция социальной защиты работников промышленного предприятия не должна быть направлена на поощрение пассивного ожидания помощи, стимуляцию иждивенческих настроений у членов коллектива. При этом большую роль должна играть активная жизненная позиция самого работника и его желание улучшить свое благополучие.

Цель социальной работы на предприятии заключается во взаимодействии между отдельными работниками и предприятием в целом, направленном на улучшение качества жизни работников.

Объектом социальной работы являются все работники предприятия, и в первую очередь, работники, находящиеся в затруднительных ситуациях и прилагающие собственные активные усилия по их преодолению.

К задачам социальной работы на предприятии можно отнести:

– создание условий, в которых работник может в полной мере проявить свои возможности и способности;

– активную адаптацию и реадаптацию работника на предприятии;

– профилактику и предупреждение социально-нежелательных явлений;

– организацию научных исследований, конференций, семинаров, учебно-просветительской деятельности по проблемам социальной работы на предприятии;

– разработку и реализацию социальных программ;

– социальное обслуживание, оказание услуг работникам предприятия;

– социальную поддержку работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

– осуществление социального мониторинга.

Социальная работа на предприятии призвана осуществлять следующие основные функции:

информационную,

диагностическую,

прогностическую,

организационную,

психолого-педагогическую,

практическую (оказание практической помощи людям),

управленческую.

Социальную работу на промышленном предприятии следует основывать на следующих принципах:

– принцип опоры на собственные силы – предполагает активную позицию работника в разрешении своих проблем;

– принцип гарантированности – означает обязательное оказание социальной помощи лицам, стремящимся максимально использовать собственные внутренние резервы;

– принцип адресности – помощь оказывается конкретному человеку с учетом его конкретной ситуации;

– принцип социального реагирования – подразумевает выявление социальных проблем работников и принятие мер их по решению;

– принцип профилактической направленности – предполагает необходимость принимать усилия по предупреждению возникновения социальных проблем и жизненных затруднений человека;

– принцип выделения социальных ресурсов – предприятие выделяет средства на оказание помощи своим работникам (величина этих средств зависит от социально-экономических возможностей предприятия);

– принцип включения механизмов социальной помощи в ситуациях, когда исчерпаны другие способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Наши рекомендации