Компетентность как условие эффективности психологической работы с жертвами насилия

Оказание психосоциальной помощи жертвам насилия является многофункциональной деятельностью, предполагающей взаимодей­ствие специалистов различного профиля, включая психологов, пси­хотерапевтов, юристов, специалистов социальной работы, медицинс­ких работников и др. Юридическая помощь в основном защищает человека от физического разрушения и социального бесправия. В фун­кции специалиста социальной работы входит оказание помощи в со­циальном функционировании личности, в решении материально-бы­товых вопросов. Психотерапевт на глубинном психологическом уровне работаете отклонениями в психике и поведении клиентов, которыми преимущественно являются лица с психическими отклонениями, нуж­дающиеся в медикаментозной помощи. Психолог работает с пси­хически здоровыми лицами и осуществляет их психологическое сопровождение в форме консультирования, психокоррекции и психо­терапии.

Слаженная работа группы специалистов, где каждый компетентно выполняет свои функции, предопределяет эффективность психосоци­альной работы с лицами, потерпевшими насилие. Жертвы насилия, как правило, имеют различные эмоциональные и когнитивные нарушения, глубокие психические отклонения и могут быть склонны к суициду. Риск дополнительной травматизации клиента ошибочными действиями или неадекватными словами специалиста крайне высок и опасен. Поэтому работа с жертвами насилия предъявляет высокие требования к отбору специалистов по их психологическому сопровождению.

Для успешной работы с жертвами насилия специалистам необхо­димы следующие личностные качества: способность к сопереживанию, деликатность, тактичность, эмпатичность, оптимизм, сердечность, понимание себя и других, толерантность к окружающим и т. д. Специ-

фика проблем клиентов — лиц, подвергшихся насилию, предъявляет высокие требования к психологической устойчивости и эмоциональ­ной стабильности специалиста. Кроме того, консультант должен уметь контролировать свои слова и невербальное поведение. Обсуждение с клиентом ситуаций насилия могут вызывать сильные негативные чув­ства у консультанта. Однако он должен оставаться невозмутимым и уравновешенным. Если консультанта захватывают негативные чувства, он должен их отрефлексировать, приложить профессиональные уси­лия для их контроля, и если чувства продолжают бушевать — сообщить об этом клиенту. Профессионал проявляет лишь те чувства, которые могут быть полезны пострадавшему, удерживая внутри такие негатив­ные чувства как враждебность, отвращение, стыд или презрение. Уме­ние сохранять нейтральность или терпимость является залогом про­фессионализма в оказании психологической помощи.

Для тренировки психологического равновесия рекомендуется ис­пользовать следующее упражнение:

Упражнение «Здесь и теперь»

Удобно сесть с закрытыми глазами и, ничего не делая, осознавать то, что происходит (звуки в комнате, ощущения тела, мысли и т. д.).

Подобные упражнения полезны для усиления контакта с окружаю­щим миром «здесь и теперь». В частности, ежедневное сосредоточение на любом красивом объекте в течение пятнадцати минут не только раз­вивает устойчивость, но и формирует гармоничное эмоциональное со­стояние.

Консультант должен уметь проявлять терпение и терпимость. Спор с клиентом обычно является неконструктивным, поэтому следует сосре­доточиться на лучшем понимании клиента и в зависимости от целей и стадии работы провести соответствующую интервенцию-коррекцию.

При сопровождении лиц, пострадавших от различных форм наси­лия, требуется высокий уровень жизнелюбия и оптимизма, чтобы не под­даться негативным влияниям жизненных ситуаций клиентов. Позитив­ное отношение к жизни должно распространиться на пострадавшего, так как профессиональная позиция психотерапевта строится во мно­гом на отношении специалиста к жизни в целом (позитивном, жизне­утверждающем, а не на негативном или жизнеотрицающем). Жизне­любие является одной из неоспоримых ценностей человечества, проявляющейся в радости бытия и в стремлении жить насыщенной жизнью, в способности живо воспринимать красоту пейзажа и чувство-





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

вать себя глубоко затронутым человеческими отношениями, что требу­ет, по словам М. Чехова, «мужества жить и любить». Люди, активно уча­ствующие в жизни, обладают более развитой способностью получать удовольствие. Они отдают себе отчет в том, что несчастье — это выбор; они согласны испытывать боль, потому что хотят не просто существо­вать, а участвовать в жизни, не боятся рисковать и совершать неизбеж­ные ошибки.

В основе пессимизма, по мнению большинства психотерапевтов, лежит механизм выученной беспомощности, поэтому оптимизму и жизнелюбию необходимо научиться. Для развития жизнелюбия и оп­тимизма в соответствии с рациональной психотерапией, разработан­ной А. Эллисом [68], рекомендуется:

1) уделять внимание не только работе, но и отдыху, общению с близ­
кими;

2) ежедневно концентрировать внимание на красивом, приятном;

3) заботиться о собственном теле и здоровье;

4) верить, что неприятности временны, за ними следует удача и ус­
пех и т. д.

Однако в практике работы с жертвами насилия оптимизм и жизне­любие могут быть неуместны, так как клиент, находящийся в состоя­нии посттравматического стресса, как правило, испытывает диском­форт рядом с благополучными людьми. Это состояние можно сравнить с испытываемой водолазом кессонной болезнью, когда он слишком быстро выныривает на поверхность. Вследствие этого эффекта эмо­ционально и физически травмированный человек нуждается в посте­пенном изменении своего психологического состояния, в противном случае возможен срыв, потеря контакта, ухудшение его состояния. Для эффективного взаимодействия с клиентом-жертвой насилия необхо­димо не только понимание его состояния, но и достижение взаимопо­нимания консультанта с клиентом. При взаимопонимании люди бес­сознательно копируют позу, жесты, темп, скорость речи друг друга, поэтому для эффективной помощи консультант должен использовать различные техники присоединения терапевтической работы.

В нейро-лингвистическом программировании разработана наибо­лее структурированная система упражнений для сознательного согла­сования поз, жестов, паралингвистических компонентов речи и даже дыхания с собеседником, что приведет к быстрому достижению дове­рия и открытости в межличностных отношениях. Такая система дей-

Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия

ствий носит название подстройки к клиенту. Поведенческое обучение подстройке является длительным процессом и требует регулярного под­крепления [51].

Другим важным механизмом подстройки к клиенту является эмпа-тия. Эмпатия рассматривается как вчувствованное понимание, вооб­ражаемое проникновение в субъективный мир другого человека. Наи­более глубоко роль эмпатии в консультировании и психотерапии была осмыслена К. Роджерсом. «Быть эмпатичным, по его мнению, значит воспринимать внутреннюю систему координат другого человека» как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии «как будто». Если это «как будто» утрачивается, то происходит идентификация с другим [55, 56].

Способность к эмпатии тесно связана с сензитивностью, то есть восприимчивостью к переживаниям окружающих. Сензитивность яв­ляется характеристикой темперамента, врожденной предрасполо­женностью человека. К. Роджерс подчеркивал огромную роль прижиз­ненного опыта в ее формировании. Эмпатия приобретается через эмпатические взаимоотношения с другим. Эмпатии можно научиться отэмпатичного человека. Испытывает ли человек страх или сомнение, одиночество или гнев, эмпатичный психолог может позволить себе ис­пытывать то же и сообщить свое понимание и переживание клиенту.

Эмпатичные консультанты свое отношение к клиенту проявляют в манерах поведения и тоне, которые должны совпадать с его настрое­нием и характером. Альтруистическая любовь и эмпатия другого ока­зывает решающее влияние на самоуважение и самопринятие любого человека.

Сердечность или безусловное положительное отношение может быть описана моделью отношения любящего родителя к ребенку, как это делает Э. Фромм [51]. Даже если время от времени ребенок вызывает раздражение, гнев или недовольство, он все равно любим. Аналогич­но, если чувства и поступки клиента противоречат принципам психо­лога, консультант сохраняет симпатию и уважение к человеческой пол­ноценности клиента, данной ему по праву рождения". Однако безусловное принятие не означает поощрения любого поведения или одобрение всякого решения. Сердечность проявляется в теплом отно­шении к клиенту и предоставлении возможности быть независимой личностью.

Еще одним важным свойством личности консультанта является толе­рантность к неопределенности. В процессе консультирования происхо-





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

дит становление личности клиента, которое предполагает его отказ от сложившихся стереотипов и освоение своих новых возможностей и ре­сурсов. В этой новой ситуации неопределенности консультанту необхо­дима уверенность в себе и собственных силах, в своей интуиции, адекват­ности чувств, убежденности в правильности принимаемых решений, а также способность рисковать. Эти качества помогают консультанту пе­ренести напряжение, создаваемое ситуацией неопределенности.

Безусловное принятие других связано с широким диапазоном при­емлемости, жизненным опытом, личностной зрелостью, выступающих основой социальной компетентности специалиста. Личная зрелость проявляется в способности консультанта успешно решать свои лич­ные проблемы, в терпении и искренности по отношению к себе. Со­циальная зрелость в большей степени проявляется в способности по­нимать и решать проблемы других людей. Таким образом, зрелость консультанта представляет собой процесс, а не состояние, т. к. невоз­можно быть зрелым во всех случаях.

В профессиональной деятельности глубокое понимание себя удержи­вает специалиста от поверхностных и простых суждений о людях. Осоз­нание собственной непоследовательности, притворства, антисоциаль­ных тенденций позволяет лучше понять природу чужих конфликтов. Слепота и ошибочность в понимании себя автоматически переносит­ся на других, поэтому прежде чем консультант сможет «развязать узлы других людей, он должен распутать свой собственный». В связи с чем любой специалист, работающий с жертвами насилия, должен обяза­тельно пройти через индивидуальное консультирование.

Психолог, работающий с жертвами насилия, должен быть мораль­но и профессионально готов встретиться с обескураживающим отно­шением к нему со стороны клиента. Преувеличенная нежность или враждебность, неуместная в ситуации взаимодействия с консультан­том, характеризует так называемый «перенос». Это понятие ввел 3. Фрейд [70] для обозначения неадекватного отношения одного человека к дру­гому. Если клиент без особых причин начинает боготворить или нена­видеть консультанта, чрезмерно обижаться или восторгаться, стыдить­ся или бояться, то чаще всего это проявление переноса. Однако следует помнить, что развитие переноса характеризует личность клиента, его чувства и ощущения, сформировавшиеся в процессе его жизни. Чаще всего переносы бывают эротическими и агрессивными; нередко на пси­холога переносят черты властной матери, от которой постоянно ожида­ют наказания или раздраженного окрика.

Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия

Консультант должен уметь быть непредвзятым и беспристрастным, однако и у него может проявиться неадекватное, преувеличенное отно­шение к клиенту. Этот феномен получил название «контрперенос». Поэтому психологу необходимо постоянно отслеживать свои чувства и адекватно осознавать их. Проблема заключается в том, что иногда чув­ства имеют бессознательную природу и не поддаются императивной корректировке. Жертва насилия нередко провоцирует контрперенос в форме отвращения или презрения. Эти переживания являются след­ствием механизмов психологической защиты консультанта от иденти­фикации с пострадавшим. Эмоция отвращения толкает на увеличение дистанции с его источником, что снижает действенность психологи­ческой помощи. Подавление негативных эмоций, как правило, не при­водит к их уничтожению. Вытеснение эмоции враждебности бессозна­тельно проявляются в жестах, интонациях, что разрушает отношения доверия и атмосферу безопасности. Появление адекватных чувств по отношению к клиенту должны стать предметом обязательного присталь­ного внимания и проработки с супервизором, на балинтовской группе или в процессе самоанализа специалиста. В случае, если контрперенос имеет глубокую эмоциональную основу, то специалист нуждается в кон­сультационной помощи за рамками рабочего времени. Когда психолог или социальный работник сам становится клиентом консультанта, это не только способствует его личной зрелости, но и дает полезный опыт почувствовать себя в другой роли.

Особенности работы с лицами, пострадавшими от разных форм на­силия, могут привести специалиста к защитному равнодушию, циниз­му или профессиональной травматизации с характерными депрессив­ными реакциями, нарастанием тревожности или раздражительности. Если эффективность работы специалиста снижается, при этом падает его профессиональная мотивация, то вероятнее всего это проявление синдрома эмоционального «выгорания».

Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен американ­ским психологом X. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики пси­хологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсив­ном и тесном общении с клиентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [51]. Причина­ми возникновения феномена «выгорания» являются внутрилично-стный конфликт, острый психологический стресс и острая или хрони­ческая фрустрация [34]. Консультант испытывает фрустрацию, сталкиваясь с различными проблемами, например, оказываясь несос-





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия



тоятельным в процессе проведения психотерапевтической работы. Эмоциональное выгорание проявляется в резком снижении энтузиаз­ма, потери интереса к работе, стереотипизации рабочих действий, нарастании негативного отношения к клиентам и потере профессио­нального самоуважения. На эмоциональном уровне выгорание прояв­ляется в усталости, раздражительности, чувстве отвращения к работе, тревожности, ухудшении настроения, депрессивности, чувстве бес­смысленности, безнадежности и вины. Возможны и соматические симптомы, такие как: бессонница, головные боли, нарушения функ­ций пищеварительной и сердечно-сосудистой системы и т. д. Очень часто эмоциональное «выгорание» представляет собой механизм пси­хологической защиты от чрезмерного расходования эмоциональной энергии [7].

Достаточно часто основной причиной развития «выгорания» явля­ется хронически напряженная психоэмоциональная деятельность в условиях недостаточного успеха и поощрения. Консультирование жертв насилия тесно связано с интенсивным общением, переживани­ем сильных эмоций и высокой ответственностью специалиста. Чрез­мерность рабочего напряжения может вызываться не только внутрен­ними, но и внешними факторами. Так, организация деятельности по психологическому сопровождению жертв насилия может не соответ­ствовать психогигиеническим требованиям. Даже при оптимальной организации работы дефицит навыков создания адекватных отноше­ний с клиентом и неумение переработать впечатления часто ведут к усталости и чувству безнадежности в достижении оптимального ре­зультата.

Выделяют различные факторы эмоционального «выгорания», в том числе макросоциальные, личностные и микросоциальные. Так, лич­ностный фактор включает мотивационно-характерологические осо­бенности специалиста и умение строить отношения с клиентами. Мик­росоциальный фактор включает взаимоотношения с коллегами и администрацией, характеристики материально-технической базы уч­реждения. Кроме того, условия работы могут препятствовать успешно­му осуществлению профессиональных задач: отсутствие у психолога сво­его кабинета, где можно провести консультацию клиента, частые ночные дежурства и отсутствие полноценного отдыха после них, недостаток ос­нащенности материально-технической базы и т. д. Социальные факто­ры синдрома эмоционального «выгорания» могут быть обусловлены: отсутствием поощрений за хорошую работу, низкой зарплатой, отсут-

ствием возможности продвижения по службе, ограничением права на свободу выбора стиля профессиональной деятельности, направления научно-методической работы и т. п.; несоответствием нравственно-эти­ческих требований к профессии реальной ситуации в организации; ог­раничением активности специалиста по овладению новыми знаниями, препятствиями к внедрению новых технологий; принижением соци­ального статуса профессии, ее значимости; чрезмерными рабочими на­грузками и т. д.

Для предотвращения «выгорания» у консультантов, работающих с жертвами насилия, могут быть предложены следующие рекомендации:

1. В консультативном центре необходимо иметь место для отдыха
работников, куда нет доступа клиентам. Такое помещение часто
называют убежищем, подчеркивая функции обеспечения психо­
логической безопасности специалистов.

2. Не реже, чем один раз в неделю следует проводить балинтовские
группы, на которых обсуждаются трудные случаи консультирова­
ния. Важнейшая функция этих групп — это сплочение специалис­
тов, поддержание духа оптимизма и доброжелательности. Особен­
но важно участие в них сотрудников в возрасте до 30 лет.

3. Необходимо регулярно повышать квалификацию сотрудников на
семинарах, тренингах и конференциях с периодичностью — один
семинар каждые полгода.

4. Подведение итогов работы в отчетах, публикациях, выступлени­
ях на конференциях, возможность предоставить результаты сво­
ей работы повышают самоуважение и чувство самокомпетентно­
сти специалиста.

Работа в области психологического сопровождения лиц, пережив­ших насилие, имеет свои специфические трудности. С точки зрения самих специалистов к основным затруднениям можно отнести следу­ющие особенности консультирования:

1. Дискомфорт откровенного разговора

Отождествляя себя с клиентами, специалисты нередко ограничива­ются определенными рамками в обсуждении шокирующих и болезнен­ных вопросов семейного насилия. Специалисты-женщины особенно боятся обнаруживать жестокость среди клиентов своего социального и образовательного круга. Насилие, существующее в собственной среде, увеличивает их чувство собственной уязвимости.





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Компетентность как условие эффективности ... работы с жертвами насилия



2. Боязнь причинить боль и обиду

Нередко консультанты опасаются, что своими вопросами обидят и заставят страдать клиента, боятся унизить человеческое достоинство клиента, узнавая об унизительных подробностях факта насилия. Не­которые специалисты избегают обсуждения насилия, чтобы не испор­тить отношения с клиентами. Но надо отметить, что если психолог или социальный работник не может прямо спросить о насилии, которому подвергся клиент, как о причине телесных повреждений и душевных страданий, то это может восприниматься пострадавшим как молчали­вый сговор с нарушителем, как молчаливое одобрение поведения аг­рессора.

3. Чувство бессилия в оказании помощи

Как показывает практика, при психологическом сопровождении жертв насилия достаточно часто специалисты испытывают чувство бессилия в оказании помощи. Недостаточная подготовленность в от­ношении оценки безопасности клиента и оказании помощи ведет к потере контроля над ситуацией. Даже у специалистов, которые счита­ют, что могут успешно работать с проблемой насилия, нередко возни­кает чувство беспомощности, когда клиент оказывается не в состоя­нии сразу выполнить все меры по изменению ситуации. Осуждение клиентов, которые «не хотят» улучшить условия жизни для себя и сво­их детей, зачастую приводит к формальному выполнению своих обя­занностей специалистами, к дистанцированию и снисходительному отношению к лицам, пережившим насилие.

4. Нехватка времени

Очень часто фактор нехватки времени является препятствием для более глубокой и эффективной работы с проблемами насилия для мно­гих специалистов.

Кроме того, такие предрассудки как расизм и национализм, преду­беждения относительно пола, социального положения, сексуальной ориентации или нетерпимое отношение к людям определенного воз­раста, образования, физических возможностей могут препятствовать оказанию эффективной помощи жертвам насилия. Такие стереотипы распространены и могут отражаться на результативности профессио­нальной деятельности психолога-консультанта.

Таким образом, специалисты, работающие с лицами, пережившими насилие, нуждаются в собственном психологическом сопровождении,

основной формой которого является помощь супервизора-куратора. Су-первизия — один из самых эффективных методов повышения компетент­ности консультантов, работающих с лицами, пострадавшими от наси­лия. Основная цель супервизии — совершенствование компетентности и предотвращение синдрома «выгорания». Супервизор — это более опыт­ный коллега, который помогает разобрать трудные случаи из практики, дает методические рекомендации и помогает разобраться с эмоциональ­ными трудностями в работе. Оптимальная периодичность встреч с су­первизором — один раз в неделю в течение часа. Желательно, чтобы ветре -чи с супервизором были внесены в рабочий график учреждения. Важную роль играет психологический комфорт в коллективе, атмосфера подцер-

' жки и взаимопонимания, а также хорошая организация рабочего места. Если «выгорание» уже произошло, то следует использовать определен-

-s ные процедуры работы с этим состоянием:

1) индивидуальная или групповая работа с супервизором;

2) временное переключение на формы работы службы, не связанные
непосредственно с консультированием;

3) индивидуальная психотерапия «выгорания» [67].

Балинтовские группы — еще одна форма психологической помощи : консультантам, работающим с жертвами насилия. В настоящее время балинтовские группы проводятся для всех профессионалов, тесно ра­ботающих с людьми. Подобные группы особенно важны для начина-5 ющих специалистов. Благодаря участию в группах приобретается ме-' тодический и психологический опыт работы.

Группа формируется по принципу добровольности участия специа­листов, стремящихся к профессиональному и личностному росту, го­товых к пересмотру стереотипов в своей работе, заинтересованных в по­лучении квалифицированной обратной связи и взаимопомощи. Оптимальная численность балинтовской группы составляет 8—10 че­ловек. Группа встречается с частотой 1—2 раза в месяц в течение двух-трех лет. Балинтовскую группу должен вести опытный и квалифициро­ванный специалист. Каждая встреча посвящается разбору одного трудного случая из практики участников. Анализ случая занимает в сред­нем 4-5 часов и включает в себя следующие этапы:

1. Определение «заказчика», предлагающего участникам на рас­
смотрение случай.

2. Рассказ о сложной практической ситуации консультирования. Чле­
ны группы слушают и наблюдают за поведением рассказчика и друг





Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

друга. При предъявлении рассказов от нескольких участников груп­па выбирает наиболее интересный случай для анализа.

3. «Заказчик» задает два-три вопроса группе, на которые он хотел бы
получить ответ. Например: «Почему клиент отказался сотрудни­
чать со мной?», «Что нужно было сделать, когда клиент стал кри­
тиковать меня?», «Как нужно было реагировать на рыдания кли­
ентки?» и т. п.

4. Группа задает вопросы «заказчику», чтобы лучше понять его си­
туацию.

5. Окончательное формулирование вопросов к группе, так как не­
редко в процессе ответов на вопросы уточняется и видоизменя­
ется запрос.

6. Участники группы по очереди отвечают на запрос, после чего до­
пускается свободная дискуссия по проблемным пунктам.

7. Обратная связь со всеми участниками группы. «Заказчик» фор­
мулирует свое мнение по отношению к предложенным решени­
ям и отражает свое эмоциональное состояние и отношение к об­
суждению.

Атмосфера балинтовской группы должна быть достаточно безопас­ной для обсуждения профессиональных неудач, так как работа группы направлена на «слепые пятна» и доминирующие бессознательные ус­тановки специалистов-консультантов.

Таким образом, в содержании профессиональной компетентности специалистов, работающих с лицами, пережившими насилие, необхо­димо выделять личностный, ролевой и функциональный аспекты ком­петентности. Важнейшим организационным подкрепляющим факто­ром успешной деятельности консультантов становится условие: «Не оставлять их наедине с человеческим несчастьем в течение всего срока работы с трудным клиентом».

Раздел 2

Наши рекомендации