Оценка деловых качеств работника при отборе и подборе кадров, методы отбора
Деловая оценка персонала — это компонент диагностики персонала, целенаправленный процесс установления соответствия количественных и качественных профессиональных характеристик персонала требованиям должности (рабочего места), подразделения и организации в целом.
Различают два основных вида деловой оценки:
- оценку кандидатов на вакантную должность;
- текущую периодическую оценку сотрудников организации.
Отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина).
Этапы отбора:
1. Определение потребности в персонале с учетом основных целей организации.
2. Получение точной информации о том, какие требования к работнику предъявляет вакантная должность.
3. Установление квалификационных требований, необходимых для успешного выполнения работы.
4. Определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения работы.
5. Обеспечение наилучших условий для адаптации новых работников к работе в организации.
Группы качеств учитываемые при отборе:
1.общественно-гражданскую зрелость;
2. отношение к труду;
3. уровень знании и опыт работы;
4. организаторские способности;
5. умение работать с людьми;
6. умение работать с документами и информацией;
7. умение своевременно принимать и реализовывать решения;
8. способность увидеть и поддержать передовое;
9. морально-этические черты характера.
Первая группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно участвовать в общественной деятельности; обладать высоким уровнем политической грамотности.
Вторая группа охватывает следующие качества: чувство личной ответственности за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личную дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень эстетики работы.
Третья группа включает такие качества: наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности; знание объективных основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы.
В четвертую группу входят следующие качества: умение организовать систему управления; умение организовать свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих возможностей.
Пятая группа включает следующие качества: умение работать с подчиненными; умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить кадры.
В шестую группу входят качества: умение коротко и ясно формулировать цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения; умение четко формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной техники и др.
Седьмая группа представлена следующими качествами: имение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке; умение разрешать конфликтные ситуации; умение владеть собой; уверенность в себе и др.
Восьмая группа объединяет качества: умение увидеть новое; умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений.
В девятую группу входят качества: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида; хорошее здоровье.
В каждом конкретном случае из этого списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро.
После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств у кандидатов на вакантную должность и степень обладания ими каждым кандидатом (по каждому качеству).
Технологии отбора:
- Первичный отбор (просмотр документов на предмет соответствия квалификационной карте, должностным обязанностям, карте компетентности). Квалификационная карта составляется заблаговременно под конкретную должность, в ней отражены следующие параметры: образование, стаж работы, возрастные характеристики, принадлежность к полу, профессиональная квалификация. Карта компетентности включает: технологию реализации на конкретном участке профессиональных навыков, личностные качества, коммуникабельность и конфликтность, технологии адаптации.
- Собеседование
- Наведение справок
- Собеседование с руководителем структурного подразделения
- Испытательное задание- стажировка, которая свыше трех дней оплачивается
- Принятие решения о найме
В ситуации атаки недобросовестных конкурентов, найм персонала особенно на ключевые должности, должен производиться с максимальной притязательностью. Особым способом поиска работника может быть «переманивание» сотрудника. «Переманивание» само является способом недобросовестной конкуренции и может спровоцировать расширение подобных мер со стороны конкурентов.
Отбор персонала есть процедура фильтрации. Главная задача отбора – найм сотрудников с максимально прогнозируемым поведением.
Отбор ставит три основные задачи перед менеджером:
- Получение максимально полных данных и их проверка
- Установка компрометирующих обстоятельств частной и деловой жизни, которые для компании являются факторами риска
- Определение достоверности предоставленных сведений
Получить максимально полные данные возможно:
- От самого кандидата
- Путем сопоставления рассказа кандидата с имеющимися документами
- Путем запроса в различные инстанции, предоставления справок кандидатам.
Процедура получения сведений от кандидата может включать:
- Через первичную связь по телефону
- Предоставление резюме и документов
- Личная беседа, фей-с контроль
При проведении фей-с контроля проводится экспертная оценка внешней подготовленности, оценка готовности к общению (первые слова прихода, дрожание голоса, способность сфокусировать взгляд, общение в очереди с кандидатами), выявление речевых и поведенческих особенностей, определенных для лиц с зависимостями и психологическими отклонениями.
С точки зрения кадровой безопасности нам могут быть интересны нестандартные не статусные атрибуты. Возникает правомерный вопрос: зачем человек хочет показаться не тем, кто он есть на самом деле?
Изучение документов.
- Паспорт. Проверить что под обложкой (повестки, фотки, кредитки); количество детей;
- Трудовая книжка. Она интересна с точки зрения расхождения с анкетой, автобиографией, паспортом (места нахождения предприятия, даты)
- Военный билет.
- Делаем запрос на судимости, связываемся с участковым.
Проведение анкетирования
При проведении анкетирования мы специально разрешаем на нескорые вопросы. Это позволит выявить детали, которые кандидат пытается скрыть. При таком подходе анкета становится:
1. Юридическим документом
2. Базой для дальнейшего собеседования
3. Источником информации
4. Раздражителем, по которому можно оценить реакции кандидата
5. Анкета- процедура отбора непосредственно.
Жесткий контроль и ограничения «выгонят» кандидата с определенными личностными чертами. При отборе важно выявить о прошлых местах работы, об обязанностях которые выполнял кандидат.
Виды обязательств:
- Информационные (подписывал ли документы о неразглашении; если да, то чего касательно)
- Функциональные (подписывал ли кандидат бумагу о запрете работать в определенных секторах рынка)
- Финансовые (долги перед бывшим работодателем)
При просмотре автобиографии кандидата нужно учитывать:
- Автобиография используется с точки зрения безопасности, как источник дополнительной информации при перекрестной проверке. По норме находится 15-20 % несоответствий, если больше 20%, то это должно насторожить.
- С помощью автобиографии оценивается: умение логически мыслить, грамотность и стиль изложения, словарный запас.
- Автобиография пишется от руки и может использоваться как образец почерка.
- Автобиография занимает 2 листа бумаги (ресурсы организации)
Отрабатываем связи кандидата. Здесь в группу риска попадают:
- Связи с криминальной средой
- Связи с конкурентами
- Связи в религиозных новообразованиях
- Связи в общественно- политических организациях или движениях.
- Связи в СМИ
Следующим шагом отбора является: собеседование
- Входное собеседование (соответствует ли кандидат предъявляемым требованиям + анкета)
- Первичное собеседование (автобиография, проверка документов)
Медицинский осмотр:
Некоторые организации требуют, чтобы наиболее подходящие им заявители заполняли медицинские вопросники или проходили медицинский осмотр. Причины для такого требования следующие:
- В случае подачи работниками жалоб по поводу компенсации необходимо значение физического состояния заявителя в момент найма.
- Нужно предотвратить найм переносчиков заразных болезней.
Прием на работу заканчивается подписаниями двумя сторонами трудового договора.
Подбор и расстановка кадров – рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям , рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой.
Принципы подбора:
- Принцип соответствия (соответствие качеств требованиям)
- Принцип перспективности (возраст – для различных должностей; продолжительность работы в одной должности; изменение профессии; состояние здоровья)
- Принцип системности (внутренние трудовые перемещения)
Подбор и расстановка кадров предусматривают планирование служебной карьеры, обеспечение достойных условий и оплаты труда, основная задача подбора и расстановки персонала в зависимости от требований заключается в решении проблемы оптимального размещения персонала.
Методы отбора
Проверка рекомендаций и послужного списка
Отбор без беседы
Тест на качество работы и навыки
Медицинский осмотр
Схематическая беседа
Изучение кандидатур агентством вне предприятия
Тест на знание специфики работы
Тест на умственные способности
Заполнения бланка заявления
Тест на личные качества
Изучение кандидатур в центре по оценке работников
Тест на физические способности
Тест на детекторе лжи (либо письменный тест на честность).