Классификация художественных образов
Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами. Худ О, по Гегелю, – результат "очищения" явления от всего случайного, затемняющего сущность, результат его "идеализации".
Комментарий к классификации по предметности:
Образ-деталь: выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи. Образ, в первую очередь, складывается из деталей, но и сама деталь может быть отдельным образом.
В эпосе и драме большое место занимают образы персонажей, действия. Все остальное – сопутствующие образы. Образ персонажа мы узнаем через его действия, взгляд на время и место.
Комментарий к классификации по смысловой обобщенности:
В каждом образе есть фактографические и вымышленные черты. Если в О. преобладает вымышленная сторона, то он осознается как индивидуальный.
Типв литературе и искусстве – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерный для определенной общественной среды. "У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип, для читателя, есть знакомый незнакомец", – писал Белинский. "Знакомым незнакомцем", типом персонаж становится в результате творческой типизации, т.е. отбора определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивания, гиперболизации в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся писателю существенными, нужны домысел или вымысел, фантазия. Типизация может приводить к нарушению жизнеподобия: к смелой гиперболе, гротеску, фантастике: роман "Шагреневая кожа" О.Бальзака, повесть "Нос" Гоголя, театр абсурда Э.Ионеско, в частности его комедия "Носорог".
Художественный характер – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью. Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования.
Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.
Топос (“общее место”) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации. Таковы топосы “мир как книга” в культуре европейского Средневековья, “мир как театр” – в культуре Возрождения; таковы топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.).
Архетипы (термин “аналитической” психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) – мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”, универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности. В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).
Комментарий к классификации по структуре:
Есть виды образа, где скрытый, иносказательный смысл превалирует над прямым: таковы аллегория, символ. Если в аллегории(являющейся традиционным языком басни) дешифровка смысла не вызывает затруднений и условность изображения очевидна, то символ далеко не всегда сразу, при первом чтении, распознается читателем. К тому же символ тяготеет к многозначности гораздо сильнее, чем аллегория. Так, в стихотворении Пушкина "К морю" образ моря – это и конкретный пейзаж ("... Ты катишь волны голубые...","... Твои скалы, твои заливы, / И блеск, и тень, и говор волн..."), и воплощение идей свободы, вечного движения, могущества, образный аналог романтической концепции личности. Певец моря (как перифрастически назван Байрон) подобен ему: "Твой образ был на нем означен, / Он духом создан был твоим, / Как ты, могущ, глубок и мрачен, / Как ты, ничем неукротим". Нарочитую условность стиля, элементы фантастики, символику, аллегорию, гротеск можно рассматривать как формы присутствия автора в произведении, способствующие обнаружению сущности явления.
Классификация по предметности | Классификация по смысловой обобщенности | Классификация по структуре | ||
Образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет, интерьер | I | Индивидуальные (неповторимые) | Автологические (самозначимые, ПС=ПВ) | |
Типические (отражающие закономерности общественно-исторической жизни) | ||||
Образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности) | Характерные (выражающие общечеловеческие черты) | Металогические (метафоры и тропы, ПС>ПВ) | ||
Образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах) | II | Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов) | ||
Топос, или общее место (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации) | Аллегорические и символические (суперлогические, по всеобщности, отвлеченности ПС>ПВ ) | |||
Образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника) | ||||
Архетип (образ, заключающий наиболее устойчивые схемы или формулы человеческого воображения и мышления) |