Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания
Юриспруденция в системе гуманитарного образования. Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин. Значение меж- и внутрипредметных связей.
Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.
Общее понятие методики преподавания. Виды, формы и способы преподавания правоведения. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Тема 4. Специфика правоведения как прикладной дисциплины.
Практическая направленность юридического образования. Использование официальных актов в изучении права. Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.
Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.
Лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Функции лекций. Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога. Семинарские и практические занятия. Виды семинаров. Структура практических занятий. Критерии оценки лекций и семинаров.
Тема 6. Игровые формы преподавания правовых дисциплин
Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
Тематика семинарских и практических занятий
Тема 2. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания.
1. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
2. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.
3. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.
4. Значение меж- и внутрипредметных связей.
Тема 3. Понятие и виды форм преподавания правоведения.
1. Общее понятие методики преподавания.
2. Виды, формы и способы преподавания правоведения.
3. Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.
4. Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Тема 5. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий.
1. Понятие и история развития лекции как формы преподавания.
2. Классификация лекций по целям и формам.
3. Понятия и достоинства лекции-диалога.
4. Понятие семинарского и практического занятия. Виды семинаров.
5. Структура практических занятий.
6. Критерии оценки лекций и семинаров.
Тема 6. Игровые и иные формы преподавания правовых дисциплин
1. Понятие и виды игровых форм преподавания.
2. Роль примеров юридической практики и деловых игр.
3. Решение казусов (задач) как метод преподавания права.
4. Правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
5. Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
Литература ко всем темам дисциплины
Акты и документы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 0030900 «Юриспруденция».
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. // Юридическое образование и наука, 2006, № 1.
3. Приказ ректора Алтайского государственного университета от 07.05. 2009 № 43/п. «Методические рекомендации для экспертной оценке качества проведения учебных занятий». Рекомендовано НМС Алт.ГУ от 04.03.2009.
Основная
1. Перевалов, В.Д. Теория государства и права/В.Д. Перевалов/ М. -2010.
2. Рыжов В. Н. Дидактика. Учебное пособие - М.: Юнити-Дана, 2012.
3. История политических и правовых учений: учеб. для вузов/ МГЮА; под общ. ред. О. В. Мартышина. – М.: НОРМА, 2010. – 912 с.
Дополнительная
1. Синиюков В.Н., Сюнюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного образования в России // Государство и право, 2010, №3 . С.33-42.
2. Еникеев З.Д. Ориентиры развития юридического образования в современной России // Государство и право, 2010. С. 23-33.
3. Кененова И. Методология и методика преподавания конституционного права зарубежных стран / И. Кененова // Сравнительное конституционное обозрение.-2009. - N 6.-С. 66-71.
4. Круглова Н.В. Психологическая подготовка студентов-юристов к профессиональной деятельности следователя / Н. В. Кругова // Среднее профессиональное образование.-2010. - N 4.-С. 19-20.
5. Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в 60-70-е годы XIX века: статья шестая / В. А. Томсинов // Законодательство.-2010. - N 10.-С. 88-94.
6. Ахундова С.Л. Межпредметные связи как средство реализации интегративных возможностей предмета "Познание мира" / Ахундова С. Л. // Актуальные проблемы современной науки.-2009. - N 2.-С. 52-56.
7. Урумов А.В. Дидактические принципы преподавания дисциплины "Теория государства и права" / Урумов А. В. // Юридическое образование и наука.-2010. - N 3.-С. 25-29.
Примерные вопросы для подготовки к зачету
1. История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.
2. Современное состояние отечественного юридического образования.
3. Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
4. Соотношение юридической науки и иных гуманитарных наук.
5. Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин
6. Понятие и значение меж- и внутрипредметных связей.
7. Общее понятие методики преподавания.
8. Виды, формы и способы преподавания правоведения.
9. Понятие традиционных и инновационных форм преподавания.
10. Понятие и виды лекций.
11. Понятие виды семинарских занятий.
12. Критерии оценки лекций и семинарских занятий.
13. Понятие и виды игровых форм преподавания.
14. Роль примеров юридической практики и деловых игр в преподавании права.
15. Решение казусов (задач) как метод преподавания права. Юридический спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
16. Методика составления тестов по правоведению
17. Методика проведения олимпиад по праву.
Для допуска к зачету магистарант должен подготовить текст лекции по выбранной им теме в рамках собственной специализации с выделением следующих блоков:
1) Тема;
2) Метод обучения;
3) Цели лекции (обучающая, развивающая, воспитательная);
4) Этапы проведения занятия
1.1. Организационный
1.2. Блок теоретического материала
1.3. Блок применения полученных знаний (решение задачи, анализ примеров судебной практики и т.д.)
1.4. Подведение итогов лекции.
Лекция оформляется с соблюдением требований, предъявляемых к оформлению курсовых и контрольных работ, и представляется непосредственно преподавателю в день сдачи зачета.