Определение объёма кратковременной памяти по методу Джекобса
Лабораторная работа №1
Дисциплина: Общий психологический практикум
Тема: Измерение объёма кратковременной памяти
Выполнил студент
2 курса 14-23 группы
Соловьева А. А.
Преподаватель:
Давыдов С. В.
Нижний Новгород, 2011
Цель работы: сравнение объёма кратковременной памяти, полученного при использовании различных методов исследования.
Опыт 1.
Определение объёма кратковременной памяти по методу Джекобса
Цель работы:Определить объём кратковременной памяти по методу Джекобса.
Ход работы:
1.Испытуемому последовательно предъявляются семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Ряды составлены по таблице случайных чисел. Экспериментатор по одному разу по очереди читает каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда через 2 – 3 секунды испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Опыт повторяется четыре раза на других числовых рядах.
1. Результаты каждого опыта сверяются с предъявленным материалом. Правильно воспроизведённые ряды отмечаются знаком «+». Ряды, не воспроизведённые полностью, воспроизведённые с ошибками или иной последовательности, отмечаются знаком « - ».
2. Составляется сводная таблица результатов и вычисляется процент правильно воспроизведённых рядов каждой длины.
3. Осуществляется построение графика зависимости продуктивности запоминания от количества материала.
4. Вычисляется объём памяти (V) по формуле:
, где A – наибольшая длина ряда, воспроизведённого правильно во всех опытах; n – число опытов; m – количество правильно воспроизведённых рядов; K – интервал между рядами.
5. Составляется сводная таблица результатов опыта для группы испытуемых и вычисляются средние показатели. Строится средний график зависимости продуктивности запоминания от длины ряда, сравнивается с графиком зависимости испытуемого.
Обработка результатов:
1)
Таблица 1.1. Сводная таблица результатов для определения объёма кратковременной памяти.
Номер пробы | Результат воспроизведения | |||||||
+ | + | + | - | + | - | - | ||
+ | - | + | - | - | - | - | ||
+ | + | + | - | - | - | - | ||
+ | - | + | - | - | + | + | ||
процент правильно воспроизведённых рядов | ||||||||
2)
Рисунок 1.1. График зависимости продуктивности запоминания от количества материала.
3)Вычисление объёма памяти:
4)
Таблица 1.1. Сводная таблица средних результатов по группе.
процент правильно воспроизведённых рядов | Результат воспроизведения | ||||||
90,9 | 93,18 | 72,73 | 34,09 | 27,27 | |||
5)
Рисунок 1.1. График зависимости продуктивности запоминания от количества материала по средним результатом по группе.
Вывод:Эксперимент показал, что способность испытуемого к запоминанию ухудшалась с увеличением объёма запоминаемого материала, кроме того, ряды, содержащие чётное количество элементов запоминались лучше рядов с нечётным количеством цифр. Ни в одной пробе испытуемый не смог воспроизвести ряд, содержащий семь элементов, что может быть связано с усталостью испытуемого; далее способность к запоминанию становится стабильно низкой. Но, в целом, график зависимости продуктивности запоминания испытуемого от количества материала испытуемого отражает снижение способности запоминания в связи с увеличением количества материала, более чётко эта тенденция наблюдается на графике, отражающем средние групповые результаты. Однако на нём регистрируется большая способность к запоминанию рядов с шестью цифрами, нежели рядов с пятью цифрами. Это может быть связано во-первых с более лёгким запоминанием чётных рядов или же с невнимательностью испытуемых, отвлекающих раздражителей, усталостью испытуемых.
Опыт 2