Проблема соответствия современных построек архитектурному облику города
Текст№8
Градостроительство должно основываться на изучении истории развития городов и на выявлении в этой истории всего нового и достойного продолжать своё существование, на изучении корней, на которых оно вырастает. И новое должно также изучаться с этой точки зрения. Иному архитектору, может, и кажется, что он открывает новое, в то время как он только разрушает ценное, старое, создавая лишь некоторые «культурные мнимости».
Не всё то, что воздвигается ныне в городах, есть новое по своему существу. Подлинно новая ценность возникает в старой культурной среде. Новое ново только относительно старого, как ребенок – по отношению к своим родителям. Нового само по себе, как самодовлеющего явления, не существует.
Так же точно следует сказать, что простое подражание старому не есть следование традиции. Творческое следование традиции предполагает поиск живого в старом, его продолжение, а не механическое подражание иногда отмершему.
Возьмём, скажем, такой древний и всем хорошо знакомый русский город, как Новгород. На его примере мне легче всего будет показать свою мысль.
В древнем Новгороде не всё, конечно, было строго продумано, хотя продуманность в строительстве древнерусских городов существовала в высокой мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые нарушали облик города, но был и его идеальный образ, как он представлялся его строителям. Задача истории градостроительства – выявлять эту «идею города», чтобы продолжать её творчески в современной практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.
Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать идеальный строй наших городов в самом малом, а поддерживать его и даже развивать.
Новые центры деловых городов надо строить вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.
(Д.С. Лихачёв)
Задание№1. Прочитайте текст Д.С.Лихачева, ответьте на вопросы и заполните таблицу:
1.Какова тема текста Д.С.Лихачева?
2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?
3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):
· нравственная;
· экологическая;
· социальная;
· психологическая;
· философская;
· социально-психологическая;
· социально-философская;
· социально значимая;
· социально-нравственная…
4.Выражена ли в тексте позиция автора (Д.С.Лихачева) по данному вопросу?
Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:
Тема | Проблема | Позиция автора |
1.Автор задается вопросом: «…», чтобы мы стали серьезнее относиться (к чему?) | Посвящает свою статью… | |
2. Проблема (чего?) обозначена автором… , чтобы мы смогли переосмыслить свое отношение (к чему?)… | Полемически заостряет проблему… | |
3.Вопрос (о чем?) задает автор своему читателю…, чтобы мы стали критичнее относиться (к чему?) | Помочь читателю увидеть проблему по–новому:… Эмоционально воздействовать на читателя… | |
4.«…?» - вот вопрос, над которым предлагает нам задуматься автор… | Утверждает, что… |
Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:
Какой облик должны иметь строящиеся здания? Они должны подчиняться архитектуре города или же, наоборот, - выделяться? Ответы на эти вопросы дает Д.С. Лихачев в тексте, который я прочитала.
Проблема соответствия современных построек облику города является важной, потому что, по мысли автора, необходимо «не разрушать идеальный строй наших городов .... а поддерживать его и даже развивать». Город должен выглядеть как единое целое. Градостроительство, в первую очередь, должно основываться на истории города. Именно с этой позиции, данную проблему можно назвать социально-значимой.
Автор стремится донести до читателя мысль: «нового самого по себе, как самодовлеющего явления, не существует». Кроме того, Д.С. Лихачев акцентирует наше внимание на том, что цель истории архитектуры найти эту «идею города», чтобы развивать ее творчески в современной практике, «а не глушить новой застройкой, противоречащей старой». Он делает вывод:«архитекторы должны знать» историю городов «и бережно сохранять их красоту».
Я не могу не согласиться с автором, утверждающим, что новые здания должны возводиться в соответствии с обликом города. Архитекторам необходимо создавать свои проекты так, чтобы всем казалось, что город построен без разрывов во времени и представляет собой единое целое.
Образ города в русской литературе является одним из самых ярких в системе многих произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других… Так, во вступлении к поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина лирический герой, любуясь Петербургом, восторгаясь им, восклицает: «Люблю тебя, Петра творенье!» «Гордый вид величественных соборов, береговой гранит набережной Невы» - вот, видимо, то, что составляет величие неповторимого облика Петербурга, которым вслед за лирическим героемвосхищаются и автор, и читатель.
Кроме того, и в современной жизни можно привести немало примеров того, как исправляются ошибки «безликого градостроения». Восстанавливаются исторические центры многих городов: Ярославля, Великого Новгорода. Таким образом, воссоздается архитектурная гармония, утерянная когда-то, возвращается красота, запечатленная в памятниках, старинных зданиях, скверах.
Итак, прочитав текст Д.С. Лихачева, я пришла к выводу, что строить города нельзя бездумно. Нужно вкладывать в мостовые, парки, бульвары, проспекты не только рациональную мысль разумно-циничного землепользования, но и душу, и сердце.
1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)
2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)
3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста Д.С.Лихачева?
4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста Д.С.Лихачевым? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)
5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (Д.С.Лихачева), рассуждающего о соответствии современных построек архитектурному облику города? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);
6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста Д.С.Лихачева? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);
7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).
8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту Д.С.Лихачева? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)
Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании: