Психологическая экспертиза
Задачи судебно-психологической экспертизы. Участие психолога в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы. Определение физиологического аффекта. Задачи и методы экспертизы свидетелей. Определение способности потерпевшего осознавать и правильно интерпретировать значение совершенных с ним действий. Определение психических состояний, мешающих адекватному исполнению профессиональных обязанностей. Психологическая экспертиза по делам о самоубийствах. Составление заключений по данным судебно-психологической экспертизы.
Психологическая реабилитация.
Цели и задачи психологической реабилитации. Важность оценки исходного состояния больного. Отличие реабилитационной диагностики от патопсихологического исследования.
Реабилитация психически больных. Реабилитация после соматического заболевания. Реабилитация больных с поражениями мозга.
Повышение самостоятельности и ответственности больных как важный принцип реабилитации. Демократизация отношений в клинике как основное условие реабилитации. Применение методов психотерапии в реабилитации. Другие методы реабилитации.
Психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента.
Основные психологические проблемы взаимоотношений врача и пациента. Модели взаимоотношений врача и пациента (авторитаризм, сотрудничество, консумеризм). Факторы удовлетворенности качеством медицинской помощи.
Субъективная концепция болезни как важнейший фактор, определяющий поведение пациента. Понимание субъективных концепций болезни различными учеными. Исследование внутренней картины болезни (Р.А. Лурия, В.В. Николаева, А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев). Социальные представления о здоровье и болезни (К. Херцлих). Когнитивные репрезентации болезни и здоровья (Г. Левенталь, С. Бишоп, Ш. Тэйлор, К. Петри). Исследования субъективной картины болезни методами нарративной психологии (А. Клейнман). Этапы формирования субъективной картины болезни. Функции субъективной картины болезни. Различие субъективной и медицинской картин болезни.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. – 288 с.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 288 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 1996. – 415 с.
4. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
5. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
6. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука, 1993. – 115 с.
7. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с.
8. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов / Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
9. Берков, В.Ф. Философия и методология науки / В.Ф. Берков. – М.: «Новое знание», 2004. – 115 с.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р.Бернс; общ. ред. и вступ. ст. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Прогресс, 1988. – 197 с.
12. Бэрон, Р.С. Социальная психология: ключевые идеи / Р.С. Бэрон, Б. Джонсон, Д. Бирн. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 512 с.
13. Вайнштейн, Л. А. Общая психология: учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, В. А.Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск: Соврем. шк., 2009. – 512 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1996. – 480 с.
15. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века./ Б.С. Гершунский. – М, 1998.– 301 с.
16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: Учеб. пособие / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: «ЧеРо»; «Юрайт», 2001. – 336 с.
17. Гришина, Н.В. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
18. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1996. – 544 с.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 356 с.
20. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие / В.Н Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
21. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник / А.Н. Ждан. – 3-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 336 с.
22. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1975. – 424 с.
23. Зароченцев, К.Д. Экспериментальная психология: учеб. / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.
24. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
25. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия,1996. – 346 с.
26. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
27. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
28. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 460 с.
29. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
30. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
31. Кандыбович, Л.А. История психологии в Беларуси: учеб. пособие / Л.А. Кандыбович. – Минск: Тесей, 2008. – 208 с.
32. Кандыбович, Л.А. История психологии в Беларуси: хрестоматия. – Минск: Тесей, 2006. – 328 с.
33. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987 – 190 с.
34. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. – СПб.: Питер, 2005. – 248 с.
35. Козубовский, В.М. Общая психология: личность: учебное пособие для студентов психологических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.М. Козубовский. –Минск: Амалфея, 2005. – 446, [1] с.
36. Козубовский, В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для студентов специальности «Психология» высших учебных заведений / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005. – 255 с.
37. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие для студентов специальности «Психология» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В.М. Козубовский. – Минск: Амалфея, 2005. – 367 с.
38. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 431 с.
39. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р, Комер. – СПб, 2002. – 965 с.
40. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пособие / Г. Крайг, Дон Бокум. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с.
41. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 207 с.
42. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 464 с.
43. Кэмпбелл, Дж. Модели эксперимента в социальной психологии/ Дж Кэмпбелл. – М.: Прогресс, 1980. – 390 с.
44. Лабунская, В.А.Экспрессия человека: общение и межличностное познание /В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 608с.
45. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.С. Лейтес. – М.: Издат. центр «Академия», 2000. – 320 с.
46. Лефрансуа, Г. Психология для учителя / Г. Лефрансуа. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. – 416 с.
47. Лингарт, И. Процесс и структура человеческого учения / И. Лингарт. – М.: «Прогресс», 1970. – 685 с
48. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов; Отв.ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
49. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 413 с.
50. Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии. / В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 208 с.
51. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 800 с.
52. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы / Б.Р. Мандель. – Ростов-на-Дону, 2007. – 382 с.
53. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под ред. Т.В. Корниловой. – М.: «Форум»-«Инфра-М», 1998. – 294 с.
54. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб. пос. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое, 1999. – 442 с.
55. Парыгин, Б.Д.Социальная психология / Б.Д.Парыгин. –СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.
56. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
57. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования /Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
58. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – Т.1. – 416 с.
59. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – Т.2. – 414 с.
60. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – М.: Владос, 2005. – 652 с.
61. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.
62. Репина, Н. В. Основы клинической психологии / Н. В. Репина, Д. В. Воронцов, И. И. Юматова. – Ростов-на-Дону, Феникс 2003. – 480 с.
63. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995 . – 529 с.
64. Рожина, Л.Н. Методика преподавания психологии: учеб.-метод. Пособие в 3 ч. Ч. 1 / Л.Н. Рожина. – Минск: БГПУ, 2003. – 250 с.
65. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.
66. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учебник/ С. Л. Рубинштейн. – СПб. : ПИТЕР, 1998 . –712 с.
67. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 426 с.
68. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984. – 256 с.
69. Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Фейдмен Дж. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
70. Фридман, Л.М., Психологический справочник учителя / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
71. Фролова, Ю.Г. Медицинская психология: учеб. пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск: Выш. шк., 2011. – 383 с.
72. Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2002. – 532 с.
73. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 555 с.
74. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск: Асар, 2005. – 768 с.
Дополнительная литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 706 с.
2. Аверин, В. А. Психология личности: учеб. пособие / В.А. Аверин. – 2-е изд. – СПб.: Михайлов, 1999. – 189с.
3. Амельков, А.А. Педагогическая психология в схемах, понятиях и персоналиях / А.А. Амельков. М.А. Дыгун, Л.Н. Иванова. – Мозырь: Содействие, 2007. – 72 с.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
5. Аронсон, Э.Социальная психология.Психологические законы поведения человека в социуме / Э.Аронсон,Т.Уилсон, Р.Эйкерт.– СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
6. Бадмаев, Б.Ц. Психология: Как ее изучить и усвоить / Б. Ц. Бадмаев. – М.: Учебная литература, 1997. – 256 с.
7. Белановская, О.В. Психология личности: Учеб. пособие / О.В. Бела-новская; под ред. Ю. Н. Карандашева, Т. В. Сенько. – Минск: БГПУ, 2001. – 226с.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избран. психол. труды / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж: Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
10. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учеб. пособие для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
11. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М.: Просвещение, 1967. – 652 с.
12. Введение в психологию / Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. – Минск: «Энциклопедикс», 2004. – 398 с.
13. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для ВУЗов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 360 с.
14. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Апрель-пресс; Эсксмо-пресс, 2000. – 1006с.
15. Гапановмч-Кайданов, Н.В. Организация и проведение психолого-педагогических исследований; практическое руководство / Н.В. Гапанович-Кайдалов. – Гомель: ГТУ, 2007 – 102 с.
16. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 464 с.
17. Девяткин, А.А. Явление социальной установки в психологии XX века / А.А. Девяткин. – Калининград: Калинингр. ун-т, 1999. – 309 с.
18.Детская психология: учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.
19. Дроздова, Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентцентрированного образования/ Н.В. Дроздова, А.П.Лобанов. –Минск: РИВШ, 2007. –100 с.
20. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Нар. асвета, 1996. – 399 с.
21. Иващенко, Ф.И. Педагогическая психология: практикум: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск: Изд. центр БГУ, 2008. – 127 с.
22. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб.пособие для студентов пед. специальностей вузов / Ф.И. Иващенко. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. – 136 с.
23. Карсон, Р.Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минека. – СПб., 2006.
24. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский и др. – СПб.: Питер, 2007. – 960 с
25. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб., 2007. – 1310 с.
26. Козелецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козелецкий; Пер.с пол.; Под ред. Б.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979. – 504 с.
27. Кольцова, В.А. Мультимедийный учебно-методический комплекс «История психологии»/ В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. – Режим доступа: http://psyche.ru/catalog/is5/element.php?ID=1244. – Дата доступа: 15.05.2009.
28. Концепции современного естествознания / под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 448 с.
29. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов. / Т.В, Корнилова. – М,: Аспект Пресс, 2002. – 381 с.
30. Котикова, О.П. Педагогическая психология / О.П. Котикова, Н.Ю. Клышевич. – Минск: Аверсэв, 2007. – 299 с.
31. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии./ В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 303 с.
32. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. – СПб.: Питер, 2003. – 336 с.
33. Куликов, Л.В. Психологическое исследование: рекомендации по применению / Л.В. Куликов. – СПб.: Речь, 2001. – 181 с.
34. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие / А.П. Лобанов. – Минск: Новое знание, 2008. – 376 с.
35. Маслоу, А.Г. Новые рубежи человеческой природы / А.Г. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. – 424с.
36. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 118 с. – Режим доступа: http://humanpsy.ru/taxonomy/term/89.
37. Милграм, Ч. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с.
38. Московичи, С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психол. журнал. – 1995. – №1. – С. 3-18; №2. – С.3 – 14.
39. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 440 с.
40. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 544 с.
41. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
42. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.В. Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280 с.
43. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе / М.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
44. Почебут, Л.Г. Социальная психология толпы / Л.Г. Почебут. – СПб.: Речь, 2004. – 240 с.
45. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
46. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учеб. для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
47. Психология XXI века: учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – М: ПЕРСЭ, 2003. – 863с.
48. Психология внимания: [хрестоматия] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер Ю.Б. и В.Я. Романова. – М.: «ЧеРо», 2001. – 858 с.
49. Психология индивидуальных различий: [хрестоматия] / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000 . – 775 с.
50. Психология личности: [хрестоматия] в 2т. / Ред. Сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ». 1999. – Т.1 – 447с; Т.2. –542с.
51. Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М. В. Фаликман. – М.: ЧеРо : ОМЕГА-Л : МПСИ, 2006. – 751 с.
52. Психология памяти: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М.: ЧеРо : Московский психолого-социальный ин-т, 2002 . – 814 с.
53. Психология самосознания: Хрестоматия по соц. психологии личности. / Составитель: Райгородский Д.Я. – Самара: Изд. дом «Бахрах», 2000. – 672с.
54. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практ. психологов / Л.Н. Рожина. – Минск: Выш. шк., 2003. – 272 с.
55. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свенцицкий. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 336 с.
56. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Е.Е.Соколова. – 4-е изд., перераб. – М.: Смысл, 2003. – 685с.
57. Солсо, Р.Л Когнитивная психология / Р.Л. Солсо; Пер с англ. – М.: Тивола, 1996. – 600 с.
58. Социальная психология / Под. ред. С. Московичи.–7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
59. Социальная психология: учебн. пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.:ПЕР СЭ, 2002. – 351 с.
60. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М: Аспект Пресс, 2003. – 475 с
61. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992. – 191 с.
62. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – М., ВЛАДОС, 1998. – 288 с.
63. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. средн. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2001. – 288 с.
64. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия». 2002. – 192 с.
65. Тейлор, Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пиппо, Д. Сирс. – 10-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 768 с.
66. Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – 527 с.
67. Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
68. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход /Майкл Хьюстон, Вольфганг Штребе. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 662 с.
69. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Питер, 1999. – 272 с.
70. Чалдини, Р. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других! – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2002. – 336 с.
71. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 1999. – 512 с.
72. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Феникс, 1998. – 544 с.
73. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. – М.: Деловая книга, Ин-т психологии РАН, КСП+, 1999. – 488 с.
74. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.В. Штофф. – М.: Изд-во Мос. гос. ун.-та, 1978. – 271 с.
2) КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Критерии оценки знании и компетенций студентов по 10-балльной шкале:
1 балл – один:
· отсутствие знаний и компетенций в рамках учебной программы по психологии или отказ от ответа.
2 балла – два:
· фрагментарные знания в рамках учебной программы по психологии;
· знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой по психологии;
· неумение использовать научную терминологию по психологии;
· наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
· пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК;
· низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
3 балла – три:
· недостаточно полный объем знаний в рамках учебной программы по психологии;
· знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· использование научной терминологии;
· изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
· неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии;
· пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК,
· низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
4 балла – четыре:
· достаточный объем знаний в рамках в рамках учебной программы по психологии;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· использование научной терминологии;
· стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
· умение под руководством экзаменатора решать стандартнее (типовые) задачи;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им оценку;
· попытка размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК,
· допустимый уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
5 баллов – пять:
· достаточные знания в объеме учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им сравнительную оценку:
· самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, готовность к обсуждению рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
6 баллов – шесть:
· достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы по психологии;
· использование необходимой научной терминологии;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им сравнительную оценку;
· самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
7 баллов – семь:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
· лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы;
· умение делать обоснованные выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку;
· самостоятельные обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
8 баллов – восемь:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии,
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
· владение современным инструментарием психологии, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
· усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
9 баллов – девять:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии;
· точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
· владение инструментарием психологии, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
· полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
10 баллов – десять:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
· точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
· безупречное владение инструментарием как учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
· полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
· умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
3) Перечень рекомендуемых средств диагностики
Вопросы и учебные задачи разного уровня сложности (в форме выбора правильного ответа, установления соответствия, последовательности и т.п., по аналогии с тестами учебных достижений; в форме моделирования ситуации и обоснования решения). Варианты учебных задач: описание психического явления, определение понятия; сравнение описанных психических явлений, понятий; обобщение закономерностей проявлений психики; обоснованная оценка научных позиций в рассмотрении психических явлений; анализ проблем профессиональной деятельности и психологическое обоснование принятия решения.
4) СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………….
1. Общая психология ……………………………………………………………
2. Психология личности…………………………………………………………
3. Методология, теория и методы психологических исследований………
4. Экспериментальная психология ……………………………………………
5. История психологии ………………………………………………………….
6. Психология развития ………………………………………………………..
7. Социальная психология …………………………………………
8. Педагогическая психология …………………………………………………
9. Методика преподавания психологии ……………………………………
10. Медицинская психология ………………………………………………
Информационно-методическая часть …………………………………………
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература
1. Аверин В.А. Психология личности. Уч. пособие. СПб., 2001.
2. Александров И.О., Максимова Н.Е. Основы теории психологического исследования. (Экспериментальная психология). - М., 1998.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – 7-е междунар. изд. – СПб.:Питер, 2003. – 688 с.
4. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. - Ташкент, 1976.
6. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: учебное пособие.- Мн., 2005.
7. Введение в психологию / Под ред. А.П. Лобанова, С.И. Коптевой. Мн., 2004.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство: в 2 ч. / А.Л. Венгер. – М.: Генезис,2005. – Ч.2. – 128 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. 1996.
11. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982.
12. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
13. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.
14. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
15. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2004.
16. Ждан А.Н. История психологии. М., 2004
17. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр "Академия", 2005.
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-н/Д, 1997.
19. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.
20. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. –СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
21. Клонингер С. Теории личности: познание человека. СПб., 2004.
22. Крайг, Г. Психология развития: Учеб. пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.
23. Лобанов А.П. Психологию когнитивных процессов. Минск 2006.
24. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
25. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
27. Методология психологического исследования. Учебная программа. /составитель Л.В.Марищук//.Мн., 2009.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.
29. Общая психология: В 7т. / Под ред. Б.С.Братуся. Т 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: М,2005.
30. Петровский А.В. Введение в психологию: Учебник для высш. учеб. заведений. –М., 2000.
31. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000.
32. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича – М.: Владос, 2005. – 652 с.
33. Психологическая наука в России XX столетия. М., 1997.
34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999.
35. Рожина Л.Н. Методика преподавания психологии. Мн., 2002.
36. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пос. / Е.Е. Сапогова. – М., 2001. – 460 с.
37. Хомская Е.Д. Нейропсихология. - М.: МГУ, 1987.
38. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н.И.Шевандрин. – М.: Владос, 1999.– 512 с.
39. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. - Мн.: Бестпринт, 2000.
40. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2006.
Дополнительная
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 2.
2. Ахвердова, О.А. Дифференциальная психология: Учеб. пособие / О.А Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых. – СПб.: Речь, 2004. – 168с.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: Владос, 1999.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники / И.В.Вачков. − М., 2000. – 176 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 8 т. М, 1982. Т.1.
6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985.
7. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.
8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: МГУ, 1986.
9. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В.А. Гурьевой. – М., 2001.
10. Косов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. – М.: Академический проект, 2000. – 240 с.
11. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Академия, 2000. – 232 с.
12. Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. - Мн.: Несси, 2000. – 96 с.
13. Педагогическая психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. - М., 2000.
14. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт / С.С.Харин. − Мн., 1998. – 348 с.
15. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Избранные психологические труды. - М., 1989.
5) КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии оценки знании и компетенций студентов по 10-балльной шкале:
1 балл – один:
· отсутствие знаний и компетенций в рамках учебной программы по психологии или отказ от ответа.
2 балла – два:
· фрагментарные знания в рамках учебной программы по психологии;
· знание отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой по психологии;
· неумение использовать научную терминологию по психологии;
· наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
· пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК;
· низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
3 балла – три:
· недостаточно полный объем знаний в рамках учебной программы по психологии;
· знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· использование научной терминологии;
· изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
· слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
· неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии;
· пассивность в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК,
· низкий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
4 балла – четыре:
· достаточный объем знаний в рамках в рамках учебной программы по психологии;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· использование научной терминологии;
· стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
· владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
· умение под руководством экзаменатора решать стандартнее (типовые) задачи;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им оценку;
· попытка размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК,
· допустимый уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
5 баллов – пять:
· достаточные знания в объеме учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им сравнительную оценку:
· самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, готовность к обсуждению рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
6 баллов – шесть:
· достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы по психологии;
· использование необходимой научной терминологии;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
· усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им сравнительную оценку;
· самостоятельные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
7 баллов – семь:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
· лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы;
· умение делать обоснованные выводы;
· владение инструментарием психологии как учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку;
· самостоятельные обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
8 баллов – восемь:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы по психологии;
· использование научной терминологии,
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
· владение современным инструментарием психологии, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
· усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой по психологии;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, активное обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
9 баллов – девять:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии;
· точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке;
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
· владение инструментарием психологии, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
· полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
· умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
10 баллов – десять:
· систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы по психологии, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
· точное использование научной терминологии, в том числе на иностранном языке,
· стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
· безупречное владение инструментарием как учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
· выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
· полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
· умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях психологии и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
· самостоятельные глубокие и обоснованные размышления в ситуации заданного вопроса экзаменатором и членами ГЭК, творческое обсуждение рассматриваемого вопроса;
· высокий уровень культуры исполнения заданий, предложенных экзаменатором и членами ГЭК, в ходе устного ответа или после него.
6) Перечень рекомендуемых средств диагностики
Вопросы и учебные задачи разного уровня сложности (в форме выбора правильного ответа, установления соответствия, последовательности и т.п., по аналогии с тестами учебных достижений; в форме моделирования ситуации и обоснования решения). Варианты учебных задач: описание психического явления, определение понятия; сравнение описанных психических явлений, понятий; обобщение закономерностей проявлений психики; обоснованная оценка научных позиций в рассмотрении психических явлений; анализ проблем профессиональной деятельности и психологическое обоснование принятия решения.
7) ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
к государственному экзамену по дисциплинам специальности «Психология»
Общая психология
Введение
1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.
2. Психика, ее возникновение, стадии развития.
3. Сознание, его структура, функции и состояния.
4. Характеристика неосознаваемых процессов.
5. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности.
Познавательные процессы
1. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений.
2. Психофизика ощущений
3. Восприятие: физиологические основы, свойства, виды.
4. Внимание: свойства, виды, теории.
5. Понятие памяти. Теории памяти.
6. Типы и формы памяти.
7. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание)
8. Понятие мышления. Виды мышления.
9. Сравнительный анализ теорий мышления.
10. Интеллектуальные способности
11. Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи.
12. Понятие воображения и его виды. Функции воображения. Свойства и способы создания образов воображения.
Личность
1. Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности.
2. Понятие личности в психоанализе.
3. Концепции личности в советской психологии.
4. Направленность как ведущий компонент структуры личности.
5. Способности и их природа. Классификация способностей.
6. Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций.
7. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
8. Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора.
9. Самосознание: понятие, структура, функции, развитие.
10. Критерии анализа теории личности.
11. Классические и современные теории темперамента.
12. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.
13. Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.
Психология личности – сократить до 5 вопросов
1. Личность в системе современного научного знания.
2. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности.
3. Жизненный путь личности: определение, единицы анализа.
4. Я-концепция: понятие, структура, функции, развитие.
5. Развитие личности: движущие силы, условия и механизмы формирования личности.
6. Обзор основных направлений в теории личности в американской и западно-европейской психологии.
7. Личность в психологии и философии позднего модернизма (постнеклассические теории личности).