Cоциальная ситуация развития, ведущие психологические новообразования подросткового возраста
Подростковый возраст – один из самых непростых детских возрастов. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. Одна из особенностей данного периода – бурное физическое и половое развитие.
В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Своеобразие социальной ситуации, присущей этому периоду состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками. Главное изменение в социальной ситуации развития в подростковом возрасте состоит в том, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, что расширяет сферу социального общения подростка, возможности усвоения социальных ценностей, формирование нравственных качеств личности. В коллективе формируются важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков: чувство долга, коллективизма, товарищества.
Основным видом деятельности подросткового возраста называют общение со сверстниками. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто ищет такое общение вне школы.
Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Типичной чертой подростковых групп является конформность – склонность к усвоению человеком определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
Основное новообразование этого возраста – чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому.
Особенности когнитивного развития.
Развитие мышления. Происходит формирование навыков логического мышления. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т.е. может действовать в логике рассуждений, на основе общих предпосылок он уже может строить гипотезы, доказывать или опровергать их. Подросток начинает ориентироваться на потенциально возможное и получает возможность вообразить все, что может случиться, тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.
Развитие внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.
Развитие памяти. Подросток способен управлять произвольным запоминанием. В этом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память – она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.
Воображение. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Эмоциональная сфера.
Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Обычно о подростковом периоде говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Характер многих подростков становится акцентуированным – крайний вариант нормы.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с приходом взросления. В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуаций характера: явную и скрытую.
Огромное значение приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многочисленным переживаниями. Общение со сверстниками – источник появления не только новых интересов, но и становления новых форм поведения, таких как дружба. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия, как сотрудничество и взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т. п.
Развитие личности.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания посредством рефлексии на себя и других. Подросток в это время углубленно изучает себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Подростки весьма озабочены собственной духовной, интеллектуальной, волевой сферой. Специфичным для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. «Некрасивый», «неумный», «безвольный» и другие оценки, выражающие отсутствие достоинств и положительных качеств, выступают на первый план самооценки подростка.
Особенность самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражается на поведении. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у всех проявляется качественно по-разному.