Пути формирования психологической готовности к бою
В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку. Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание последовательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда военнослужащий мысленно вживается в обстановку настолько, что невольно начинает совершать движения, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием.
Для поддержания психологической готовности к немедленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической саморегуляции.
Так, ходьба в темпе 140—150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замедленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются пощипывание кожи рук, самомассаж головы и другие приемы, повышающие активность человека. Сонливость — внутренний враг психологической готовности к бою. Она провоцирует усталость, психическое и физическое расслабление.
Основными методами саморегуляции для поддержания психологической готовности к бою являются самоубеждение, самовнушение, управление воображением, дыхательным и мышечным тонусом.
Самоубеждение — это доказательство воином самому себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и желаний во время несения службы на боевом посту или выполнения другой боевой задачи военнослужащему необходимо как можно ярче представить себе возможные негативные последствия ослабления бдительности. Важно припомнить требование уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.
Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно изменить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы ночью воин иногда впадает в несколько заторможенное состояние, как бы плавающее между сном и бодрствованием. Именно в этом состоянии психика воина наиболее восприимчива к любым самовнушениям, поэтому даже легкое стремление к комфорту и сну должно быть незамедлительно преодолено и подавлено. Иначе ситуация может обернуться трагедией.
Так, воины сторожевой заставы, располагавшейся вблизи населенного пункта Ачхой-Мартан в Чечне, в сумерках заметили неизвестных. Не приняв должных мер предосторожности, воины продолжали находиться на заставе и не подняли тревоги. Офицер с двумя солдатами пошел к молочно-товарной ферме, где наблюдалось скопление людей. По дороге они обнаружили две автомашины с вооруженными боевиками. Только когда боевики стали окружать заставу, офицер приказал принять бой, так и не сообщив о появлении дудаевцев старшему начальнику. В этом бою лейтенант Рындин погиб, прикрывая отход своих солдат стрельбой из автомата до последнего патрона.
Притупление бдительности приводит к тяжелым последствиям. Поэтому для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:
"Я внимателен и сосредоточен";
"Я спокоен и уверен в себе";
"Я полностью контролирую свое поведение и ситуацию" и т. д.
Эти самоинструкции представляют собой своеобразные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начинают незамедлительно определять его состояние.
Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам:
мысленно повторять словесные формулы самовнушения 5—6 раз, вдумываясь в содержание фразы и воображая при этом требуемое состояние;
словесные формулы должны быть короткими, понятными, не вызывать сомнений в возможности их реализации в конкретной ситуации. При этом не должно быть никакой самокритики. Лишь полная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат;
словесные формулировки произносятся в утвердительной форме, т.е. не должны содержать отрицания. Например, самовнушение "Я не хочу спать" может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка "не" обычно теряется в подсознании. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: "Я бодр и активен". Или вместо "Я не рассеян" нужно внушать себе: "Я сосредоточен".
Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных образов. Внушая себе: "Я бодр", представить, как утренняя свежесть вливается в тело, делая мышцы упругими и сильными. Если постараться прочувствовать это, то эффект будет сразу виден. Как можно ярче представляя образец действия, рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образ правильного действия или своего кумира). Так, чтобы войти в роль "самого бдительного воина", необходимо образно представить его идеальные действия и, по принципу подражания попробовать действовать так же. Такому образному перевоплощению значительно способствуют самовнушения типа "Я лучший стрелок", "Я бдительный разведчик", подкрепленные образным представлением соответствующего идеала. Управляя воображением, можно постоянно "прокручивать" возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий в бою.
Например: "А что, если за углом неприятель? значит, надо перед поворотом отойти на 2—3 метра от стены и сосредоточиться". Подобные приемы позволят упредить в бою неблагоприятный исход и быть готовым к неожиданностям. Желательно заблаговременно составлять план
возможных действий в экстремальной ситуации и мысленно "проигрывать" его в голове.
Управление вниманием тесно связано с воображением. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контроля, внимание способно отвлечь человека, переключившись на другой объект, не связанный с выполнением боевой задачи. В этом заключен еще один секрет нашей психики, который может, если им пренебречь, привести к тяжелым последствиям. Существует прием, когда противник бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно совсем в другом месте. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раздражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут оказаться главными. Для этого нужно заблаговременно составить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за обстановкой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражители.
В бою на подступах к Грозному пулеметчик рядовой Аликпер Кадыров получил боевую задачу: в составе своего отделения скрытно выдвинуться на указанную огневую позицию, занять оборону и при переходе роты в атаку огнем с фланга поддержать ее действия. С риском для жизни, под шквальным огнем солдаты добрались до указанного места и затаились. А когда рота перешла в атаку, Кадыров открыл огонь из пулемета и, будучи отличным стрелком, подавил основные огневые точки противника. Потом он быстро сменил огневую позицию и продолжал стрельбу по противнику до выполнения поставленной задачи. Только после этого Кадыров вынес с поля боя раненого командира отделения, сам получив от разрыва гранаты контузию и ранение бедра. Сосредоточение внимания рядовым Кадыровым на объектах атаки обеспечило роте выполнение боевой задачи
Управление дыханием и мышечным тонусом не является чисто психологическим приемом, но глубина и частота дыхания, степень напряжения мышц тела в значительной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения рекомендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологической готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха небольшой задержки дыхания после вдоха, и резкого полного выдоха. Для достижения того или другого психологического состояния рекомендуется провести 3—4 таких цикла. Появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для длительного наблюдения за противником.
Мышечное напряжение в значительной мере определяет нервную активность, а значит, и проявление бодрости и чувства отмобилизованности у военнослужащего. Мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозящее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мышцы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизированные мышцы способствуют повышению психологической готовности воина к бою.
Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психологическая подготовка вооружает его способностью поддерживать у себя психологическую готовность к немедленным боевым действиям.
Ранее уже отмечалось, что критерием оценки эффективности морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) является морально-психологическое состояние их личного состава. В связи с этим остановимся на порядке оценки морально-психологического состояния своих войск и войск противника.
Так, в частности, при оценке морально-психологического состояния своих войск (сил) анализируются следующие вопросы:
боевой путь подразделения в составе части, соединения (при коалиционном составе войск - государственная принадлежность);
социальный и национальный состав подразделений;
уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими различных конфессий;
характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей (при коалиционном составе - между военнослужащими армий союзных стран);
возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обучен-ности и боевой слаженности подразделений, знание личным составом района боевых действий;
укомплектованность подразделений офицерским составом и специалистами, определяющими их боевую способность;
уровень подготовки командиров, состояние и качество управления подразделениями;
укомплектованность органов воспитательной работы, их готовность к ведению морально-психологического обеспечения в боевой обстановке, поддержанию морально-психологического состояния подразделений на необходимом уровне;
состояние морально-психологической готовности личного состава подразделений к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях боевой обстановки;
состояние информированности личного состава подразделений;
степень подверженности военнослужащих информационно-психологическому воздействию противника, возможности подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.
В результате проведенного анализа органы воспитательной работы должны сделать выводы из оценки морально-психологического состояния своих войск (сил), в содержании которых отразить следующие положения:
общая оценка количественно-качественного состава подразделений и их мо-рально-психологического состояния - как это может сказаться на их боеспособности;
сильные и слабые стороны морально-психологического состояния личного состава по категориям (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовой состав) - какого поведения можно ждать от них в ходе боя;
наиболее сильные (устойчивые) и слабые (неустойчивые) в морально-психологическом отношении подразделения - как они могут проявлять себя в бою, как и где их целесообразнее использовать;
основные мероприятия по поддержанию и повышению морально-психологического состояния личного состава, по защите и снижению эффективности информационно-психологического воздействия противника.
В то же время оценка своих войск (сил) не должна проводиться в отрыве от оценки морально-психологического состояния войск (сил) противника. При этом в ходе оценки морально-психологического состояния противника должны анализироваться следующие вопросы:
государственная принадлежность войск, особенно при коалиционном составе;
наличие противоречий между представителями различных государств;
национальный состав;
характер отношений между военнослужащими различных национальностей;
приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;
социально-классовый состав;
характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;
система комплектования войск;
соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резерва;
возрастные характеристики категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);
опыт воинской службы и боевых действий;
уровень боевой обученности личного состава, знание им района боевых действий;
вероисповедания личного состава, вероятность межконфессиональных противоречий;
состояние воинской дисциплины, организованности и порядка;
уровень исполнительности и законопослушания различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;
морально-психологические и профессиональные качества руководящего ко-мандного состава противника (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);
состояние психологической готовности к ведению боевых действий;
боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению информационно-психологических операций.
С учетом особенностей группировки войск противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на морально-психологическое состояние противника. В результате проведенного анализа оцениваются:
общая оценка качественного и морально-психологического состояния противостоящей группировки противника, общий прогноз поведения военнослужащих в бою;
сильные и слабые стороны морально-психологического состояния личного состава, его общая психологическая готовность к ведению боевых действий;
характер и возможности информационно-психологического воздействия противника на личный состав подразделений;
каким образом морально-психологическое состояние подразделений и частей противостоящей группировки противника может быть учтено командиром части (подразделения) при принятии решения на бой (меры по ослаблению морально-психологического состояния противостоящего противника; основные направления работы по достижению морально-психологического превосходства над противником).
В результате произведенных оценок делается вывод о соотношении морально-психологического состояния своих войск (сил) и войск (сил) противника.
Учебный вопрос.
Методика оценки психогенных потерь