Понятие, сущность, принципы делового этикета

Этикет (от французского) – означает манеру поведения.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего появления отношения к людям.

Современный деловой этикет заключается в умении приспособиться к конкретной жизненной ситуации, не утрачивая своего социального статуса.

Деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, переговорах.

В деловом этикете существует много правил, которые надо обязательно выполнять. Например: правила застольного этикета.

Зачем надо соблюдать деловой этикет?

Для того, чтобы не нести ощутимые материальные потери в бизнесе, не утратить свое лицо в деловом мире, чтобы составить и поддерживать о себе благоприятное впечатление, вырваться вперед и сохранить лидерство.

Существует ряд принципов делового этикета

правила делового этикета одинаковы для мужчин и для женщин ( в отличии от светского этикета);

с каждым человеком, с которым имеешь дело в бизнесе, надо всегда обращаться уважительно;

если в общении у кого-то из партнеров возникают какие-то неловкости или трудности, то другой партнер обязательно должен помочь ему выйти из положения.

Таким образом, обходительность и такт, внимательность, получение и оказание помощи – основные черты делового этикета для всех – и для мужчин и для женщин.

Есть и другие принципы:

все в бизнесе всегда делается в свое время (не опаздывать, предупреждать);

умейте хранить технологические, кадровые и другие секреты юр. или физ. лица, на которое работаете, и умейте хранить подробности своей лично жизни;

думайте не только о себе;

деловой человек должен говорить и писать грамотным языком;

одежда и обувь должны подбираться со вкусом и соответствовать деловой моде;

относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам;

не забывать о вежливых словах.

Сделаем вывод, что деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание этикета – необходимое деловое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

На работе и в быту человек постоянно сталкивается с повторяющимися стандартными ситуациями (приветсвие, телефонный звонок, прощание).

Для них вырабатываются формы и правила поведения сотрудников туристского предприятия по отношению к клиентам и основы взаимоотношений всего персонала между собой.

Принципы делового этикета:

Здравый смысл (экономия рабочего времени, обеспечение порядка на предприятии, поддержание организованности персонала);

Свобода (свободное выражение мнения);

Этичность;

Удобство;

Целесообразность (каждое требование соответствует цели);

Экономичность;

Непринужденность;

Эффективность и т.д.

Использование принципов деловой этики является экономически выгодным и оказывает значительное влияние на повышение эффективности деятельности туристского предприятия. Сотруднику тур. фирмы незнание этикета может обойтись и потерей уважения со стороны коллег, лишением заработной платы и даже увольнением в зависимости от того, кому и как он нагрубил. А при учете, что контингент клиентов солидных тур. фирм – это чаще всего люди богатые и влиятельные, возможно VIP, то в этих условиях становится самой острой и насущной необходимостью не только знать и применять правила делового этикета, но и быть в нем мастером.

Увольнение персонала.

Прекращение приема на работу. Вместо приема на работу новых сотрудников освобождающиеся места занимаются работниками орга­низации, чьи должности подлежат сокращению.

Перевод части сотрудников на сокращенный рабочий день или рабочую неделю позволяет избежать увольнений и сохранить приоб­ретенную работниками организации квалификацию при одновремен­ном сокращении издержек на рабочую силу.

Если же приведенные выше меры не позволяют добиться требуе­мого сокращения численности, предприятие вынуждено разработать программу увольнений. При разработке и реализации этой програм­мы сотрудникам отдела кадров необходимо:

1. Обеспечить соблюдение трудового законодательства. В случае несоблюдения законодательства предприятие может понести значительные финансовые издержки, а его репутации будет нанесен существенный ущерб.

Выработать четкие и максимально объективные критерии отбора сотрудников, подлежащих сокращению. Такими критериями могут являться: стаж работы, наличие дисциплинарных взысканий.

Организовать коммуникационную кампанию с целью предоставления сотрудникам наиболее полной информации о причинах увольнений, критериях отбора, компенсаций увольняемым сотрудникам,
перспективах их возвращения в организацию.

Оказать увольняемым сотрудникам помощь в виде материальной компенсации и содействии в трудоустройстве.

Увольнение сотрудников необходимо проводить в соответствии со ст. 81 ТК РФ.

Данная статья предусматривает расторжение работодателем трудо­вого договора в следующих случаях:

ликвидации организации либо прекращения деятельности рабо­тодателем — физическим лицом;

сокращения численности или штата работников организации;

несоответствия работника занимаемой должности или выполня­емой работе вследствие:

а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, ком­мерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный слу­чай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало

реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершенствования виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшим за собой нарушение сохранности имущества,
неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;

прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;

предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных федеральными законами. Увольнение по основаниям, установленным в п. 2 и 3 ст. 81 ТК РФ,

допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодате­ля (за исключением случая ликвидации организации либо прекраще­ния деятельности работодателем — физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по пра­вилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).

Наши рекомендации