Понятие, сущность, принципы делового этикета
Этикет (от французского) – означает манеру поведения.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего появления отношения к людям.
Современный деловой этикет заключается в умении приспособиться к конкретной жизненной ситуации, не утрачивая своего социального статуса.
Деловой этикет регламентирует поведение людей на службе, в общественных местах и на улице, на различного рода официальных мероприятиях – приемах, переговорах.
В деловом этикете существует много правил, которые надо обязательно выполнять. Например: правила застольного этикета.
Зачем надо соблюдать деловой этикет?
Для того, чтобы не нести ощутимые материальные потери в бизнесе, не утратить свое лицо в деловом мире, чтобы составить и поддерживать о себе благоприятное впечатление, вырваться вперед и сохранить лидерство.
Существует ряд принципов делового этикета
правила делового этикета одинаковы для мужчин и для женщин ( в отличии от светского этикета);
с каждым человеком, с которым имеешь дело в бизнесе, надо всегда обращаться уважительно;
если в общении у кого-то из партнеров возникают какие-то неловкости или трудности, то другой партнер обязательно должен помочь ему выйти из положения.
Таким образом, обходительность и такт, внимательность, получение и оказание помощи – основные черты делового этикета для всех – и для мужчин и для женщин.
Есть и другие принципы:
все в бизнесе всегда делается в свое время (не опаздывать, предупреждать);
умейте хранить технологические, кадровые и другие секреты юр. или физ. лица, на которое работаете, и умейте хранить подробности своей лично жизни;
думайте не только о себе;
деловой человек должен говорить и писать грамотным языком;
одежда и обувь должны подбираться со вкусом и соответствовать деловой моде;
относитесь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам;
не забывать о вежливых словах.
Сделаем вывод, что деловой этикет – важнейшая сторона профессионального поведения делового человека. Знание этикета – необходимое деловое качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
На работе и в быту человек постоянно сталкивается с повторяющимися стандартными ситуациями (приветсвие, телефонный звонок, прощание).
Для них вырабатываются формы и правила поведения сотрудников туристского предприятия по отношению к клиентам и основы взаимоотношений всего персонала между собой.
Принципы делового этикета:
Здравый смысл (экономия рабочего времени, обеспечение порядка на предприятии, поддержание организованности персонала);
Свобода (свободное выражение мнения);
Этичность;
Удобство;
Целесообразность (каждое требование соответствует цели);
Экономичность;
Непринужденность;
Эффективность и т.д.
Использование принципов деловой этики является экономически выгодным и оказывает значительное влияние на повышение эффективности деятельности туристского предприятия. Сотруднику тур. фирмы незнание этикета может обойтись и потерей уважения со стороны коллег, лишением заработной платы и даже увольнением в зависимости от того, кому и как он нагрубил. А при учете, что контингент клиентов солидных тур. фирм – это чаще всего люди богатые и влиятельные, возможно VIP, то в этих условиях становится самой острой и насущной необходимостью не только знать и применять правила делового этикета, но и быть в нем мастером.
Увольнение персонала.
Прекращение приема на работу. Вместо приема на работу новых сотрудников освобождающиеся места занимаются работниками организации, чьи должности подлежат сокращению.
Перевод части сотрудников на сокращенный рабочий день или рабочую неделю позволяет избежать увольнений и сохранить приобретенную работниками организации квалификацию при одновременном сокращении издержек на рабочую силу.
Если же приведенные выше меры не позволяют добиться требуемого сокращения численности, предприятие вынуждено разработать программу увольнений. При разработке и реализации этой программы сотрудникам отдела кадров необходимо:
1. Обеспечить соблюдение трудового законодательства. В случае несоблюдения законодательства предприятие может понести значительные финансовые издержки, а его репутации будет нанесен существенный ущерб.
Выработать четкие и максимально объективные критерии отбора сотрудников, подлежащих сокращению. Такими критериями могут являться: стаж работы, наличие дисциплинарных взысканий.
Организовать коммуникационную кампанию с целью предоставления сотрудникам наиболее полной информации о причинах увольнений, критериях отбора, компенсаций увольняемым сотрудникам,
перспективах их возвращения в организацию.
Оказать увольняемым сотрудникам помощь в виде материальной компенсации и содействии в трудоустройстве.
Увольнение сотрудников необходимо проводить в соответствии со ст. 81 ТК РФ.
Данная статья предусматривает расторжение работодателем трудового договора в следующих случаях:
ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом;
сокращения численности или штата работников организации;
несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие:
а) состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением;
б) недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);
неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
а) прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;
д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало
реальную угрозу наступления таких последствий;
7) совершенствования виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшим за собой нарушение сохранности имущества,
неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
11) представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора;
прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне;
предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;
14) в других случаях, установленных федеральными законами. Увольнение по основаниям, установленным в п. 2 и 3 ст. 81 ТК РФ,
допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем — физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
В случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками этих структурных подразделений производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).