Внешний вид делового человека
· Характеристика внешнего вида
· Социально-ролевое назначение одежды
· Влияние цвета в одежде
· Мужской деловой костюм
· Женский деловой костюм
«По одежке встречают…». Эта поговорка кратко и исчерпывающе отвечает на вопрос, какое значение имеет одежда в создании имиджа. Умение подобрать «под себя» одежду, а еще важнее – носить ее по-хорошему манерно составляет важную часть имиджирования.
Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. Почему же одежда приобретает такую значимость, что весь образ может быть мгновенно разрушен неверно выбранной деталью?
С незапамятных времен одежда, кроме основных своих функций – защиты и украшения – несет информацию о владельце, своеобразный код, который надо уметь прочитывать. Опытный глаз сразу отметит, насколько вы умело одеты, подходит ли костюм к вашей фигуре, соответствует ли характеру и темпераменту, помогает или нет скрыть недостатки, можете ли вы понять и почувствовать ситуацию, в которой находитесь. Ваш статус, психологические особенности, социальная роль, мысли и чувства – все найдет отражение в костюме.
Хотелось бы подчеркнуть, что очень важно помнить о двух важных понятиях, предложенных швейцарским психологом Максом Лютером: «эстетическая элегантность» и «психологическая элегантность».
Эстетическая элегантность– когда каждый элемент одежды подобран по цвету, форме, рисунку и все элементы согласуются друг с другом.
Психологическая элегантность– умение создавать собственную гармонию, «изюминку», присущую только вам. Объединив эти два понятия, вы сможете одеваться индивидуально и со вкусом, комфортно чувствовать себя во «второй коже», зная, что хотите сказать миру о себе и какую реакцию получить в ответ.
Прежде всего, нужно отметить социально-ролевое назначение одежды. Так, существует понятие «белые воротнички», «синие воротнички». Многие знают, что оно относится к технической интеллигенции и ведомственным чиновникам. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких предприятиях по рабочей одежде легко можно отличить рабочих, служащих и менеджеров. Кстати, это дисциплинирует работников, облегчает их коммуникативные контакты.
Конечно, нельзя абсолютизировать значение одежды в нашей жизни. Однако, не будем забывать, что она выразительна, привлекает к себе взор людей, вызывая у них конкретные эмоции.
Один из принципов самоподачи делового человека настоятельно рекомендует: если вы хотите быть в первых рядах деловых людей, ваша одежда сегодня должна соответствовать той должности, которую вы хотели бы занять завтра. Так, руководителю просто необходим респектабельный вид, а некоторый консерватизм в его одежде обычно воспринимается как символ стабильности.
Одежда многое может сказать о нашей личности. Например, экстраверты предпочитают необычные наряды, а интроверты – утонченные. Первые отдают предпочтение ярким цветам, а вторые – холодным. Экстраверты любят большое количество украшений, тогда как стиль интровертов – простой и скромный.
При выборе одежды нельзя не считаться
1) с ее функциональным назначением (работа, дом, гости, официальный прием);
2) со своим возрастом;
3) со своими физическими данными.
Покрой одежды определяет, как будут смотреться формы тела. Даже худой человек будет казаться полнее, если наденет пиджак с квадратными плечами и широкие мешковатые брюки. Правильный выбор покроя одежды часто способен скрыть то, что мы считаем недостатками своей фигуры.
Если вы не хотите, чтобы ваша одежда отвлекала собеседника от вас самих и того, что вы ему говорите, избегайте нарядов с чрезмерным количеством деталей – карманов, замков, сложной формы воротников, блестящих пуговиц.
Цвет также создает эмоциональные ассоциации. Теплые, яркие, легкие цвета (такие как красный и желтый) «наступают» и могут сделать вас симпатичнее и дружелюбнее, тогда как холодные, мрачные, темные цвета (например, черный, темно-синий, серый) «отступают», создают дистанцию, и вы будете выглядеть более властно и неприступно. Теплые, нейтральные цвета (бежевый, коричнево-желтый) создают впечатление большой доступности.
Одежда ярких расцветок может подавлять человека, особенно если у него самого бледный цвет кожи. Но еще хуже, если люди обратят внимание на вашу крикливую одежду и не посмотрят на вас.
Наиболее важный цвет – тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузки, галстуки должны быть таких оттенков, которые подходят к цвету лица и украшают его. Так, если человек хочет подчеркнуть белизну своего лица, ему следует надевать красную одежду, а вот желтый цвет белизне лица придаст фиолетовый оттенок.
Безвкусица, экстравагантность, несоблюдение сезонности и просто неаккуратность – это те характеристики одежды, которые губительны для имиджа. Они перечеркивают многие прекрасные качества людей и создают ложное впечатление о них.
Как можно соблюсти равновесие между необходимостью поддерживать определенные стандарты в одежде и желанием выразить свою индивидуальность? Только развивая чувство меры, и создавая целостный внешний образ.
Существует такое понятие – «одеваться со вкусом». Оно универсально по своей трактовке, ибо вкусы людей зависят от многих обстоятельств: общей культуры, материальных возможностей, возраста, этнопсихологических особенностей и т.д. Кроме того, имеется и некий стандарт «хорошего вкуса», с которым следует считаться. Долгое время «одеваться со вкусом» означало одеваться строго и однотонно. Во время демократизации вкусов можно одеваться разнообразно и оригинально, однако следует соблюдать принцип ансамбля, учитывать свои кинесические данные, эстетику времени, социальный статус, специфику профессиональной деятельности.
Несомненно, существуют особенности делового костюма мужчин и женщин.
Мужской деловой костюм.
В ансамбле одежды деловых мужчин особое место занимает рубашка. Можно иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при одном обязательном условии: иметь в гардеробе не менее дюжины различных рубашек. Одно время пальма первенства отдавалась белым рубашкам, но сегодня цветное телевидение наглядно демонстрирует, насколько ненадежна белая рубашка в «лепке» образа. Конечно, существуют ситуации, когда по этикету или ритуалу положено быть в белой рубашке. Однако мужчины гораздо выигрышнее смотрятся в тех рубашках, которые лучшим образом оттеняют лицо и гармонично сочетаются с галстуком.
Главное украшение мужчины – это галстук. Взглянув на галстук, можно безошибочно оценить вкус его обладателя. Элегантный костюм, возможно, и останется незамеченным, красивый галстук – никогда. Выбор цвета, рисунка и размера галстука позволяет мужчине продемонстрировать свою индивидуальность, а иногда и настроение. Но желаемый эффект достигается только правильным подбором галстука к костюму: доминирующий цвет галстука должен повторять один из тонов костюма.
Однотонный галстук подходит к любой рубашке и любому костюму. Важно только следить за гармонией цвета.
Галстук в горошек также популярен, но элегантнее однотонного. Основной фон галстука должен доминировать в цветовой гамме одежды. Цвет горошка на галстуке желательно подбирать по цвету рубашки. Наиболее распространенным является темно-синий галстук в мелкий белый горошек, он придает мужчинам шарм. Чем мельче горошек, тем утонченнее внешний вид.
Для деловой одежды также хорошо подходит галстук с темными четкими диагональными полосами.
Консервативные галстуки (с окружностями, ромбами, треугольниками) незаменимы для человека с авторитетным положением. Своей строгостью, четкостью линий, уравновешенностью такие галстуки подчеркивают положение его владельца.
Галстук с разнообразными рисунками воспринимается окружающими игриво, поэтому не рекомендуется его надевать на серьезную деловую встречу. Но с другой стороны, он может внести свежесть, если мужчина одет в тусклый, мрачноватый костюм. Разнообразие тонов в абстрактном рисунке подходит почти к любому костюму, особенно в путешествиях и долгосрочных командировках.
Изрядно портят деловой вид мужчины галстуки с изображениями символов, эмблем, с газетным текстом и «шедеврами» живописи. Деловым людям следует избегать черных, фиолетовых, пурпурных цветов, пересекающихся и налагающихся рисунков, очень коротких и массивных галстуков (последние особенно не идут грузным мужчинам с короткой шеей).
Лучший материал для галстуков – шелк, шерсть и хлопок. Прекрасно смотрится синтетическая ткань под шелк. Шелковые галстуки идут к различным тканям и годятся для любых ситуаций. Галстуки из хлопчатобумажной ткани носят в основном летом.
Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он чуть-чуть прикрывал пряжку поясного ремня.
Немаловажную роль в деловом костюме мужчины играют носки. Они подбираются в первую очередь к галстуку, затем к цвету брюк и, наконец, к цвету обуви. Носки желательно выбирать более темного цвета, нежели костюм (хотя бы на один тон).
Длина носков должна быть такой, чтобы не виднелось ни одного сантиметра оголенной кожи (особенно, когда мужчина сидит, забросив ногу за ногу) и чтобы они не собирались на подъеме ноги.
Для делового человека важно учитывать соответствие стилей элементов одежды. Например, дисгармонично будет выглядеть деловой, несколько консервативный костюм или костюм в полоску в сочетании с клетчатой рубашкой. Несуразность сочетания костюма с широкими лацканами и узкого галстука также очевидна. Поэтому в гардеробе делового мужчины базовым элементом может стать однотонный костюм. Он обладает свойством хорошо сочетаться с цветами и рисунками других элементов одежды, что значительно упрощает выбор правильной комбинации: костюм – рубашка – галстук; однотонность – рисунок – однотонность.
Следует также помнить, что никогда не сочетаются одинаковые рисунки, их всегда надо разделять однотонным элементом. Поэтому, например, для однотонного костюма подойдут
ü однотонная рубашка, однотонный галстук;
ü рубашка с рисунком, однотонный галстук;
ü однотонная рубашка, галстук с рисунком.
По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма: рабочий, деловой и вечерний.
Рабочий костюм– это обычный (повседневный) костюм: брюки и пиджак, которые могут быть разного цвета. Вполне допустимы джемпер, пуловер или свитер под горло (только не свитер с воротником, как для лыжной прогулки). Брюки и кожаный пиджак или хорошо сшитая куртка – приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или, например, к водолазке.
Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с бумагами, компьютером, калькулятором, составляет отчет или доклад, то есть почти весь день проводит за рабочим столом. Руководитель, если у него не запланированы деловые совещания, встречи с партнерами, прием делегаций, тоже может приходить на работу в рабочем костюме.
Деловой костюм–это любого цвета брюки и пиджак, и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук.
Вечерний костюмделового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.
Не следует класть в верхние наружные карманы пиджаков ручку, карандаш, очки, расческу и другие предметы так, чтобы они выглядывали наружу.
Женский деловой костюм.
Современные женщины доказали, что у них есть глубина и характер, что они ставят перед собой честолюбивые цели и стремятся продвинуться по служебной лестнице. Однако при достижении этих целей они склонны допускать одну из двух ошибок:
1) пытаются соперничать с мужчинами, используя исключительно свои внешние данные, оставаясь истинными женщинами и позволяя моде определять выбор своей одежды (при этом в глазах мужчин они выглядят «пустышками», которых форма интересует больше содержания);
2) пытаются подражать мужчинам, перенимая их стиль одежды, а заодно и манеры поведения, утрачивая свою женскую индивидуальность.
И в том, и в другом случае деловая женщина проигрывает. Правильный же выбор одежды может значительно помочь ей добиться успеха на работе. Но как сделать этот выбор? Надеемся, что вам помогут некоторые советы:
- лучше носить на работу костюм с юбкой, а не платье;
- следует отдать предпочтение однотонной ткани, без рисунка, либо различным вариантам полосок и клеточек, но совершенно нежелательны рисунки типа цветов, птиц, парусников и т.п., а также разного рода яркие абстрактные рисунки;
- ваша прическа не должна отвлекать внимание окружающих излишними локонами и кудрями;
- не стоит злоупотреблять косметикой и парфюмерией (весь мир любит клоунов, которые носят явную косметику, но никто не дает им ответственных поручений в деловом мире);
- не рекомендуется носить драгоценности только как украшения: их следует использовать функционально или целенаправленно (например, обручальное кольцо стоит носить всегда, т.к. оно свидетельствует о вашей надежности и деловитости; большой дорогой кулон придаст солидности невысокой женщине и т.п.);
- пользуйтесь только добротной ручкой и дамской сумочкой из кожи очень хорошего качества (кстати, внутри вашей сумки должны царить организованность и порядок).
Предназначением женской одежды было и остается подчеркивание личной незаурядности и элегантности. Женщина обладает правом на оригинальность своей одежды, на свой стиль ее ношения. Безусловным успехом пользуется женщина, удачно решающая проблему гармоничного сочетания цветовой гаммы в своей одежде.
Для службы наиболее приемлемо платье с длинным рукавом, причем самое «авторитетное» - серое в мелкую полоску. Лучшие цвета делового платья – темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, серый, светло-синий. Наименее подходящими являются яркие цвета.
Важное место в гардеробе деловой женщины занимают украшения. Их предназначение – придавать женщине изящество, создавать тот мазок в образе, без которого он не будет законченным. Ношение украшений – это показатель не материальных возможностей женщины, а ее культуры и изысканности вкуса.
Деловой женщине следует проявлять осторожность и в выборе очков. Это – элемент внешности, который все время остается на виду. Форма оправы должна подходить к лицу. Круглые стекла очков, например, еще больше подчеркнут его округлость. В этом случае больше подойдут прямоугольные стекла. Следует избегать оправ, которые слишком привлекают к себе внимание, если хотите, чтобы люди запомнили ваше лицо, а не очки.
Благодаря эффекту аксессуаров женщина всегда может придать своему визуальному имиджу особый шарм. Цветной платочек (но не цветастый), брошь, фигурная заколка, оригинальный поясок, элегантная сумочка – эти и другие нехитрые детали женского туалета придают ее внешнему виду индивидуальность. Примечательно, что это не требует каких-то значительных материальных затрат. Сами аксессуары поддаются многочисленным комбинациям. Можно иметь в сумочке два шарфика или шейных платка, меняя их в течение рабочего дня. Кажется, нет ничего проще, а эффект налицо. Новизна, появившаяся в облике женщины, не останется незамеченной.
Очень важный элемент в визуальном имидже – макияж. Макияж – это декоративная косметика, тактическое назначение которой придать лицу эстетичность и привлекательность.
Выбор макияжа зависит от цвета волос. В создании женского шарма это определяет эффект «изюминки». Волосы делают нас привлекательными не сами по себе (хотя подобный эффект не исключен), а в комплексе с прической. Именно прическа делает женщину привлекательной, а мужчине придает характер. Прическа выбирается
ü с учетом фигуры;
ü с учетом типа лица;
ü с учетом формы головы.
Специалисты разработали рекомендации, как с помощью удачно выбранной прически можно отвлечь внимание от сутулости спины, некрасивой шеи и т.д. Следует только помнить, что волосы нуждаются в постоянном уходе.
Имидж – это внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа связано с созданием привлекательного образа. Делать самого себя – наиболее сложная работа, но, безусловно, она представляет интерес для каждого человека.
Телесный имидж
· Психологическая характеристика тела
· Привычки
· Походка и осанка человека
· Мимика и взгляд
Каждый человек имеет свою индивидуальную телесную конституцию. Психологи в своих исследованиях обнаружили определенную связь между той или иной конституцией и психологическими характеристиками личности.
Наше тело независимо от нас сигнализирует окружающим, что с нами происходит. Либо у нас все в порядке – прямая осанка, плавная походка, поднятая голова, либо мы чего-то боимся – сутулая спина, мелкий, семенящий шаг, опущенная вниз голова. Язык тела передает гораздо больше информации о нас, хотим мы того или нет. Со своей же стороны мы можем научиться понимать этот язык и целенаправленно им пользоваться.
Если вы стесняетесь своего тела или слишком критичны к нему, такое отношение отразится на имидже в целом. Ведь ваше тело, в конечном счете, видят все. И под пристальными взглядами окружающих вам вряд ли будет уютно. Если же у вас позитивный телесный имидж, если вы принимаете свое тело таким, какое оно есть, то ваш общий имидж выиграет во многих отношениях.
Чтобы улучшить телесный образ, нужно упорно работать над телом. Помните, что ваше тело постоянно «ведет беседу», и от того, как вы используете язык тела и лица, зависит успешность создаваемого имиджа.
Надо помнить, что наша поза и эмоциональные реакции управляются привычками, то есть «срабатывают» автоматически.Например, склонный к депрессии человек сутулится, двигается вяло, апатично. И в силу того, что выражение подавленности не сходит у него годами, появляются характерные легко узнаваемые черты. У жизнерадостного человека, который без конца улыбается, на лице появляются «линии смеха», и двигается он более энергично, уверенно, держится прямо.
В одной из областей терапии – биоэнергетике – развитой Александром Лоувеном и основанной на трудах нетрадиционного терапевта Вильгельма Райча, утверждается, что некоторые эмоции «хранятся» в определенных частях тела, создавая некий защитный панцирь. Челюсть способна накапливать несчастья, грудная клетка – пренебрежение, плечи – слишком большую ответственность. Люди выражают эти накопленные эмоции путем напряжения и утратой подвижности соответствующих частей тела.
Иногда физическая привычка может быть отражением «вас в прошлом», а не «вас в настоящем». Возможно, в жизни человека был период, когда неудачи буквально преследовали его в течение нескольких лет. Со временем все изменилось к лучшему. Но если человек не будет предпринимать специальных сознательных усилий, язык тела будет нести на себе печать прежней подавленности.
Каждый человек использует лицо и тело весьма индивидуально, с присущими ему особенностями. Когда по телевидению выступают актеры-имитаторы, объекты подражания легко узнаваемы и без комментариев. Имитаторы подмечают физические привычки людей и пародируют их.
Когда мы «читаем» друг друга, язык тела является наиболее благодатным источником для открытий. Люди очень сильно реагируют на него, причем не всегда сознательно. Когда слово и голос кого-либо не внушают доверия, именно язык телодвижений позволяет принять окончательное решение о человеке. По вашему физическому облику другие без труда могут определить, насколько вы напряжены либо расслаблены.
Очень важно помнить об осанке. Слово «осанка» у нас часто ассоциируется со старомодными классами, где обучали хорошим манерам. В действительности, осанка во многом отражает вашу суть: как вы относитесь к себе, как к вам относится жизнь, и как вы себя чувствуете в конкретной ситуации. Иметь хорошую осанку вовсе не означает быть вытянутым в струнку. Речь идет о естественности посадки головы и таком положении позвоночника, когда тело не напряжено и не сковано.
Осанку можно изменить, выявив привычки, проявление которых способно посылать сигналы, наносящие ущерб вашему имиджу.
Общаясь, мы обычно смотрим на голову или шею друг друга. Тыльная часть шеи является чрезвычайно распространенной областью напряжения.
Плечи также являются местом сосредоточения напряжения у многих людей; они выглядят при этом слегка приподнятыми и поданными вперед. Если вы принадлежите к числу таких людей, рекомендуем вам говорить себе всегда, когда представляется такая возможность: «плечи вниз и вперед». Особенно подходят для этого ситуации, когда вы едите в поезде, идете по улице, ведете автомобиль. Реакция на эту команду должна войти в привычку. Плечи очень важны для «формирования образа» - не случайно в одежде используют накладные плечи, придающие людям видимую значимость. Плечи служат той «вешалкой», на которой держится остальная часть тела.
Плечи – это значительная часть тела, и напряжение от них может быстро переходить на предплечья, руки и пальцы. Вот почему многие из нас бывают не в состоянии стоять с расслабленными руками: мы барабаним пальцами по столу, сжимаем руки в кулак. Внимательно понаблюдайте за ораторами, выступающими по телевидению, и вы научитесь узнавать напряженные плечи.
Характеризуя движения, мы говорим о скорости, направлении и позе движущегося. Если в какой-либо ситуации вы чувствуете себя неловко, ваши движения будут, как правило, быстрыми и порывистыми, поскольку вы стремитесь вырваться из этой ситуации.
Часто и быстро мы движемся и тогда, когда считаем, что нам надоедают. Медленные тяжелые движения могут свидетельствовать о нерешительности и недостатке энергии.
Если вы удовлетворены своим телом и чувствуете себя раскованно, ваши движения будут энергичными и плавными; вы не будете суетиться и дергаться, будете стремиться занять побольше пространства. Многие из нас обладают характерной походкой, в которой движение направляется определенной частью тела.
Походка – это своеобразная картограмма личности. Ее составляющими являются ритм, динамика шага и масса тела. Все эти данные у разных людей проявляются с большим или меньшим отличием. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте и характере. Можно выделить шесть основных видов походок различных людей.
1. Уверенный человекходит быстро, размахивая руками, имеет ясную цель и готов ее реализовать.
2. Критичный и скрытный, подавляющий других человекдержит руки в карманах даже в теплую погоду.
3. Человек, находящийся в угнетенном состоянии,волочит ноги и, как правило, смотрит под ноги, руки в движении или находятся в карманах.
4. Человек, испытывающий вспышку энергии,идет подбоченившись, как будто намерен достичь цели кратчайшим путем.
5. Озабоченный человекходит в позе «мыслителя», голова опущена, руки сцеплены за спиной.
6. Заносчивый человеквысоко поднимает подбородок, руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги словно деревянные, стиль – вышагивание лидера.
Самой выразительной составляющей имиджа является лицо –наше зеркало. В научно-популярной литературе существует единодушное признание того, что на нем отражаются физическое и духовное состояние человека, характер и даже принципы, которыми он руководствуется в своем поведении.
Людям свойственно рассматривать лица с определенной долей предубеждения. Мы судим о людях по их лицевым характеристикам, пока не познакомимся с ними поближе: толстые губы находим чувственными, тонкие – заурядными, высокий лоб считаем свидетельством интеллекта, а маленькие глаза признаком бесчестия. Однако, выражение нашего лица гораздо точнее характеризует нашу личность, нежели его черты.
Темп смены выражений лица зависит от многих факторов: индивидуально-психологических особенностей личности, уровня ее культуры и даже пола. Если вы неохотно выражаете свои чувства, то и лицо ваше не будет отличаться особой подвижностью.
Чтобы уметь достойно выдерживать жизненные испытания, нужно приучить себя к сдержанности в выражении эмоций с помощью мимики. Следует освоить, как минимум, шесть основных вариантов мимики – прагматичная, решительная, открытая, закрытая, осторожная и застенчивая. Для представителей некоторых профессий, например, полицейских или военных, выказывание эмоций в чрезвычайных ситуациях наносит ущерб их работе. Поэтому офицеры этих служб вырабатывают в себе навык удерживать верхнюю губу буквально в «одервенелом» состоянии, чтобы за каменным лицом спрятать свои эмоции.
Нам всем приходится в той или иной мере маскировать свои лица, и если «маска», которую мы обычно носим, выражает озабоченность или раздражительность, то и отношение окружающих к нам будет соответствующим.
Многое о человеке можно узнать по тому, как он улыбается. Улыбающееся лицо чаще вызывает расположение к его обладателю. Серьезное лицо более успешно снимает возможную конфронтацию, чем хмурое. И как бы ни были вы хорошо воспитаны, вам не удастся светиться улыбкой, если вы испытываете физическую боль или какое-то душевное страдание.
Специалисты по имиджелогии различают на лице три зоны: верхнюю (лоб), среднюю (брови, нос, глаза, губы) и нижнюю (подбородок). Особое значение имеют глаза, обладающие способностью к самопрезентации – взглядом. Мы уже говорили о визуальном контактев предшествующих главах, но сейчас остановимся на той роли взгляда, которую он играет в самоподаче.
Если вы хотите подать себя человеком уверенным, искренним и восприимчивым, непременно установите с партнерами постоянный и непосредственный визуальный контакт.
Бывают ситуации, когда человек не смотрит на собеседника. Причин этому может быть несколько. Во-первых, не исключено, что собеседник просто не нравится ему. В любой группе все будут смотреть на самого известного и уважаемого из присутствующих чаще, чем на остальных людей. Во-вторых, возможно, что тот, кто не смотрит на собеседника, просто робок, и уклонение от визуального контакта есть не что иное, как проявление нервозности. В-третьих, он может считать свой статус выше статуса партнера по общению и потому не торопится «заметить» его. В-четвертых, человек находит своего собеседника весьма привлекательным и, опасаясь выдать себя широко раскрытыми глазами, предпочитает не смотреть на него.
Не видя глаз человека, мы оказываемся в невыгодном положении, поскольку без визуального контакта трудно составить о нем правильное представление. Звезды кино и шоу-бизнеса часто носят темные очки, не желая быть узнанными. А поскольку мы не видим их глаз, это только усиливает ореол таинственности и повышает их статус.
Немаловажно также правильно выбрать «дозу» визуального контакта. Если сидящий напротив вас в автобусе или трамвае пассажир неотрывно смотрит на вас, вам становится не по себе. Создается впечатление, что он пытается ошеломить вас , намеренно демонстрируя свое превосходство. Если же ваши глаза слишком быстро пробегают по лицам окружающих, те могут почувствовать некоторую напряженность.
Привычка избегать визуального контакта, обусловленная застенчивостью, приобретается очень легко. Но если она начинает управлять вашим поведением – это плохо: человеку, который входит в помещение и не смотрит на присутствующих, будет очень трудно установить с ними любой контакт. Поэтому нужно осваивать специальные упражнения, которые помогают избавиться от трудностей в этой области.
Хотелось бы завершить разговор о телесном имидже словами Л.Н. Толстого, по мнению которого красота телесных форм всегда совпадает с понятием о деятельной жизненной энергии. Для того, чтобы научиться владеть своим телом, не нужно обладать какими-то особенными физическими данными. Важно этого хотеть и уметь.
Модели поведения
· Типология моделей поведения
· Этикетные и стратегические модели поведения
· Критерии отбора модели поведения
В нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения.
Так, некоторые, встав утром, начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает «вклинивания» в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.
Модель(франц. modele) — это образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствие в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.
При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.
Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
Великому Гете принадлежат слова, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает себя. И не только показывает. Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих. В этом состоит один из секретов имиджирования. Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттернповедения. Модель воспринимается как единое целое.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.
На практике каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели(предписания) и стратегические модели.
Этикетные моделисвойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и дипломату, различаются между собой. Если мы основательно будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.
Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.
Рассмотрим один из важнейших моментов, лежащих в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного «я», так называемые защитные механизмы.
Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того, чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь- это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает "комплексами", требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), то нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д. Карнеги, сформулированные им в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Большая часть рекомендаций Д. Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.
Конечный результат, для которого Д. Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов, Д. Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Д. Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.
Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном все советы основаны на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров, делают книгу Д. Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами, исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников общения должен «подать себя» в соответствии со своим замыслом[12].
Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно. Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение. Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний ("когда я в последний раз был в Париже..."), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении.
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Каковы критерии выбора модели поведения?
1. Нравственная безупречность.При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий как честность, справедливость и совесть.
2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку.Один из постулатов древнеримского права гласил: «Человек - вещь священная». Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
З. Учет конкретной ситуации,в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.
4. Цель,которую ставит перед собой личность.
5. Самокритичная оценкасобственных возможностей использования конкретной модели поведения.
Любое копирование чужого стиля очень опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям, знаменитым людям - это будет выглядеть неестественно и нелепо.
6. Половая отнесенность личности.Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужскую силу и обаяние.
Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.
В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным данным. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки. По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Его испытывают и другие страны.
Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.