Метод анализа продуктов деятельности
Анализ продуктов деятельности – система процедур, направленных на сбор, систематизацию и толкование продуктов деятельности человека. Продукты – те материальные и идеальные проявления активности: рисунки, дневники, литературные произведения и пр.
АПД может использоваться как самостоятельный исследовательский метод, а может входить в состав других методов (напр., биографического исследования).
Виды продуктов деятельности
Материальны продукты деятельности | Знаковые продукты деятельности | Идеальные продукты деятельности |
Рисунки, скульптуры, вышивки и пр. | Продукты, фиксированные в одной из знаковых систем, таких, как язык или танцы: письма, дневники, автобиографии и пр. | Мысли, размышления, планы, мечты – то, что может быть вербализовано в ходе беседы или интервью |
Анализ продуктов деятельности предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельности больного представлен в книге А.Р. Лурии "Потерянный и возвращенный мир". Все изложение построено на основе изучения и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.
Проективный метод является методом "промежуточным" по своему статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями, т.е. ведет беседу, предъявляет задания в определенной последовательности и т.д. Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Согласно классификации Л. Френка (1939), проективных методик изучения продуктов творчества не так уж и много: тест "Рисунок дома", тест Гудинаф и Маховер ("Фигура человека"), тест "Рисунок дерева" и т.д. Но в той или иной мере анализ продуктов деятельности прослеживается и при интерпретации результатов других проективных тестов. К их числу можно отнести ТАТ, тест Розенцвейга, тест "чернильных пятен", анализ почерка и т.д.
Все проективные тесты сближает набор признаков:
1) неопределенность материала или инструкции к заданию;
2) "открытость" множества потенциальных ответов — принимаются все реакции испытуемого;
3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.
Эти особенности процедуры сближают проективные тесты с тестами креативности. Не случайно Роршах первоначально предназначил тест "чернильных пятен" для исследования воображения как психической способности. Более подробно особенности проективных тестов рассмотрены в известной монографии Е.Т.Соколовой "Проективные методы исследования личности" (1980).
Другой разновидностью анализа продуктов деятельности является контент-анализ.
Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках. Особенно часто он используется в политической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:
1) слово (термин, символ);
2) суждение или законченная мысль;
3) тема;
4) персонаж;
5) автор;
6) целостное сообщение.
Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры.
Существует несколько способов обработки данных контент-анализа.
Простейший — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения и т.д. Вычисляются "коэффициенты неустойчивости" встречаемости, или "удельные веса" тех или иных единиц.
Второй тип анализа — построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р(В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о неслучайности или случайности их появления в текстах.
Можно сравнивать и матрицу эмпирической встречаемости разных единиц с теоретической матрицей. Процедура предложена Осгудом и широко распространена в психологии коммуникации и пропаганды.
Контент-анализ используется при анализе результатов применения прожективных тестов, материалов беседы и т.д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.
Контент-анализ в последние годы приобрел "второе дыхание" в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.