Виды деятельности практических психологов в сфере образования

Основные виды деятельности практического психолога в образо­вании в значительной степени сходны с видами практической пси­хологической работы в других сферах, однако, имеют специфику, связанную с особенностями объектов психологической работы (дети, родители, воспитатели, учителя) и соответствующими проблемами, с которыми они сталкиваются. Это — психологические просвещение, профилактика, консультирование, диагностика, коррекция и разви­тие ребенка (Практическая психология образования, 1997; Битянова, 1997).

Психологическое просвещение. Необходимость данной деятельно­сти психолога связана с тем, что в обществе существует дефицит психологических знаний, у участников образовательного процесса часто отсутствует психологическая культура. Воспитатели, учителя нередко располагают довольно однообразными сведениями о психо­логических особенностях своих воспитанников, учащихся. То же са­мое можно сказать и о многих родителях, которые не уделяют достаточно внимания изучению психолого-педагогической литера­тур:.:. В педагогических коллективах и в семьях нередко возникают конфликты, причина которых — в неумении и нежелании прислу­шаться друг к другу, понять, уступить, посочувствовать. Поэтому практическому психологу очень важно приобщать к психологичес­ким знаниям, повышать уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми, а также самих детей.

Формы психологического просвещения могут быть разными: лек­ции, беседы, семинары, подбор литературы, уроки психологии.

Психологическая профилактика. Профилактика — это совокупность предупредительных мероприятий. Психологическая профилак­тика — это работа психолога, направленная на предупреждение возникновения каких-либо трудностей, проблем в жизни детей, учителей, родителей, школьного коллектива в целом. Для этого пси­холог:

1) разрабатывает развивающие программы и проводит развивающие занятия с детьми;

2) выявляет психологические особенности ребенка, которые могут в будущем обусловить определенные сложности в его интеллекту­альном и личностном развитии;

3) следит за соблюдением в детском саду, школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития детей;

4) предупреждает возможные осложнения в психическом развитии детей, связанные с их переходом на следующую возрастную ступень;

5) заботится о создании благоприятного психологического климата в детском образовательном учреждении.

Важная форма психопрофилактической работы — психолого-педагогический консилиум. Задача психолога в консилиуме — помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального разви­тия, личностных качеств и поведения школьника, помочь избежать субъективизма в опенке отдельных учащихся. Психопрофилактичес­кую работу в целях предупреждения следует начинать тогда, когда проблем еще нет.

Психологическое консультирование. Психологическая консультация предназначена для того, чтобы помочь человеку самому решить воз­никшую проблему. Консультации школьным психологом проводятся для воспитателей, учителей, учащихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми.

Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к психологу по следующим поводам: трудности в усвоении детьми программы обу­чения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэф­фективность собственных педагогических воздействий, проблемы формирования детского коллектива, возможности расширения соб­ственных профессиональных умений, выявление и развитие интере­сов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу роди­тели: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неор­ганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повы­шенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; отношение ребенка к взрослым в семье, к сестрам и братьям; выбор профессии.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и свер­стниками, самовоспитания, профессионального и личностного са­моопределения, культуры умственного труда и поведения (цит. по Практическая психология образования, 1997, с. 75—76).

Психологическая диагностика. Психологическая диагностика - это определение особенностей психического развития ребенка, сфор­мированности определенных психологических качеств, соответствия уровня развития умений, навыков, личностных качеств возрастным нормам; выявление психологических причин трудностей в обу­чении и воспитании отдельных детей. Задача психодиагностики - получить информацию об индивидуально-психологических особен­ностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средствами психологической диагностики могут быть наблюдение, беседа, пси­хологическое тестирование. Частой ошибкой недостаточно квали­фицированных психологов является чрезмерное увлечение психологическими тестами и пренебрежение другими методами пси­ходиагностики.

Психологическая коррекция и развитие ребенка. Это работа по устранению отклонений в психическом развитии учащегося, фор­мированию его способностей и личности. Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую ча­сти. Психологическая часть планируется и осуществляется школь­ным психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, воспитателем, родителями и выполняется педагогами и родителями с помощью школьного психолога. Коррекционная работа школь­ного психолога с детьми нередко стакивается с медико-психолого-педагогическими проблемами. Многие из них требуют психотерапевтической работы с семьей и детьми (Спиваковская А.С., 1999а, 19996). Поэтому актуальным для школьной практики оказывается участие клинических психологов.

В конкретной ситуации учебного заведения один вид работы мо­жет стать главным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог.

Психологи, работающие при управлениях образования, в основ­ном выполняют следующие виды деятельности:

- организуют циклы лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры;

- проводят консультации для учителей, родителей по интересую­щим их психологическим проблемам и оказывают информацион­ную помощь;

- помогают в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов в отдельных школах;

- организуют постоянно действующие семинары для учителей рай­она по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;

- создают психологический «актив» из числа учителей школ района;

- участвуют в определении уровня готовности детей к обучению в школе при наборах в первые классы;

- осуществляют углубленную работу в каком-либо классе для того, чтобы помочь классному руководителю в выявлении конкрет­ных причин неуспеваемости и недисциплинированности.

Работа районного психологического центра оказывается по­лезной формой психологической службы, особенно в условиях, когда обеспечить психологами все школы трудно.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, «Владос», 1995г.

ГЛАВА 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В последнее время традиционным в деятельности детских психологов стал структурный подход, в рамках которого рядоположенно рассматриваются личностные и индивидуальные параметры, батареи методов исследования, межличностные отношения и т.д. Попытки же рассмотреть психические свойства как материально-структурные, более характерные для вульгарно-материалистического подхода, не имели успеха. Ведь внутренний мир личности не доступен прямому наблюдению, и может быть раскрыт только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек. Поэтому вполне уместно рассмотреть работу школьных психологов через призму системного подхода.

Можно выделить два основных признака системности воззрений: системную терминологию, в которой воплощены системные конструкции мысли, и содержательную полноту отображения объекта, как системы в рамках данного направления исследования. Системная терминология - система, элемент, структура, связь и т.д. обеспечивает известную четкость и единообразие формы описания, направляя соответственно мысль исследователя. Однако это еще не гарантирует системы работы. В связи с этим необходимо введение содержательного признака системности — содержательной полноты отображения изучаемого объекта в качестве системы. Как показал известный психолог и философ С.Л.Рубинштейн, чёловеческому бытию присущи многоплановость и многослойность. Чтобы раскрыть все богатство внутреннего мира человека и определить особенности его психики, необходимо рассмотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств.

Согласно системному подходу, подчеркивает в своих исследованиях Б.Ф.Ломов, любое явление возникает и существует в рамках некоторой (достаточно большой) системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе, выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия. Они определяют существенные условия возникновения, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом. Принадлежность человека к различным системам, так или иначе, проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность.

Работа психолога в основном направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся, их родители или учителя. Главная цель психологической службы — содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее, развитии. Системность работы психолога обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением личности клиента как сложной системы, имеющей разную направленность своего проявления, начиная от собственной внутренней активности индивида, до включения в различные группы, оказывающие на него самое разное влияние, а с другой стороны, тем, что используемый работниками психологической службы методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ученика с тем, чтобы помочь его развитию.

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися являются следующие:

1. Психофизиологический, показывающий сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех, в том числе и психологов, систем развивающегося субъекта.

2. Ивдивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т. д.) субъекта.

3. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

4. Микрогрупповой, показывающий особенности, взаимодействия развивающегося субъекта, как целостной системы, с другими субъектами и их объединениями.

5. Социальный, определяющий формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Кроме того, в систему функционирования психологической службы должны быть включены различные виды работ с персоналом учреждений образования (совместные комплексные исследования, консультации, семинары и т. д.), направленные не только на повышение психологической компетентности педагогов, но и на преодоление оторванности центра от реальной жизни. Это необходимо для того, чтобы избежать превращения психологической службы в «скорую помощь» или «стол заказов», выполняющий только порученные задания. Психолог должен сам владеть психологической ситуацией в учреждении, сам определять перспективы своего развития, стратегию и тактику взаимодействия с различными группам и индивидами.

Наши рекомендации