Вопрос 2. Классификация научных направлений и школ менеджмента
Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями».
Таблица 1.
Управленческие революции[4]
№ | Наименование (по характеру) | Хронологический период | Связь с историческими лицами или событиями | Особенности качественных изменений в менеджменте |
Религиозно-коммерческая революция | V тыс. до н.э. | Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью. | Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями | |
Светско-административная революция | 1792-1750 гг. до н.э. | Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами | Произошло отделение функции управления государством от церковной власти | |
Производственно-строительная революция | 605-562 гг. до н.э. | Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах | Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства | |
Зарождение профессионального управления | XVII – XVIII вв. | Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда | Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих. | |
Бюрократическая революция | конец XIX – начало XX вв. | Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров | Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции |
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому, в этой главе речь пойдет не об истории управления, как сферы человеческой деятельности вообще, и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Научная школа менеджмента – это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Непосредственным источником «научного менеджмента» XX века надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII – XIX веков – периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту[5]. Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция[6].
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в 1885 году под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента» (Frederick Winslow Taylor – «The Principles of Scientific Management») (см. доп. материал).
Начиная с этого периода, и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1. Классическое направление менеджмента:
· школа научного менеджмента;
· административная школа;
· бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
· школа человеческих отношений;
· школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
· школа количественных методов;
· системный подход к менеджменту;
· ситуационный подход к менеджменту;
· процессный подход к менеджменту.
В следующих темах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
Контрольные вопросы:
1. Приведите варианты объяснения этимологии слова «менеджмент».
2. Что означает современный термин «менеджмент»?
3. Как вы понимаете смысл выражения Конфуция: «Когда ведёшь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь»?
4. Перечислите основные «управленческие революции»?
5. Что понимается под «научной школой менеджмента»?
6. Когда начались интенсивные систематические исследования в сфере управления с применением научных методов?
Практические задания:
Прочитайте статью Е. Шековой «Краткая история эволюции менеджмента». Ответьте на вопросы:
1. Как менялись требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей в разные исторические периоды развития менеджмента?
2. Почему, по мнению автора статьи, «менеджмент принял вид непрерывного (перманентного) нововведения»?