Вопрос 2. Классификация научных направлений и школ менеджмента

Знания об управлении формировались, в основном, эволюционным (постепенным) путем. Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют «управленческими революциями».

Таблица 1.

Управленческие революции[4]

Наименование (по характеру) Хронологический период Связь с историческими лицами или событиями Особенности качественных изменений в менеджменте
Религиозно-коммерческая революция V тыс. до н.э. Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества – жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью. Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями
Светско-административная революция 1792-1750 гг. до н.э. Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами Произошло отделение функции управления государством от церковной власти
Производственно-строительная революция 605-562 гг. до н.э. Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства
Зарождение профессионального управления XVII – XVIII вв. Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих.
Бюрократическая революция конец XIX – начало XX вв. Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции

Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому, в этой главе речь пойдет не об истории управления, как сферы человеческой деятельности вообще, и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.

Научная школа менеджмента – это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.

Непосредственным источником «научного менеджмента» XX века надо считать деятельность так называемых основоположников «научного менеджмента» XVIII – XIX веков – периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту[5]. Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция[6].

Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в 1885 году под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 году его книги «Принципы научного менеджмента» (Frederick Winslow Taylor – «The Principles of Scientific Management») (см. доп. материал).

Вопрос 2. Классификация научных направлений и школ менеджмента - student2.ru

Начиная с этого периода, и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.

В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:

1. Классическое направление менеджмента:

· школа научного менеджмента;

· административная школа;

· бюрократическая школа.

2. Гуманитарное направление менеджмента:

· школа человеческих отношений;

· школа наук о поведении.

3. Современные направления менеджмента:

· школа количественных методов;

· системный подход к менеджменту;

· ситуационный подход к менеджменту;

· процессный подход к менеджменту.

В следующих темах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.

Контрольные вопросы:

1. Приведите варианты объяснения этимологии слова «менеджмент».

2. Что означает современный термин «менеджмент»?

3. Как вы понимаете смысл выражения Конфуция: «Когда ведёшь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь»?

4. Перечислите основные «управленческие революции»?

5. Что понимается под «научной школой менеджмента»?

6. Когда начались интенсивные систематические исследования в сфере управления с применением научных методов?

Практические задания:

Прочитайте статью Е. Шековой «Краткая история эволюции менеджмента». Ответьте на вопросы:

1. Как менялись требования к профессионализму менеджеров и предпринимателей в разные исторические периоды развития менеджмента?

2. Почему, по мнению автора статьи, «менеджмент принял вид непрерывного (перманентного) нововведения»?

Наши рекомендации