Роль морали в становлении соц работы

Основные цели и задачи этики социальной работы

Этика (греч. etos - обычай)- важнейшая часть философии, предметом изучения которой является мораль.
Как известно, термин этика предложил Аристотель (в 4 в. до н.э.). Он понимал ее как особую практическую науку о нравственности (по тому времени - добродетели), целью которой является обучение человека умению, как стать добродетельным и счастливым.
Этика социальной работы – учение о морально-нравсвенных основах профессиональной социальной деятельности по оказанию помощи индивидам, семьям, социальным группам или общинам, усилению или восстановлению их способности к функционированию и созданию благоприятных условий для достижения этих целей, нравсвенно-этических нормах поведения специалистов по социальной работе.

Нравственность – внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями эти­ки и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе.

Профессиональная этика социальной работы – представляет собой науку о профессиональ­ной морали, совокупность идеалов и ценностей, идей о должном, этичес­ких принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии со­циального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, складывающимся в процессе труда, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

этика социальной работы предназначена для регулирования на уровне нравственности и морали всех процессов в обществе, направленных на социальную защиту человека.
Цель этики социальной работы - обеспечение, поддержание и развитие одобряемых обществом содержания, сущности, методов и технологий профессиональной деятельности социальных работников.
Задачи этики социальной работы - нормативное регулирование поведения, отношений и действий социальных работников, их профессиональных групп и объединений, формирование социально одобряемого этического сознания работников сферы социальной защиты населения.

Этические категории

Категории этики (rpeч. kategoria –категория) –– это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали.

традиционные этические категории включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении.

Благо. Добро и зло выступают как критериальные категории, подразделяющие явления общественной жизни на нравственные и безнравственные

«благо» имеет более общесоциологический характер и включает в себя не только моральное содержание, а категория добра – специфически этическая, с помощью которой из всей совокупности человеческих благ выделяются нравственные блага.

содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственности:

· добро то, что стремится к идеалу;

· зло то, что отдаляется от идеала.

Добро и зло познаются только в единстве. Для того чтобы быть добрым, надо узнать зло, таким образом, добро получает значимость в противоположность злу и утверждается как противостояние злу.

Совесть и долг - это категории, отражающие особенности контрольных механизмов морального сознания.

Соответственно, долг – это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием.

Понятие совести выражает совокупность определенных мыслей, чувств и переживаний, состоящих в том, что человек оценивает и судит свое поведение, его мотивы и последствия на основе выработанного им нравственного сознания.

совесть – это критическая оценка человеком своих поступков, мышления, осознание своего морального долга. Важное качество совести это свобода – понимаемая как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.

Честь и достоинство отражают моральные качества личности или социальной группы

долг - ощущение своей общественной полезности.

Содержание понятия достоинства является осознанием своей значимости как человека вообще и как представителя определенной общественной группы. Оценка же достоинства личности ею самой и другими людьми представляет собой содержание чести.

С понятием чести тесно связанна и другая категория этики – честность, практическая добродетель подразумевающая:

- правдивость;

- совестливость;

- добросовестность и верность.

т о, честный человек (владеющий честью), обладает и достоинством – правдивостью перед самим собой (адекватностью понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).

Справедливость и равенство справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведения требованиям морали.

Смысл жизни и счастье Краткий анализ этических учений позволяет сделать вывод, что смысл жизни связан с идеалами и целями человеческого существования. Цели определяются интересами и потребностями человека. Достижение цели требует активной деятельности, мобилизации сил и воли, сознательного отношения к выбору средств ее достижения.

Стремление к счастью – естественное желание, определяемое природой человека

Счастье является эмоциональным переживанием, основано на положительной оценке человеком своей жизни и включает в себя различные эмоциональные состояния, в том числе и негативные, например переживание, страдание и т.д

роль морали в становлении соц работы

Мораль(от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Наши рекомендации