Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями (общий
Очерк).
Научная школа, у истоков которой стоял Л. С. Выготский, - одна из ведущих в
отечественной психологии. Помимо А. Н. Леонтьева, к ней
принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии
: Александр Романович Лурия, исследовавший проблемы мозговой локализации
высших психических функций и основавший науку нейропсихология; Даниил
Борисович Эльконин – крупнейший отечественный специалист в области
детской психологии; Александр Владимирович Запорожец,
исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и
роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Лидия Ильинична Божович
, основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка;
Петр Иванович Зинченко, исследовавший память с позиций деятельностного
подхода; Петр Яковлевич Гальперин – создатель теории поэтапного
формирования умственных действий.
Запорожец А. В. в своих трудах доказывал, что психические процессы
являются разновидностями ориентировочных. Так, восприятие
– это ориентировка в свойствах и качествах предметов, мышление – ориентировка в
их связях и отношениях, а эмоции – ориентировка в личностных смыслах.
Он пришел к выводу о роли ориентировки как ведущей части действия при
исследовании произвольных движений и их формирования у детей. Его исследования
показали, что ориентировка проходит несколько этапов – от внешней, развернутой,
к внутренней, свернутой.
Также он изучал развитие восприятия и мышления, а также
процесс формирования эмоций и чувств у дошкольников. Считал, что в
дошкольном возрасте восприятие является ведущим психическим процессом, объясняя
этим и роль образной памяти и образного мышления в этом возрастном периоде.
Доказал, что существуют определенные виды деятельности, к которым
сензитивно (чувствительно) восприятие и выделил этапы его
развития. Исследование структуры восприятия показало, что оно состоит из:
1.перцептивных действий – ориентировки в свойствах предметов;
2.сенсорных эталонов – образов, которые определяют и направляют
процесс восприятия;
3.действий соотнесения, благодаря которым предмет относится к
определенному эталону и узнается детьми.
Исследования Л. И. Божович были связаны с процессом
Формирования личности детей, который она понимала как развитие
Независимости от окружающей среды, когда поведение человека определяется не