Чем ниже цветовая температура, тем цветность источника света находится ближе к красной области спектра, чем выше – к синей.
Поскольку спектральное распределение излучения, и, соответственно, цветность, реального тела в редких случаях точно совпадает со спектральным распределением и цветностью идеально черного тела при данной цветовой температуре, то при характеристике излучения реально существующих тел используют понятие коррелированной цветовой температуры(ИЛЛ 5).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 5.
Линия черного тела на графике цветностей xy МКО 1931 г. и семейство изотемпературных линий, используемых для определения коррелированной цветовой температуры источника по координатам цветности
Она соответствует цветовой температуре, полученной путем определения на равноконтрастном цветовом графике точки на линии черного тела, ближайшей к точке, представляющей собой цветность рассматриваемого источника света.
Цветопередачахарактеризует влияние спектрального состава источника света на зрительное восприятие цветных объектов, сознательно или бессознательно сравниваемое с восприятием тех же объектов, освещенных стандартным источником.
Цвет красного автобуса при освещении светом уличной натриевой лампы накаливания воспринимается как тускловато коричневый. Цвет лица при освещении светом ртутной лампы приобретает болезненный зеленоватый оттенок. Обе эти лампы легко узнать по их плохой цветопередаче. Искусственный свет должен обеспечивать возможность наиболее лучшего восприятия цвета.
ОЦЕНКА ЦВЕТОПЕРЕДАЮЩИХ СВОЙСТВ ИСТОЧНИКА ОСВЕЩЕНИЯ.
И НА ЭТОТ СЧЕТ ЕСТЬ СТАНДАРТ! Метод, рекомендованный МКО, предназначен для оценки способности источника придавать предметам их истинный цвет. Введен показатель – индекс цветопередачи, который отражает уровень соответствия естественного цвета тела с видимым цветом этого тела при освещении его эталонным источником света.
Методика определения индекса цветопередачи заключается в вычислении цветовых координат u,v анализируемого цветового образца при его освещении данным источником света, вычислении цветовых координат u, v образца при его освещении принятым в качестве стандартного источника света и определении ΔE – различия между ними в цветовом пространстве W*U*V*. По полученным данным определяется частный индекс цветопередачи Ri:
.
Методика МКО 1974г. рекомендует использовать для вычисления индекса цветопередачи среднее арифметическое из частных индексов цветопередачи, определенных для 14 образцов цвета атласа Манселла по показателю ΔE, рассчитанному по координатам цвета образца, освещенного исследуемым источником, и координатам цвета того же образца при выбранном контрольном освещении. Полученная характеристика именуется общим индексом цветопередачи RA:
.
Чем меньше отклонение цвета излучаемого тестируемой лампой света от эталонных цветов, тем лучше характеристики цветопередачи этой лампы. Источник света с показателем цветопередачи Ra = 100 излучает свет, оптимально отражающий все цвета, как свет эталонного источника света. Чем ниже значение Ra, тем хуже передаются цвета освещаемого объекта.
Для критической оценки окрашенных объектов потребитель должен выбрать тот источник, который дает достаточно хорошее приближение к истинному значению. Обычно это означает, что источник должен иметь довольно высокий общий индекс цветопередачи МКО (95 и более). Из формул следует, что величина ΔE должна быть порядка одного порога. В некоторых особых случаях для контроля может потребоваться источник с более высоким индексом цветопередачи и более жесткие допуска на фактическое относительное спектральное распределение энергии излучения. Такие особые случаи возникают при необходимости проведения критического сравнения метамерных цветовых стимулов предметов.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА ЛАМП.
Состоит из трех цифр, входящих в обозначение лампы:
1) первая цифра обозначает степень цветопередачи, определяемую первой цифрой общего индекса цветопередачи:
9 = при 90< RA< 100
8 = при 80< RA< 89
7 = при 70< RA< 79
6 = при 60< RA< 69
5 = при 50< RA< 59
4 = при 40< RA< 49и т.д.
2) Следующими двумя цифрами обозначается цветность света. Это – первые две цифры его цветовой температуры. В качестве примера указано название лампы, ее тип и в скобках соответствующая цветовая температура:
27 = LUMILUINTERNA (2700 К)
30 = LUMILUX® тепло–белая (3000 К)
40 = LUMILUX® холодно–белая (4000 К)
54 = LUMILUX® дневного света (5400 К)
65 = LUMILUX® дневного света (6500 К)
65 = LUMILUX® BIOLUX® (6500 К).
Цвет электрических ламп обычно делят на три группы, в зависимости от их цветовой температуры: теплый белый, температура которого ниже 3300 К, нейтральный белый – от 3300 до 5000 К и холодный дневной – выше 5000 К. Некоторые фирмы-производители электрических ламп иногда делают это деление более детальным. Например, фирма PHILIPS для своих ламп ввела такие цвета: теплый белый – 3000 К, белый – 3500 К, холодный белый – 4000 К, холодный дневной свет – 5000 К, естественный дневной свет – 6500 К и выше. Стандартные же индексы цветопередачи имеют такое наименование: выше 90 (deLuxe) – отличная цветопередача, 80–89 (Super 80) – хорошая, 60–79 (Standard) – стандартная умеренная, 40–59 (Standard) – стандартная плохая.
СВЕТОВЫЕ УСЛОВИЯ, КОМФОРТНЫЕ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ГЛАЗОМ ЧЕЛОВЕКА
Свет определяет восприятие цвета. Факторы световой среды и освещения, определяющие зрительный комфорт, душевное состояние или степень усталости зависят от освещения и цвета окружающих нас предметов.
Если обобщить ощущения во время пребывания под воздействием искусственного света с тем или иным сочетанием цвета и цветопередачи, то можно условно выделить четыре цветовых атмосферы: уютную теплую, теплую приятную, теплую нейтральную и холодную деловую.
Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта и правильного восприятия дизайнерских проектов, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:
– равномерное освещение;
– оптимальная яркость;
– отсутствие бликов и ослепленности;
– соответствующий контраст;
– правильная цветовая гамма;
– отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.
Недостаточное освещение вызывает зрительный дискомфорт, выражающийся в ощущении неудобства или напряжённости. Длительное пребывание в условиях зрительного дискомфорта приводит к отвлечению внимания, уменьшению сосредоточенности, зрительному и общему утомлению, неверному восприятию дизайнерских проектов.
Удачное взаимодействие света и цвета приводит к ощущению комфортности окружающей среды. Это взаимодействие отражают исследования Крюйтгоффа, выделившего зону комфортных сочетаний уровней освещенности и цветности излучений. Дискомфортные условия возникают, когда в осветительных установках применяются либо лампы «холодного»света, создающие низкие значения освещенности, вызывающие неприятное ощущение «сумеречности, пасмурности», либо лампы «теплого» света с очень высоким уровнем освещенности, приводящие к ощущению неестественной оживленности и возбуждения (ИЛЛ 6).
ИЛЛЮСТРАЦИЯ 6.
Зона комфорта источников света по Крюйтгоффу (1 – данные Крюйтгоффа, 2 – данные Лебедковой С.М.)
Голландский ученый А. Крюйтгофф построил графики, характеризующие зону благоприятных сочетаний уровней освещенности – от 0,5 до 50000 лк и цветовой температуры – от 1800 до 10000 К.
Из ИЛЛ 6. можно сделать вывод: если в двух одинаковых помещениях имеются одинаковые уровни освещенности, например 200 лк, и в одном из них освещение производится лампами накаливания (Тцв = 2854 К), а в другом – люминесцентными лампами дневного света (Тцв = 6500 К), то в последнем не может быть создано ощущение комфортного освещения. Нижний дискомфортный уровень освещенности для ламп накаливания не превышает 100 лк, в то время как для люминесцентных ламп ЛБ (Тцв = 3500 К) и ЛЕ (Тцв = 4000 К) он составляет 200 лк, а для ламп ЛДЦ (Тцв = 6000 К) и ЛД (Тцв = 6500 К) повышается до 500 лк.
Между цветностью излучения и уровнем освещенности существует следующая зависимость:
Цветность Уровень освещенности, лк
красноватая теплая относительно низкий (до 150)
тепло-белая средний (500–1000)
холодно-белая высокий (более 1000).
Отдельные рекомендации:
• При одинаковой освещенности теплый свет воспринимается светлее, чем холодный.
• При слабом освещении все цвета различаются хуже и воспринимаются менее насыщенными («эффект сумеречного зрения»).
• При повышении уровней освещенности увеличивается число различаемых цветовых оттенков.
• При очень сильном освещении цвета воспринимаются менее насыщенными и «разбелёнными».
• При изменении спектрального состава освещения визуально воспринимаемые различия между одними цветами усиливаются, а между другими ослабевают. Например, при желтоватом освещении, создаваемом лампами накаливания, синие и зелёные цветовые тона различаются хуже, чем красные и оранжевые, а при синеватом освещении в пасмурную погоду, наоборот, хуже различаются красные и оранжевые цветовые тона
• Цвета теплой тональности (желтые, коричневые, оранжевые, красные) выигрывают при освещении лампами накаливания и разрядными лампами тепло-белого света.
ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Макет графика цветности двумерный, набор цветной бумаги, источники искусственного освещения 4 шт.
ЗАДАНИЯ.
1. На маркировке каждого источника найти цифры, соответствующие индексу цветопередачи и цветности лампы. Это три цифры после 18W/. Записать в тетрадь индексы и цветовые температуры каждой лампы.
2.Выбрать 4 образца цветной бумаги, включая желтый.
3.Определить координаты цвета X,Y каждого образца при дневном освещении.
4. Включить первый источник. В его свете определить координаты X, Y для каждого образца бумаги. Повторить измерения для каждого источника.
5. Записать результаты в таблицу
координаты Цвет | Xд, Yд | X 1 Y1 | X2 Y2 | X3 Y3 | X4 Y4 |
желтый | |||||
……… | |||||
……… | |||||
………. |
1,2…-лампы по порядку, д – при дневном свете (заменяет стандартный источник D65).
5. Вычислить DЕ по формуле:
DЕ = ((Xд– Xi)2 – (Yд – Yi)2)1/2
6. Составить таблицу:
цвет | DE1 | DE2 | DE3 | DE4 |
желтый | ||||
……… | ||||
………. | ||||
……….. |
7. Проанализировать результаты.
ВОПРОСЫ
- Что такое индекс цветопередачи? В чем он измеряется?
- Что такое цветовая температура? В чем измеряется? В каком диапазоне? Что определяет цветовая температура?
- Что принято указывать в международной маркировке искусственных источников освещения?
- Почему, по вашему мнению, необходимо сравнивать результаты с образцом желтого цвета?
- Что такое «зона комфорта»?