Общение в юношеском возрасте

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы – с одной сто­роны, и растущая индивидуализация, обособление – с другой.

Первая тенденция проявляется в увеличении времени, ко­торое расходуется на общение (3-4 часа в сутки в будни, 7-9 часов – в выходные и праздничные дни), в существенном рас­ширении его социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников – учащиеся других школ, технику­мов и ПТУ, студенты, рабочие, военнослужащие), в расшире­нии географии общения и, наконец, в особом феномене, по­лучившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.

Высокий уровень потребности в общении, проявляющий­ся в расширении его сферы, объясняют постоянным физиче­ским и умственным развитием юноши и в связи с этим рас­ширением его интересов к людям и к миру. Важным обстоя­тельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетворение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в но­вом опыте, а с другой – в признании, защищенности в интим­ной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, потребности быть принятым ими и чувствовать уве­ренность в их признании.

Это необходимо для решения тех проблем, которые свой­ственны юношескому возрасту и решить которые можно лишь в общении с окружающими. Многочисленные исследо­вания неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоут­верждения невозможно вне общения с окружающими людь­ми, без их помощи.

Проблемы столь важны и столь интимны, что для решения их, для «изживания» юности необходимо найти человека, ко­торый понял бы ее проблемы. С возрастом (от 14 лет к 17 го­дам) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она выражена сильнее, чем у юношей. Понимание не предполагает обязательно рациональности. Главным об­разом, понимание должно иметь характер сугубо эмоцио­нального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, кото­рого обуревают те же проблемы и те же переживания.

Говоря о потребности в обособлении, надо иметь в виду, что развитие личности можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление себя в чем-то другим людям в процессе общения, а с другой – отличение себя от других в результате процесса обособления. Причем общение и обособление протекают в тесном единстве между собой.

Существуют данные, согласно которым неформальное об­щение не только в диадах, но и в группах подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологиче­ских условий для общения, ожидание сочувствия и сопере­живания, жажда искренности и единства во взглядах, по­требность самоутвердиться. Возможно, что, когда взрослым кажется, что ребят в школьной дискотеке собирает просто развлекательная направленность, желание «провести время», сами ребята могут считать, что встречаются по более глубо­ким эмоциональным побуждениям.

Но юношеская общительность часто бывает эгоцентрич­ной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих пере­живаний – выше интереса к чувствам и переживаниям друго­го. Отсюда – взаимная напряженность в отношениях, неудов­летворенность ими.

Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Напряженный поиск друга на­чинается уже в подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глубже подростковой. Младшего подростка связывают с другом преимущественно общие интересы и совместная деятельность, закрытая для остальных. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойственные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться свои­ми переживаниями. Отсюда и понимание друга как собствен­ного alter ego (другого «я»). Такая потребность впервые появ­ляется именно в юности.

Будучи первой, самостоятельно выбранной глубокой лич­ной привязанностью, юношеская дружба предваряет и в какой-то степени предвосхищает другие привязанности, в частности любовь; отсюда и высокая эмоциональность друж­бы.

Конечно, юношеские представления о дружбе и реальная степень ее интимности неодинаковы у разных людей. У дево­чек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чем у мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчиков. В более старших возрастах эта разница, по-видимому, выравнивается. Интимность дружбы зависит от личностных качеств (не все способны на глубокие чувства, доверительность, интерес к другому) и от уровня рефлексивности личности (а это, в свою очередь, свя­зано с уровнем образования).

Alter ego, который каждый ищет в своем друге, отражает неосознаваемые потребности собственного «я».Один ищет в друге подтверждение своего «я», друг для него – зеркало, в ко­тором он видит свое отражение. Второй, наоборот, сам иден­тифицируется с другом, начиная жить его переживаниями, вплоть до потери собственной индивидуальности. Третий ищет в друге дополнение, образец для подражания и психоло­гическую защиту и т.д. От этих неосознаваемых психологи­ческих потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений с ними.

Особое внимание следует уделить общению юношей и де­вушек с взрослыми. Эти отношения не столь напряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными и при­чина сложности в автономии юноши, обусловленной соци­альной ситуацией его развития.

Современная психология ставит вопрос об автономии вы­росших детей конкретно, разграничивая поведенческую ав­тономию (потребность и право юноши самостоятельно ре­шать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную авто­номию (потребность и право иметь собственные привязанно­сти, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собствен­ные взгляды и фактическое наличие таковых).

Неудовлетворенность потребности юношей и девушек в общении с близкими взрослыми при высокой выраженности этой потребности заставляет задуматься над тем, что же практически означает «доверительность» в реальном взаимо­действии взрослых и старшеклассников. Тут приходится признать, что роль взрослого рассматривается в возрастной психологии преимущественно в одном ракурсе – как провод­ника знаний и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка. Между тем при первой попытке взглянуть на нее, не отрываясь от почвы совместной жизне­деятельности взрослого и ребенка, становится очевидным, что по мере того как в ходе роста школьника меняются формы и самая мера его активности, должна изменяться и роль взрослого. Для старших школьников невыносимо принужде­ние, вмешательство в их дела извне, но это не значит, что они не будут благодарны за тактичную помощь. Доверие взрослых к развитию личности школьника, вера в его потен­циальное «я» – лучшее условие доверительности в общении с ним.

§ 5.2. Старший школьный возраст: ранняя юность (14 – 17 лет)

Новый возрастной этап – раннюю юность – считают тре­тьим миром, существующим между детством и взрослос­тью. В это время вырастающий ребенок оказывается на по­роге реальной взрослой жизни.

14 – 16,17 лет – переходный период между подростковым и юношеским возрастом. В этом возрасте развивается самосознание, усиливается значимость собственных ценностей, хотя дети еще во многом подвержены внешним влияниям.

Часто юность считают бурной, объединяя ее в один период с подростковым возрастом. Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, иногда – внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.

Наши рекомендации