Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)
Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.
Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.
Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.
Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.
Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.
Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:
Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.
На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.
Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.
Страх — безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.
Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.
Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.
У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)
Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.
Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.
Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.
Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.
Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.
Эмоции и стресс
Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.
В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.
8. Самостоятельная работа по теме:
Отличие эмоций от чувств?
Вопросы по теме занятия.
1. Какому закону подчиняется развитие состояния аффекта?
2. Что такое эмоции и чувства?
3. Основные эмоции и чувства?
4. Конфликтные эмоциональные состояния?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1.Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются … чувствами:
1) моральными.
2) интеллектуальными.
3) эстетическими.
4) практическими.
Ответ: 2.
2. Чувства, связанные с переживанием прекрасного или уродливого в окружающем мире называются:
1) познавательные.
2) эстетические.
3) моральные.
4) практические.
Ответ: 2.
3. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, которые человек предъявляет к самому себе, переживание не удовлетворенности собой –это:
1) горе.
2) стыд.
3) гнев.
4) страх.
Ответ: 2.
4. Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое его эмоциональное состояние, как:
1) настроение.
2) стресс.
3) тревога.
4) гнев.
Ответ: 3.
5. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
1) рефлексией.
2) идентификацией.
Эмпатией.
5) симпатией.
Ответ: 3.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1. Какие явления эмоциональной жизни представлены ниже?
Во время урока школьник, которого насмешки соседа по парте вывели из себя, ударил товарища и выбежал из класса, хлопнув дверью.
При необходимости принять быстрое и ответственное решение оператор не справился с ситуацией, что выразилось в ошибках мышления и нарушении двигательной координации.
Учитель, возмущенный далеко не первым нарушением дисциплины со стороны ученика, с силой швырнул мел в угол класса, оскорбил школьника, о чем позднее пожалел.
Тяжелое переживание крушения надежды при наличии сильно мотивированной цели и непреодолимой преграды.
«...Взрослый человек познает "сладкую печаль", радости, отмеченные страданием... "необычайное сплетение грусти и веселья"... мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений» (У. Мак-дауголл).
Читая впервые на школьном вечере стихотворение, старшеклассник запинался, неуклюже жестикулировал и, совсем растерявшись, покинул сцену, так и не закончив выступление. На репетиции же все было хорошо.
Длительное моральное переживание, имеющее своим содержанием борьбу мотивов поведения.
Состояние сильной досады, возмущения и озлобления как реакция на суровое наказание — запрет участвовать в долгожданной экскурсии в Москву с одноклассниками.
Известно, что у человека может быть не одна, а две группы людей, мнением которых он очень дорожит. Если при этом ценности и нормы поведения, культивируемые в одной группе, вступают в противоречие с требованиями другой, то личность может испытывать острый психологический дискомфорт.
Н.А.Некрасов сказал о стихах Ф.И.Тютчева, что «их и слушать больно, и перестать слушать жаль».
Ответ: 1 и 3 — аффект, 2 и 6 — дистресс, 4 и 8 — фрустрация, 5 и 10 — амбивалентное чувство, 7 и 9 — внутренний конфликт.
2. Какие закономерности эмоциональной жизни иллюстрируются ниже?
1) Добродушный человек мгновенно подпадает под настроение окружающего общества, и даже самые гордые и самые мрачные люди несколько поддаются влиянию своих соотечественников и знакомых. Веселое выражение лица заражает своей ощутимой приветливостью и безмятежностью и мою душу; сердитое или печальное — тотчас наводит на меня уныние (В. К. Вилюнас).
2) «Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я ощущал их лохмотья на своей спине, я сам шагал в их рваных башмаках; их желанья, их потребности — все передавалось моей душе, или, вернее, я проникал Душою в их душу» (О.Бальзак).
3) «Обыкновенно думают, что вор, убийца, шпион, проститутка, признавая свою профессию дурною, должны стыдиться ее. Происходит же совершенно обратное. Люди, судьбою и своими грехами-ошибками поставленные в известное положение, как бы оно ни было неправильно, составляют себе такой взгляд на жизнь вообще, при котором их положение представляется им хорошим и уважительным. Для поддержания же такого взгляда люди инстинктивно держатся того круга людей, в котором признается составленное ими о жизни и о своем в ней месте понятие» (Л.Н.Толстой).
4) Первоначальная реакция страха обычно сопровождается криком, плачем, возбужденными движениями. Если на этом этапе первоначальная реакция страха не будет подавлена решительной командой, реакция будет нарастать. Далее нарастание идет по циркулярной реакции: страх одних отражается другими, что, в свою очередь, усиливает страх первых (Социальная психология / под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. - М., 1975).
5) «Вот вы нагрубили Павлу. Немедленно поставьте себя на его место! И вы почувствуете боль! Боль того, кого вы только что обидели» (О. Б. Юрганов).
6) «Человеку, испытывающему антипатию по отношению к другому, бывает трудно допустить в сознание неприятную мысль, что причиной антипатии является зависть. Эмоциональное благополучие в этом случае сохраняется за счет повышения чувствительности к отрицательным чертам предмета антипатии, приписывания ему неисправимых пороков» (И. С. Кон).
7) «Человек сердцем ощущает тончайшие движения сердца другого человека и отвечает на них собственными душевными движениями» (В. А. Сухомлинский).
8) Человек, потерявший надежду на достижение важной жизненной цели, через некоторое время начинает дискредитировать ее в разговоре с другими людьми.
Ответ: 1,4 — психическое (эмоциональное) заражение; 2, 5, 7 — эмпатия; 3, 6, 8 — психологическая защита.