Вопрос 31. Межличностная аттракция

Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравится меньше, и те, кто нам вообще не нравится. То есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. При этом мы достаточно быстро определяем, кто нам нравится, а кто нет.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract — привлекать, притягивать, пленять, прельщать).

Как видно из приведенного определения, аттракция — это прежде всего эмоция, имеющая своим предметом другого человека. Вместе с тем это сравнительно устойчивая оценочная реакция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействиис конкретным человеком. Тем самым аттракция предстает как определенный вид социальной установки, как отношение одного человека к другому. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить следующим образом (табл. 11.1).

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими) и внутрен­ние, то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межлич­ностные детерминанты аттракции. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаим­ной симпатии.

Таблица 11. 1 Шкала эмоциональной оценки в межличностной аттракции
Уровень аттракции Эмоциональная оценка Действие
Люблю Другой человек значит для вас все Вы хотите постоянно быть вместе с ним
Очень нравится Вы считаете этого человека своим другом Вам нравится быть вместе, строить совместные планы
Нравится Этот человек вызывает у вас положительные эмоции Вам приятно поговорить с этим человеком
Нейтральный Этот человек не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций Вы не ищете с ним встреч, но и не избегаете его
Не нравится Этот человек в общем вызывает у вас негативные эмоции Вы предпочитаете не разговаривать с ним
Очень не нравится Он входит в список нежелательных лиц Вы активно избегаете любых контактов с ним
Ненавижу Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред

Внешние факторы аттракции:

К внешним, то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие:

1) степень выраженности у человека потребности в аффилиации;

2) эмоциональное состояние партнеров по общению;

3) пространственная близость.

Потребность в аффилиации — это потребность создавать и под­держивать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью (по­дробнее понятие аффилиации рассматривалось в главе «Потребность в общении»).

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмот­рено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Эго состояние можно описать словами — «сегод­ня мне все нравятся», вне зависимости от того, сделали эти люди что-то хорошее для него или нет.

Пространственная близость — еще одна внешняя детерминанта межличностно­го предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим об­разом: три прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы межличностной аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

1) физическую привлекательность партнера по общению;

2) демонстрируемый стиль общения;

3) фактор сходства между партнерами по общению;

4) выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Физическая привлекательность.Нам нравятся красивые люди. Разумеется, взгляды на красоту субъективны, но тем не менее мы воспринимаем ее как важный элемент установления и развития меж­личностных отношений.Однако связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях.

Стиль общения.Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабель­ность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

Сходство. «Приятный человек — это человек, который согласен со мной», — однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце XIX в.). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нра­вятся га мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нра­вятся и мы не нравимся людям, отличающимся от нас.

Поддержка. Важнейшей внутренней детерминантой межличностной аттракции является выражение личного отношения к партнеру в ходе общения. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные.

Мы с большей вероятностью будем положительно относиться к тем людям, кто нас хвалит, любит, сотрудничает с нами, чем к тем, кто нас критикует, ненавидит или является нашим конкурентом. Впрочем, замечено, что эмоциональная реакция на положительные действия со стороны другого человека определяется не столько самими действиями, сколько тем, как они интерпретируются.

Наши рекомендации