Экономическое развитие государства
В развитии экономической сферы общества представляет интерес концепция двухполюсной системы управления обществом, предложенная В.И. Скрыпником в работе «Российская национальная идея целостного гармоничного общества». Все положения и идеи экономического развития общества, предлагаемые в данной работе, являются прогрессивными идеями развития, но в ней не указана конкретная философская научно-обоснованная система. Идеи ненасилия, лежащие в основании данной разработки позволяют соединить экономические преобразования государства с нравственными принципами мироздания. Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин предлагает включить в качестве новой философии свою разработку, позволяющую сознательно принять научно-обоснованные нравственные основы мироздания, данные человечеству христианским учением. Рассмотрим все положения и идеи двухполюсной системы управления обществом более конкретно.
Двухполюсная система управления обществом, является системой, в которой эффективно взаимодействуют блок развития (торговый капитал и социально ориентированная рыночная экономика) и блок жизнеобеспечения (естественные монополии. «Особенно важно подчеркнуть, что в двухполюсной социально-экономической системе сохраняются преемственность и функциональность опытов капиталистической и социалистической формаций. Эта система не противостоит существующим формациям и не направлена ни против Запада, ни против каких-либо других стран. Наоборот, при нынешней информатизации общества и в условиях формирования единого информационного пространства она будет способствовать гармоничному развитию и соседству различных социальных систем. Возникает новая система, способная существенно повысить вклад науки в духовное оздоровление общества, исчезает соблазн приобретения ресурсов или права ими распоряжаться через механизмы насильственного характера. Приоритеты при этом меняются, а духовно-социальная и научно-техническая деятельность становится единственным механизмом открытия новых источников ресурсов и энергии, необходимым для повышения качества жизни населения. Формируя техническую и ресурсные базы, следует учитывать необходимость сохранения природы, в первую очередь, решая экологические проблемы, возникшие в результате деятельности цивилизации 20 века. Социализм в России создал основу естественного монополизма со своей финансово-экономической системой. Природа естественного монополизма такова, что он сам порождает собственную финансовую систему, которая не требует реформирование и составляет основу блока жизнеобеспечения страны, представляет социальность россиян. А как показывает анализ преобразований последних лет, рыночный блок России формируется исключительно за счет ресурсов блока жизнеобеспечения. Так возникают иллюзии возможности создания буржуазно-олигархического управления страной и цивилизованного вхождения в Западный мир. .. Высшая политическая власть должна, искусно маневрируя и не прибегая к насилию, провести эффективное сопряжение рыночного и государственного укладов. В состоянии необходимости невозможно решить социально-экономические проблемы и формировать новое политическое и общественное устройство России, поэтому нынешняя политика Правительства Российской Федерации обречена на неудачу. При функционировании новой двухполюсной социально-экономической формации кадровая политика в блоке жизнеобеспечения должна определяться президентской властью, а политику Центробанка в этом блоке предпочтительнее строить на целевых эмиссионных финансовых средствах, чем заимствовать западный спекулятивный капитал. И средства должны направляться на целевые именниковые объекты при строжайшем правительственном контроле за использованием финансовых средств. .. В двухполюсной социально-экономической системе бюджетная структура ставит финансовые потоки под контроль общества и каждого человека. Наконец деньги в России станут средством созидания и развития, средством служения в интересах всех и каждого. Власть вместо вынужденного насильственного поддержания порядка в обществе выступит в роли организатора нового образовательного и воспитательного процесса» (101,с.3-5). Руководство страны должно создать условия для подготовки человека к восприятию целостного гармоничного общества. Сделать это позволит новое мировоззрение, сформировать которое, возможно предприняв конкретные меры по развитию идей культурно-исторической концепции непротиворечия научных и религиозных истин научным миром, при непосредственном участии Православной Христианской Церкви. Её главной задачей является создание Единой Соборной и Апостольской Церкви, объединяющей все Мировые религии на принципах христианства.
Государство должно создать следующие обязательные базовые комплексные образования в трех сферах:
«- политэкономия двухполюсной социально-экономической системы (государственное и рыночное строительство);
- научно-техническая и экологическая сфера на базе нового информационного
пространства;
- нравственная и религиозно-культурная сфера» (101,с.5)
Приобретение достаточной относительной свободы гражданами позволит сформировать нравственную атмосферу общества, где будут соблюдены основные заповеди учения Иисуса Христа. Это позволит выработать духовные ценности на основе многонациональной Соборности граждан государства. В результате начнутся интенсивные процессы изменения структуры сознания человека, его понятия о смысле жизни, активного преобразования общества. Начнутся процессы духовного преображения мира. Общечеловеческое общество переходит в качественно новое состояние – этап перехода в новую экологическую нишу, из царства необходимости в царство свободы, где будет происходить стремительное духовное оздоровление. Каждый человек будет сам способен сделать свой творческий выбор. Его нравственные предпочтения, основанные на христианском учении, позволят произвести изменения общества в прогрессивном направлении. Человек обретет Веру, творческое наслаждение миром, как даром данным ему Богом, что будет способствовать приобретению им истинной Божественной Мудрости. Целью развития общества является гармоничное развитие человека, его совершенствование на пути прогресса. Общество и власть навсегда уйдут от насилия над личностью, ускорится процесс познания объективной реальности мира, которая является субъективной реальностью Бога. Поддержанная идея целостного преображения мира мировыми конфессиями, позволит провести изменения в обществе не прибегая к насилию. «Радикальные перемены в России всегда вызывали движение общества и нередко влекли людей к непредсказуемым действиям, снижали дееспособность человека и активность общества» (101,с.9). Вскрытие энергоинформационных механизмов взаимодействия человека с коллективным бессознательным позволяет сознательно относится ко всем историческим фактам истории и способствует современному осознанному восприятию мира. Главной задачей развития общества является приобретение гражданами государства достаточной относительной свободы. Раскрытие энергоинформационной сущности понятия свободы позволит каждому человеку осознать свою уникальность, определить свои творческие способности в активном преображении мира, что будет способствовать плавному, органичному ненасильственному эволюционному развитию. Принципы интернационализма, взаимопомощи будут содействовать уводу общества от национализма, замешенного на разрушительном влиянии языческих структур коллективного бессознательного, ведущего к проявлениям бесчеловечности, к беспримерной жестокости. В сфере экономики должны быть включены механизмы саморегуляции по поддержанию творческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества. « Фундаментальная ошибка «чистых рыночников» заключается в стремительной приватизации естественных монополий (части важнейших средств транспортных коммуникаций, всего топливо-энергетического комплекса страны и т.д.). Это свидетельствует о неспособности властных структур предвидеть ближайшие и очевидные последствия подобных экономических решений. В естественных монополиях, деятельность которых не регулируется государством и конкуренцией, не замедлили проявиться паразитизм и самоедство, сопровождающееся утечкой капиталов за рубеж, сокращением уровня производства на фоне сверхприбыльной спекуляции природными ресурсами. … Вместо структурной перестройки в России запущен беспрецедентный в мировой практике механизм фактического разрушения национальной экономики.
Национальный экономический рынок должен строится на базе эффективного блока жизнеобеспечения и естественных монополий. Экономическая свобода, предоставленная естественным монополиям, была единственной причиной, обусловившей полную разбалансированность единого народнохозяйственного комплекса, проявление «кризиса неплатежей», углубления структурных диспропорций.
Вполне обоснована огромная тревога за судьбу, например, электроэнергетической отрасли народного хозяйства России. В процессе приватизации был утерян государственный контроль за функционированием и развитием этой базовой отрасли, являющейся важнейшим элементом системы жизнеобеспечения страны. Электроэнергетика России как естественная монополия вобрала в себя лучшие российские традиции. В ней заложены глубинные национальные корни. Централизованное управление электроэнергетикой не может быть заменено надуманными структурами, заимствованными у Запада. Новые формы управления электроэнергетикой, основанные на российском менталитете, и взвешенная тарифная политика обеспечат сохранение единства страны и реализацию основного принципа развития России: сильный центр – сильные регионы» (101,с.10-11). В работе В.И. Скрыпник вскрывает особенности российских преобразований. «Специфическими особенностями российской постперестроечной экономики были: высокая монополизация её базовых отраслей (добывающих и ранних стадий технологического передела); структурныйразрыв между экспортно ориентированными и работающими на внутренний рынок отраслями; милитаризация экономики; значительный разрыв в уровнях экономического развития регионов; слабая инфраструктурная обеспеченность, частично компенсированная централизованным управлением. … Инфляция в России носит в основном немонетарный характер и слабо зависит от степени сжатия денежной массы. .. Приватизация государственных предприятий по единому чековому рецепту со скоростью, невиданной для стран с рыночной экономикой … дала экономике России «неэффективного собственника» и «предприятия-мутанты с вообще непонятной формой собственности. Какие-либо схемы государственных предприятий отсутствовали. Под каток приватизации были брошены даже естественные монополии: электроэнергетика, газо- и нефтепроводы, порты и воздушные линии сообщения, коммунальное и водное хозяйство, высокомонополизированные производства целевых отраслей (например, автомобильная промышленность). Их стратегия, основанная на неконтролируемом подъеме цен с использованием товарного кредита (ценовая дискриминация) и поддержанная Правительством, оказалась мощным фактором роста объема неплатежей. Цены на продукцию и услуги естественных монополий не остановились на мировом уровне, и предприятия обратились к последнему средству – перестали платить налоги. .. Сейчас уже ясно: несбалансированная и монополизированная экономика в отсутствие государственного регулирования базовых монополий сама воспроизводит инфляционный перегрев, создавая в определенных секторах давление доходов на потребительский рынок. Нынешняя же тарифная политика Правительства в естественных монополиях не гарантирует единство экономического пространства Российской Федерации, и экономика страны по существу перестаёт функционировать» (101,с.11-12). Далее В.И. Скрыпник предлагает постановку первостепенных задач общества и власти. « На первое место следует поставить задачу укрепления недавно зародившейся российской демократии… При осуществлении дальнейших преобразований нужно тщательно учитывать экономические, социальные, политические, географические и иные особенности России. Ими в значительной степени определяются характер и темп преобразований. … Особенно важно иметь в виду, что монополии бывшего тоталитарного государства, по существу сохранились, приняв – зачастую лишь внешне-рыночные формы…. Российские монополии опасны, причем опасны своей финансовой нестабильностью и нарушением порядка денежного обращения, но и дальнейшим падением их производственного потенциала, своим политическим давлением на власть и общество, экономической блокадой и трансформацией их в скрытые гипертрофированные формы. … Особенность нынешней российской ситуации позволяет сделать вывод принципиальной важности. Без создания фундамента российских реформ – федеральной инфрастуктуры на базе естественных монополий, казенных заводов и градострообразующих производств – невозможно возобновить экономический рост, начать структурные преобразования, сохранить политическую стабильность в стране, наконец, устранить главную болезнь структурной трансформации в современно российской экономике – огромный разрыв экономических интересов экспортно ориентированных отраслей и отраслей, работающих на российский потребительский рынок. Сегодня нельзя всерьез рассматривать экономическую политику Правительства Российской Федерации без введения государственного управления естественными монополиями, что позволило бы сформировать инвестиционный портфель государства, направив его в первую очередь на структурную перестройку народного хозяйства» (101,с13-16). … « На мой взгляд, вполне уместно, не возрождая пороки командно-административных методов управления, задействовать в необходимых случаях методы государственного регулирования, нацеленные на увязку сформированных на уровне предприятий индикативных планов тогда, когда эту задачу не решает рынок. Такой подход хорошо известен и принят во многих странах. Он придает реформам предсказуемое развитие» (101,с.17)
« Как специалист в области электроэнергетики, отмечу особую важность решения её проблем. Именно электроэнергетика может стать одним из активных доноров российских преобразований. С помощью взвешенной тарифной политики и через новую схему управления она обеспечит поступление в казну финансовых ресурсов, достаточных для развития инвестиционного и структурного процессов. Российская Единая энергетическая система по уровню технологии и организации развития опережает все аналоги в мире. Созданная при плановой экономике, ЕЭС СССР способствовала рационализации производств, передачи и потребления электроэнергии, что особенно важно в пределах огромной территории страны. ЕЭС, включавшая в себя все энергосистемы СССР, демонстрировала уровень интеграции энергетики, которого не было ни в одной стране мира. В рамках СЭВ была создана и в целом успешно функционировала единая межгосударственная система энергообеспечения «Мир». Был накоплен значительный опыт в организации работы этих уникальных крупных систем. Сегодня же в России происходят процессы разрушения ЕЭС, замыкание региональных энергосистем в рамках субъектов федерации и сокращение перетоков электроэнергии. Это приводит к нерациональному использованию ЕЭС, а электроэнергетика России теряет свое главное преимущество – экономическую эффективность. Проведенный АО «Энергофиниинвест» анализ работы предприятий электроэнергетической отрасли показывает, что попытки создания так называемого «оптового рынка электроэнергии» привели к потере управляемости системой. Кризис неплатежей, ликвидация последствий которого требует так много усилий со стороны правительства, в немалой степени возник и сохраняется из-за практически полного отсутствия обоснованного государственного контроля за регулированием цен. Вместо повышения качественных характеристик работы, отрасль пытается решать свои внутренние проблемы в основном за счет потребителей. Тарифы на электроэнергию зависят не только от уровня затрат конкретных производителей энергии и служб, обеспечивающих её передачу потребителям, но и качества работы всей электроэнергетической системы, включая организацию её потребления. Разделение отрасли на относительно самостоятельные части практически ликвидирует системный экономический эффект, особенно значительный для России в силу её протяженности в широтном направлении» (101,с.17-18). « США в конце 70-х- начале 80-х годов взяли на вооружение опыт работы Единой энергосистемы СССР, считая её уникальной, но использованию ее в полном объеме мешают непреодолимые интересы энергокомпаний США. В погоне за максимальной прибылью они до сих пор не отказывались от пуловой системы. Финансовая система монополизма США, поглощенная торговым капиталом, не в состоянии обеспечить надежность управления и мобильность энергетических систем на уровне эффективности ЕЭС России. Такова же судьба и других естественных монополий США. В процессе развития западной цивилизации произошла подмена государственных институтов экономическим институтом частной собственности в важнейших сферах жизнедеятельности общества»(101,с.28).
« Россия должна строить свое благополучие, опираясь на блок развития и блок жизнеобеспечения, соблюдая дискретные обменные процессы, что позволит запустить истинные механизмы экономического и социального возрождения. При этом государство, выполнявшее ранее функции надзора, теперь обеспечивает жизнедеятельность человека, сохраняя и совершенствуя окружающую природу, не подавляя общество, а способствуя его гармоничному развитию. Поскольку блок жизнеобеспечения составляют естественные монополии (а именно: электроэнергетика, топливно-энергетический комплекс, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, связь, военно-промышленный комплекс и т.д.), то правильность выбора их пути развития и определяет успех преобразований. Первый, оптимальный путь развития естественного монополизма в России – это создание министерства по управлению государственными пакетами акций предприятий на основе трастовых договоров (поручений) с Госкомимуществом России (см. рис.). Основными функциями, кроме оперативного управления предприятиями, будут: разработка и организация выполнения государственных целевых научно-технических программ по созданию новых технологий и оборудования, решению задач энергосбережения, внедрению высокоэффективных и экологически чистых технологических процессов и т.д. Вокруг министерств естественных монополий формируется на конкурсной основе рыночная инфраструктура по предоставлению услуг в строительном, монтажном и проектном деле. Оздоровление работы предприятий естественных монополий высвободит гигантские финансовые ресурсы, а именно: проведение взвешенной тарифной политики благодаря новой системе управления естественными монополиями и введение единых тарифов обеспечат поступление в казну финансовых ресурсов, достаточных для развития инвестиционного и структурного процессов. Товаропроизводители окажутся в относительно равных условиях, что позволит организовать производство конкурентоспособных товаров. В итоге возобновятся денежные потоки, резко сократятся неплатежи и экономика Российской Федерации начнет реально функционировать.
Второй путь развития естественного монополизма в России – это национализация всей сферы нынешнего естественного монополизма страны без создания конкурентной среды и выделения несущего каркаса естественного монополизма. Этот путь, безусловно, обеспечит стабильность в обществе, но из-за весьма слабой динамики не даст существенного оздоровления экономики.
Третий путь – это путь кадровых перестановок, создание ажиотажа вокруг естественного монополизма. Это дальнейшая политическая и экономическая дестабилизация России, усиление противостояния между правительством и активной частью российского общества – предпринимателями. Такие действия приведут к развалу еще хрупкой товарно-денежной системы во всех сферах экономики страны, концу российских реформ. Если общественное развитие России будет строго строиться на двух блоках (блок жизнеобеспечения и блок развития), то общество, действуя как единое целое, ….. вступит в полосу устойчивого развития, избежав потрясения и войны. Реализация нового российского подхода будет означать исторический конец эпохи общества потребления и начало эпохи цивилизации, обеспечивающей необходимый уровень безопасности и прочную перспективу каждому индивидууму.
В основе новой экономической политики России заложена четко сформулированная цель развития, объективная оценка сложившейся ситуации в экономике ( в статике и динамике), механизмы достижения поставленной цели и инструментарий, который нужно использовать в конкретной экономической политике. Новая российская модель развития в полной мере учитывает объективные экономические законы и, что особенно важно, действительно будет функционировать. Принципиальная схема развития опирается на блок естественного монополизма как главный и решающий в стремлении российского рынка к экономическому равновесию и сбалансированности, к экономическому росту на основе повышения эффективности производства»(101,с.31-32).
«Новая парадигма развития России порождает целостное общество, основанное на совершенных формах духовности и социальности при использовании культурного и духовного потенциала народов России. Нынешняя историческая необходимость требует признания двух основных составляющих эволюционного развития российского общества.
1. Активная составляющая – когда человек создает свою историю через подлинное творчество, через человеческий дух. Природа духа есть свобода. .. Самоутверждение человека без веры невозможно.
2. Пассивная составляющая – это развитие истории по экономическому пути. Это путь стихийного вещизма, который ведет к духовному обнищанию, сужению интересов, отказу от свободы, от духовности. Цена существующей ныне материалистической автономии мира – катаклизмы и трагедии, преодолеть которые можно только духовным подвигом, нравственным служением» (101,с.35-36).
Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин предлагает научно-обонованную достаточно стройную систему мировоззренческих взглядов способных создать новое глобальное прогрессивное мировоззрение. Укоренение этого мировоззрения в сознании граждан позволит перевести идеологическую политику в область осознанного свободного принятия нравственных основ мироздания. Государство вооруженное новой философской прогрессивной концепцией обеспечит предпосылки роста в секторе свободной экономики на основе частной собственности и равной конкуренции. Таким образом, будет соблюден главный лозунг социализма: « От каждого по способностям – каждому по труду».
« Мир идет к социализму в той или иной форме,» - так высказывался выдающийся русский философ Н.А. Бердяев в своей работе «Истина и Откровение». Просто и точно изложил идею существования общества великий русский мыслитель С.Н. Булгаков. Он говорил, что наилучшей из всех хозяйственных форм, как бы она не называлась и какую бы комбинацию капитализма и социализма, частной или общественной собственности она не представляла, является та, которая наиболее обеспечивает для данного состояния личную свободу – свободу от природной бедности и социальной неволи. Еще в бытность своего времени С.Н. Булгаков обозначил в перспективе появление новой парадигмы существования и развития России» (101,с.24).
Принципиальная схема новой социально-экономической системы России.
Академик РАН Львов Д.С. в статье «Стратегические проблемы и перспективы 21 века»(102) отмечает, что « Социалистические идеалы – это не проблема рассудка, выбирающего между теми или другими благами существования. Это вопрос высших ценностей жизни и вол, вбирающий в себя стремительно нарастающий потенциал глобального конфликта между жизнью и имитирующей жизнь смерть. В этом смысле социализм как идея смыкается с нравственными принципами христианской этики» (102,с.192). «Капитализм снял с человека оковы традиционных зависимостей, обычаев и верований, предоставил ему свободу выбора в приложении своего труда и распределении своих доходов. В то же время человек оказался заложником созданной им индустриальной системы, машинообразных монстров современной технологии власти и массмедия. Не устранены причины резкого расслоения общества на богатых и бедных, не созданы условия для раскрытия духовного потенциала личности. Показательны в этом отношении высказывания вице-президента США А. Гора в недавно изданной книге «Земля на чаше весов». Он пишет, что, несмотря на гигантское развитие экономики, американской общество потребления зашло в тупик. Потребительская цивилизация постепенно подводит нашу планету к гибели. А. Гор признает, что забвение нравственных начал, духовный кризис грозит Америке драматическими последствиями» (102,с.194-195). Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин утверждает, что у человечества есть все предпосылки избежать развитие апокалипсических событий. Принятие христианских основ существования в мире без насилия, вскрытие энергоинформационных реалий духовной действительности, позволит каждому человеку планеты Земля осознать свою личную ответственность за судьбу всего нашего мира. Характеризуя современный мир, академик Львов Д.С. пишет: « Появляется не менее жесткая социальная система, которая разворачивает сознание людей против идеалов свободы и равенства, против естественного чувства человека к взаимной солидарности и выручке, духовного обогащения в процессе общения людей. Происходит замыкание сознания на своем и личном. Человек ограждается от общества своей семьей, своим домом, своим благополучием. Система превращает человека в отчужденную производительную силу, винтик социальной машины, низводящей богатство человеческого общения к механическим взаимодействиям по схеме «стимул-реакция». Идея свободы личности для творчества, созидания, для духовного возвышения себя и других низводится системой до идеи индивидуального обогащения, а то и прямого стяжательства. Капиталистическая система, так же как и «реальный социализм», ведет к постепенному омертвлению породившей её идеи» (102,с.195). Культурно-историческая концепция утверждает, что только ненасильственным путем возможно построение общества всеобщего благоденствия, только путем духовного совершенствования каждой личности, раскрытие своих собственных творческих наклонностей, самоактуализацией своего собственного «Я». Государственная же задача современности состоит в том, чтобы предоставить человеку все возможные условия для его самореализации. Регулирование блока жизнеобеспечения позволит стабилизировать общество, приведет к экономическому равновесию и сбалансированности, к экономическому росту на основе повышения эффективности производства.
Государственная поддержка и усилия правительства по совершенствованию блока развития в области поддержки малого и среднего предпринимательства с одной стороны, является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. А с другой, будет способствовать обретению человеком достаточной относительной свободы, его совершенствованию и соблюдению основного принципа социализма: « От каждого по способностям – каждому по труду». Председатель Совета Директоров компании «Нортан» Антонов С.И. в своей статье «Малое и среднее предпринимательство как объективная потребность развития экономики» пишет: « Успешное функционирование МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для расширения предпринимательской деятельности населения, развертывание его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Надо подчеркнуть, что для МСП в развитых странах создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители» (103,с.81-81). «В условиях экономического кризиса в нашей стране особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности» (103,с.82). . … «Преимущества малых и средних предприятий очевидны: 1. это самые динамичные и мобильные организационные формы, имеющие простую структуру управления; 2. их создание и функционирование не требует очень больших финансовых и человеческих ресурсов; 3. они мгновенно реагируют на конъюнктуру местного рынка и, могут быстро перестроиться на выпуск других изделий или предоставлении услуг; 4. оказывают на местах существенное влияние на решение проблемы занятости, особенно молодежи; 5. являются хорошей жизненной школой для начинающих предпринимателей. Здесь они познают законы рыночной экономики, учатся решать возникшие проблемы, глубже начинают понимать законодательную, финансовую и налоговую политики государства. Однако, несмотря на существенный интерес и определенную поддержку государства, процесс становления развития малых и средних предприятий идет медленным темпом. Причиной являются множества объективных и субъективных факторов. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние. К основным внешним факторам, можно отнести: 1. избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов; 2. несовершенные законодательные акты, а также налоговое законодательство; 3. внеплановые и часто необоснованные проверки, проводимые со стороны заинтересованных государственных учреждений; 4. проблемы с получением кредитов со стороны банков и завышенные процентные платежи по ним; 5. политика «выбивания» у малых и средних предприятий финансовых средств на различные мероприятия, проводимые местными органами власти и т.д.» (103,с.85-86). … «С одной стороны, государство осуществляет финансовую поддержку малых предприятий из бюджетных средств, хотя и крайне недостаточную, с другой – продолжает сохранять жесткую систему налогообложения в целом, что сокращает собственные ресурсы развития тех же предприятий. Внутренние факторы, на наш взгляд, также оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие любого малого или среднего предприятия. Из них наиболее важными, как нам кажется, являются проблемы связанные с менеджментом предприятия. Среди них можно выделить: 1. Недостаточные теоретические знания основ менеджмента, а также незнание особенностей и имеющегося мирового опыта в менеджменте малых и средних предприятий ведущих стран мира (США, Япония, Великобритания). 2. Отсутствие у большинства малых и средних предприятий стратегических и тактических планов своего дальнейшего развития. 3. Неэффективное использование материальных, финансовых и трудовых затрат. 4. Неумелое использование современных информационных и компьютерных технологий. … Для обеспечения стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности малого и среднего предпринимательства необходимо дальнейшее последовательное развитие и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, финансово-кредитных и имущественных отношений, усиление государственной поддержки предпринимателей, предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров на пути осуществления законной предпринимательской деятельности» (103,с.86-88).
Построение двухполюсной социально-экономической системы на основе нового глобального мировоззрения, обеспечит реальную экономическую свободу людям, что явится социальным фундаментом духовного возрождения всего мира. Бердяев писал в работе «Судьба России»: « ..социализм должен быть связан с новым, небуржуазным отношением людей. Это не есть лишь социальная задача, это прежде всего духовная задача, духовная революция. Надо желать развития и победы религиозного социализма. Подчинение социализма религиозным началам и целям есть освобождение от ложной религии социализма, от ложной объективации общества» (76,с.260). Под влиянием колоссальных творческих сил россиян, через духовные приобретения, создав новые социальные предпосылки и условия, Россия будет способствовать как своему государственному возрождению, так и возрождению всего мира - переходу глобального мирового сообщества из общества необходимости в общество свободы.