Основные направления деятельности психолога в организации. Понятие организационного консультирования
Организационное консультирование — это процесс взаимодействия между консультантом и клиентом, в результате которого проводятся организационные изменения:
диагностика эффективности управления;
определение наиболее оптимального решения проблем по управлению организацией;
экспертная помощь клиенту в вопросах, связанных с персоналом;
освоение управленческих разработок клиентом.
Организационное консультирование применяется для анализа и усовершенствования организационной структуры, процессов и системы управления персоналом. В конечном итоге организационное консультирование обеспечивает трансформацию предприятий.
Консультирование организаций включает в себя следующие аспекты:
сопровождение руководителей;
определение уровня компетенции руководителей, менеджеров и персонала;
разработку, внедрение и оценку эффективности системы управления;
подбор, оценку, обучение, мотивацию персонала;
разработку основ корпоративной культуры.
Когда необходимо проводить организационное консультирование:
- если организация только создается и хочет определиться со своим местом на рынке
- если есть ощущение кризиса и тупика и нужны новые перспективы для дальнейшего развития
- если необходимо увеличить сработанность и инициативу персонала
- если компания стабильно развивается и задумывается уже не только об увеличении прибыли, а и о повышении лояльности сотрудников к компании, снижении текучести кадров, формировании корпоративной культуры
- если компания работает стабильно, заняла свое место на рынке, но нет дальнейшего развития и увеличения прибыли
Организационная культура – наличие у всех членов организации общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении этих целей, общих конечных результатов организации.
Организационные ценности – фундаментальные детерминанты индивидуального и коллективного выбора, определённого в конечном счёте перспективу развития данной организации. Каждая организация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, которые выступают ориентиром целенаправленного действия как индивидуального так и коллективного. Они являются характеристиками “человеческого измерения” различных объектов (в том числе организаций) и представляют собой концентрированное выражение потребностей и интересов.
Консультант по персоналу. Различают два вида кадровых консультантов:
Внутренний консультант - является штатным сотрудником организации, чаще всего работает в кадровой службе или в отделе развития организации, иногда в отделе корпоративной политики.
Внешний консультант - сотрудник консультационной компании (кадрового агентства), который занимается проблемами развития персонала в организации заказчика.
Основные задачи кадрового консультанта:
1. Индивидуальная, групповая диагностика организации.
2. Формирование групповых норм и организационной культуры.
3. Разработка программ развития персонала (учебные планы и программы, включая планирование карьеры).
4. Разработка программ стимулирования персонала.
5. Участие в разрешении трудовых споров и конфликтов.
Психодиагност в управлении персоналом. Должностные обязанности менеджера включают:
1. анализ информации, предъявленной к данной вакансии содержанием работы;
2. изучение требований работодателя к предоставляемой кандидатуре на вакансию;
3. подготовку к проведению собеседования; сбор и изучение предварительных данных о кандидате (анкета-резюме);
4. проведение собеседования с кандидатом;
5. анализ результатов собеседования и тестового обследования;
6. подготовительную работу с кандидатом перед его собеседованием у работодателя;
7. формирование базы данных потенциальной рабочей силы.
Поэтапный отбор претендентов на вакансию состоит из ряда процедур.
Первый этап включает планирование работы по подбору нового сотрудника на вакантную должность.