Развитие познавательной сферы младшего школьника.
Поступая в школу, ребенок имеет достаточно богатый багаж чувственной информации о мире. Он не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Боле того, младший школьник способен изменять имеющуюся информацию, изображая простейшие представления на бумаге, с помощью пластилина и т. д.
Для сенсорного развития ребенка важно, чтобы он умел устанавливать идентичность предметов тому или иному эталону. Сенсорные эталоны позволяют отражать многообразие чувственной информации о мире не беспорядочно, а упорядоченно. Так существуют цветовые, звуковые, форменные сенсорные эталоны, постигая которые ребенок совершенствует свои органы чувств.
На развитие восприятия большое влияние оказывает деятельность ребенка. Учебная, игровая деятельность, рисование, различные виды конструктивной деятельности создают благоприятные условия для формирования способности к тонкой дифференциации свойств предметов. Ребенок приходит в школу уже со сложившимися сложными видами зрительного анализа и синтеза, со способностью расчленять объекты на части. Однако если анализирующее восприятие первоначально развито в достаточной мере, то синтезирующее восприятие особо отчетливо проявляется несколько позже. Определяющую роль в этом играет учебная деятельность.
Благодаря восприятию ребенок в состоянии отражать абстрактные образы (буквы, цифры), объединять их в более сложное образование (слово, численное выражение). Особенно отчетливо эта способность наблюдается при обучении письму и чтению, когда первоначально ребенок связывает буквы в слова с большим затруднением, но постепенно, накапливая необходимый опыт, письменная речь и чтение «покоряются» ребенку.
При организации учебной деятельности важно помнить об основных этапах формирования перцептивных действий:
1. Перцептивные проблемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами.
2. Сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений перцептивных аппаратов.
3. Начинается процесс сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума.
4. Дети приобретают способность быстро и без внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними.
Важнейшей характеристикой психического развития младшего школьника является развитие произвольности его познавательный процессов. Это также существенно отражается на внимании ребенка. Произвольное внимание в этот период «поднимается» на новую ступень развития. Хотя нормальным является и то, что достаточно часто определенный вес имеет и непроизвольное внимание. Внимание младших школьников характеризуется небольшим объемом и устойчивостью. На начальном этапе обучения считается нормальным, если младшие школьники способны концентрироваться на нужном объекте в течение 10—20 минут. Считается, что к 10—11 годам объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека, а такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых (приводится по: Психология человека от рождения до смерти / [под ред. А. А. Реана]. СПб., 2005. С. 160—161).
Внимание, с одной стороны, влияет на организацию учебной деятельности младшего школьника, а с другой стороны, его развитие обусловлено этой деятельностью. Осуществляется это в результате управления различными учебными действиями младшего школьника. Если сначала ребенок следует указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, то постепенно у него формируется способность выполнять задания самостоятельно, ставить цель и в соответствии с ней управлять и контролировать свои действия.
Учителю важно помнить, что проблема привлечения внимания учащихся к учебному материалу непосредственно зависит от уровня мотивации учебной деятельности. Кроме того, следует учитывать и закономерности любой интеллектуальной деятельности (нельзя долгое время «быть внимательным»), и возрастные особенности.
В основе развития памяти младшего школьника, как впрочем и любого познавательного процесса, лежит учебная деятельность. Усвоение новых знаний предопределяет развитие у ребенка произвольной памяти. Младший школьник должен запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно (как это было в дошкольном возрасте), а то, что требует учебная деятельность. В учебной деятельности запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер, становятся гораздо более активными, начинается овладение осмысленным запоминанием и освоение способов заучивания и воспроизведения информации.
Для младшего школьного возраста характерно дальнейшее развитие механической памяти. Об этом свидетельствуют исследования А. А. Смирнова. Ученый установил, что в младшем школьном возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Однако это не всегда позитивно сказывается на учебной деятельности. В частности, многие из детей в процессе обучения механически заучивают учебные тексты без постижения смысла. Осмысленное запоминание учебного материала позволяет ученику его понять, осознать и запомнить.
В младшем школьном возрасте наблюдается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что выражается в его способности логически рассуждать. Но так как эти рассуждения основываются на конкретном материале и ребенок не может оперировать отвлеченными, абстрактными понятиями, данную стадию развития Ж. Пиаже назвал стадией конкретных операций.
Значительное влияние на все характеристики мышления оказывает процесс усвоения научных понятий, который составляет основу мыслительной деятельности ребенка. Однако усвоение научных понятий предполагает наличие у детей достаточного «багажа» житейских понятий — представлений о различных объектах и связях мира, спонтанно возникающих у ребенка. Владение научными понятиями является основой для развития осознанности и произвольности всех познавательных процессов.
С развитием мышления непосредственно связано развитие речи. В период младшего школьного возраста изучение речи для ребенка становится целенаправленной деятельностью. Особое значение для его общего познавательного развития имеет знакомство и освоение письменной речи, которая по сравнению с устной имеет свою специфику.
Развитие речи во многом отражается на таком важном познавательном процессе, как воображение. Воображение задействуется ребенком в различных видах деятельности. В учебной деятельности роль воображения обусловлена необходимостью произвольного представления задаваемой учителем учебной ситуации или задания. Для стимулирования и развития воображения детей учитель должен использовать различные реальные объекты: предметы, макеты, знаки, схемы, карты и т. д.
Развитие воображения происходит в свободной, определяемой самим ребенком деятельности — в игре, творчестве, во взаимодействии со сверстниками в свободное от учебы время. Рисуя, сочиняя сказки и рассказы, организуя концерты и спектакли, дети проявляют и развивают свои уникальные способности и творческое начало. В. С. Мухина отмечает: «Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства; последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств».