Раздел III. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Лекция 7. Социально-психологическая среда
Основные характеристики социальной среды. Понятия социума, социальной среды, социального контекста. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.
Общности, группы, коллективы, нации, организации, объединения, воображаемые целостности и пр. Различные психологические и социологические типологии групп. Общие представления о стадиях развития группы.
Социальные группы. Понятие социальной группы. Основные признаки социальной группы. Типологии групп.
Группа как субъект деятельности. Группа как психологический субъект. Группа как органическое целое; полемика с механистическими теориями социума.
Позиции, контрпозиции, статус. Теории ролей. Динамика и смена ролевого поведения.
Нормы, ценности, приоритеты группы, ее намерения. Групповая реализация. Конвенциональность ценности социального опыта.
Основные понятия:
Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.
Социально-психологический тренинг —теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучшение их общения и приспособление к условиям жизни.
Основная литература
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Дополнительная литература
- Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Лекция 8.Психология больших социальных групп
Особенности больших групп и массовидных социальных явлений. Проблемы социально-психологического исследования больших социальных групп. Типологический подход к большим общностям. Проблемы прогнозирования групповой динамики в массовых явлениях.
Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, профессиональные цехи, возрастные группы, общности по половому признаку и пр.
Классификация типов групп по типу управления: 1) группа общего согласия; 2) консенсус; 3) демократия; 4) олигархия; 5) диктатура. Понятия об охлократии и анархии.
Стихийные группы. Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Психология панических состояний. Самоопределение группы. Осознанность/неосознанность принадлежности к группе.
Концепции этнопсихологии, психологии наций. Понятие о национальном характере. Этноцентризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм. Глобализм.
Политическая психология. Общественное мнение: способы его количественного и качественного анализа; факторы, на него влияющие. Психология власти.
Социально-психологические особенности полов.
Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда Слухи.
Проблема психологического воздействия и руководства большими общностями. Суггестия, внушение, «заражение», убеждение.
Подражание, конформность. Чувство «анонимности» в больших группах. Защищенность, «мы» - чувство.
Проблема «промывания мозгов», дезинформации, манипуляции сознанием.
Основные понятия:
Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.
Национальное сознание — одна из форм группового сознания, система взглядов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее знание о них, отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.
Национальный характер —совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.
Общественная психология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов.
Обычий — воспринятая из прошлого форма поведения и отношений, которая воспроизводится в обществе (общественные обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и является привычной для его членов: различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. (по мнению Г.Тарда, обычай состоит в подражании своему и древнему в то время как мода — подражание «новому и чужому»).
Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
3. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
4. Введение в этническую психологию /Под ред. Ю.П.Платонова. - СПб, 1995.
5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
6. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
- Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Лекция 9. Социально-психологические параметры малых групп
Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы.
Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.
Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы.
Основные понятия:
Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.
Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.
Роль социальная - социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.
Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.
Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального лидера.
Стиль лидерства—характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.
Основная литература
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
- Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Дополнительная литература
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
Лекция 10.Структура власти в малой группе
Лидерство и руководство: единство и различие. Авторитет. Лидер, стратег, изгой, деятель, организатор и прочие внутригрупповые позиции. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Проблема лидерства в зарубежной социальной психологии. Школа К. Левина.
Психологический анализ феномена славы, известности, популярности, харизматичности. Отчуждение от группы. Невроз одиночества. Психологический климат.
Организационная психология. Психология управления. Психология власти. Управленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного, управления группой.
Основные понятия:
Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.
Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.
Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
Адаптация — приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям.
Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы.
Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.
Руководство - механизм групповой интеграции, объединяющий индивидов вокруг формального лидера.
Стиль лидерства—характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.
Основная литература
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. – 2002.
- Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Дополнительная литература
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М., 2001.
- Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
- Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
- Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
- Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.
Лекция 11. Проблема развития социальной группы.
Групповые процессы. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформность и нонконформизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Общение членов различных групп. Социально-психологический климат.
Межгрупповые отношения.Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Доминирование малой социальной группы. Интегративные межгрупповые феномены. Отношения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.
Развитие группы. Динамика развития малой группы. Стадии развития группы: знакомства (псевдосолидарности), агрессии (напряжения-фрустрации), устойчивой работоспособности (сотрудничества), распада (умирания).
Социально-психологические проблемы коллектива. Признаки коллектива. Классификация коллективообразования А.Н.Лутошкина. Стратометрическая теория коллектива А.В.Петровского. Основные пути формирования детского коллектива: традиции, совместная деятельность, перспективные и ближайшие цели.
Основные понятия:
Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.
Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.
Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.
Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.
Коллектив - высокоорганизованная просоциалышя группа людей, обладающая благоприятными для развития индивида интегральными психологическими характеристиками и параметрами.
Основная литература
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
- Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
- Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984.
- Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
- Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
- Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.
- Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
- Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. – 2002.
Дополнительная литература
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.