Раздел III. ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Лекция 7. Социально-психологическая среда

Основные характеристики социальной среды. Понятия социума, социальной среды, со­циального контекста. Общие особенности структуры и динамики социальной среды.

Общности, группы, коллективы, нации, организации, объединения, воображаемые целост­ности и пр. Различные психологические и социологические типологии групп. Общие представле­ния о стадиях развития группы.

Социальные группы. Понятие социальной группы. Основные признаки соци­альной группы. Типологии групп.

Группа как субъект деятельности. Группа как психологический субъект. Группа как органи­ческое целое; полемика с механистическими теориями социума.

Позиции, контрпозиции, статус. Теории ролей. Динамика и смена ролевого поведения.

Нормы, ценности, приоритеты группы, ее намерения. Групповая реализация. Конвенциональность ценности социального опыта.

Основные понятия:

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Социальное окружение — макро- и микросреда, с которой прямо или опо­средованно взаимодействует индивид.

Социально-психологический тренинг —теория и практика специального психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанная на улучше­ние их общения и приспособление к условиям жизни.

Основная литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  4. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  6. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
  7. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М., 2001.
  2. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
  3. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  4. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  5. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
  6. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
  7. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Лекция 8.Психология больших социальных групп

Особенности больших групп и массовидных социальных явлений. Проблемы социально-психологического исследования больших социальных групп. Типологический подход к большим общностям. Проблемы прогнозирования групповой динамики в массовых явлениях.

Структура больших групп. Классы, страты, слои, этносы, нации, профессиональные цехи, возрастные группы, общности по половому признаку и пр.

Классификация типов групп по типу управления: 1) группа общего согласия; 2) консенсус; 3) демократия; 4) олигархия; 5) диктатура. Понятия об охлократии и анархии.

Стихийные группы. Феномен толпы. Крупные неформальные объединения. Психология панических состояний. Самоопределение группы. Осознанность/неосознанность принадлежно­сти к группе.

Концепции этнопсихологии, психологии наций. Понятие о национальном характере. Этно­центризм. Национализм. Патриотизм. Космополитизм. Интернационализм. Глобализм.

Политическая психология. Общественное мнение: способы его количественного и качест­венного анализа; факторы, на него влияющие. Психология власти.

Социально-психологические особенности полов.

Роль средств массовой информации и коммуникации. Реклама. Мода. Пропаганда Слухи.

Проблема психологического воздействия и руководства большими общностями. Суггестия, внушение, «заражение», убеждение.

Подражание, конформность. Чувство «анонимности» в больших группах. Защищенность, «мы» - чувство.

Проблема «промывания мозгов», дезинформации, манипуляции сознанием.

Основные понятия:

Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осознание положения своей нации в системе общественных отношений, понимание националь­ных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-эт­ническими общностями, проявляющееся в идеях, чувствах, стремлениях.

Национальное сознание — одна из форм группового сознания, система взгля­дов, идей, представлений этнической группы, возникающих на основе взаимодействия с другими этническими группами и отражающих ее зна­ние о них, отношение к ним, а также состояние и формы самоосознания роли и места своей этнической группы.

Национальный характер —совокупность специфических психологических черт, ставших в большей или меньшей степени свойственными той или иной социально-этнической общности в конкретных историко-экономических, культурных и природных условиях ее развития.

Общественная психология — совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выраже­ние в целостном представлении об определенной взаимосвязи социаль­но-психологических феноменов.

Обычий — воспринятая из прошлого форма поведения и отношений, кото­рая воспроизводится в обществе (общественные обычаи) или социальной группе (групповые обычаи) и является привычной для его членов: раз­личные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. (по мне­нию Г.Тарда, обычай состоит в подражании своему и древнему в то вре­мя как мода — подражание «новому и чужому»).

Основная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.

3. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.

4. Введение в этническую психологию /Под ред. Ю.П.Платонова. - СПб, 1995.

5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.

6. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.

Дополнительная литература

  1. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
  2. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  3. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  5. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Лекция 9. Социально-психологические параметры малых групп

Композиция (состав) группы: численный, половой, возрастной состав. Основные количественные и качественные характеристики малой группы. Законы динамики малой группы. Стадии и уровни развития малой группы, срок жизни малой группы.

Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная и структура власти. Структура коммуникации: централизованные и децентрализованные коммуникативные сети.

Несовпадение понятий «позиция» и «роль». Осознание личной идентичности и принадлежности группе как необходимые компоненты зарождения малой группы.

Основные понятия:

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Роль социальная - социальная функция человека, имеющая во­площение на уровне общественного сознания в экспектациях, нор­мах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяю­щий индивидов вокруг формального лидера.

Стиль лидерства—характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Основная литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  4. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  5. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  6. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2002.
  8. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  2. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. - М., 2001.
  3. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
  4. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  5. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  6. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
  7. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.

Лекция 10.Структура власти в малой группе

Лидерство и руководство: единство и различие. Автори­тет. Лидер, стратег, изгой, деятель, организатор и прочие внутригрупповые позиции. Функции лидера. Теории лидерства. Стили лидерства. Проблема лидерства в зарубежной социальной психоло­гии. Школа К. Левина.

Психологический анализ феномена славы, известности, популярности, харизматичности. Отчуждение от группы. Невроз одиночества. Психологический климат.

Организационная психология. Психология управления. Психология власти. Управ­ленческие функции. Индивидуальные факторы эффективного, управления группой.

Основные понятия:

Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, харак­теризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.

Агрессивность (враждебность) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.

Адаптация — приспособление (физиологическое, психологическое, деятельностное, социально-поведенческое) к измененным внешним условиям.

Адаптация социально-психологическая — результат взаимодействия лич­ности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотноше­нию целей и ценностей личности и группы.

Руководитель - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе формальных отношений.

Руководство - механизм групповой интеграции, объединяю­щий индивидов вокруг формального лидера.

Стиль лидерства—характеристика отношений, складывающихся между лидером и ведомыми. Способы и средства, применяемые лидером для оказания нужного воздействия на зависящих от него людей.

Основная литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  4. Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984.
  5. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  7. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. – 2002.
  8. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная литература

  1. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  2. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М., 2001.
  3. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб., 2003.
  4. Крысько В. Г. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 2002.
  5. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
  7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  8. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/д: Феникс, 1998.
  9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Лекция 11. Проблема разви­тия социальной группы.

Групповые процессы. Феномен группового поля, давления, воздействия. Конформность и нонконфор­мизм. Коллективистское самоопределение. Понятие групповой сплоченности. Ценностно-ориентационное единство как показатель сплоченности. Сработанность. Групповая совместимость. Уровни совместимости. Групповая эффективность. Внутригрупповое общение. Общение членов различных групп. Социально-психологический климат.

Межгрупповые отношения.Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношени­ях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Доминирование малой социальной груп­пы. Интегративные межгрупповые феномены. Отно­шения между малыми группами и их влияние на внутригрупповые процессы.

Развитие группы. Динамика развития малой группы. Стадии развития группы: знакомства (псевдосолидарности), агрессии (напряжения-фрустрации), устойчивой работоспособности (сотрудничества), распада (умирания).

Социально-психологические проблемы коллектива. Признаки коллектива. Классификация коллективообразования А.Н.Лутошкина. Стратометрическая теория коллектива А.В.Петровского. Основные пути формирования детского коллектива: традиции, совместная деятельность, перспективные и ближайшие цели.

Основные понятия:

Группа социальная — относительно устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых общими ценностями и нормами.

Групповая динамика — область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности — социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Групповая поляризация — социально-психологический феномен, прояв ляющийся в том, что в некоторых случаях в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок людей внутри группы, еще сильнее обнажаются.

Коллектив - высокоорганизованная просоциалышя группа лю­дей, обладающая благоприятными для развития индивида инте­гральными психологическими характеристиками и параметрами.

Основная литература

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред.В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2003.
  4. Битянова Р. М. Социальная психология. - М., 2001.
  5. Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1984.
  6. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.
  7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 2000.
  8. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. - Киев, 1990.
  9. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988.
  10. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб: Речь, 2000.
  11. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2000.
  12. Социальная психология: Учеб. пособие для студентов вузов /Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия. – 2002.

Дополнительная литература

  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

Наши рекомендации