Глава 2. уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с хулиганством
Хулиганство — грубое нарушение общественного порядка, открытое выражение неуважения к устоявшимся нормам общества.
В теории уголовного права объектом преступления по ст. 213 УК РФ называется общественный порядок, общественный порядок и общественная безопасность. Общественный порядок как установленный порядок в обществе есть правопорядок и в этом именно контексте имеет самое распространенное толкование.
В узком смысле общественный порядок есть правовое и нравственное состояние общества, гарантирующее права, свободы, законные интересы неопределенного числа граждан в местах их общественного нахождения.
Принципиальная сторона в определении объекта хулиганства увязывается с пониманием общественного порядка в более узком смысле, как это имеет место в ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека или ст. 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание позиции ученых криминалистов, можно определить объект хулиганства как общественный порядок в его «осредненном», средневзвешенном виде, соответствующем принятым в обществе представлениям о нормальных стандартах человеческого поведения, исключающих причинение вреда или угрозу такого причинения общественным интересам, а, следовательно, правам, свободам, законным интересам неопределенного числа лиц в местах их общественного нахождения.
Однако утверждать это применительно к современной формулировке ст. 213 УК РФ не представляется возможным. Закон, исходя из диспозиции как простого, так и квалифицированного составов хулиганства, признает объектом общественную безопасность, а также конституционные права и свободы человека и гражданина. Такая позиция УК РФ и фактически, и юридически оставляет без уголовно-правовой охраны общественный порядок, в значительной степени определяющий качество жизни граждан. Нельзя отрицать наличие в уголовном законе нормативной несбалансированности между такими объектами, как личность, общественная безопасность, общественный порядок.
Объективные признаки противоправного характера выделяются в общей шкале признаков «недостойного поведения» личности в зависимости от степени неуважения к обществу, или, говоря другими словами, в зависимости от уровня социальной опасности деяния. Существуют два уровня межотраслевых: административно-правовой и уголовно-правовой. Каждый из которых в свою очередь дифференцируется на несколько видов: административно-правовой - на два, уголовно-правовой - на три уровня[9].
Административно-правовой - это недостойное поведение, охватывающее социально вредные проступки, нарушающие общественную мораль, принципы нравственного поведения, общепринятые правила человеческого общежития; недостойное поведение, нарушающее общественный порядок, носящее демонстративный характер и квалифицируемое как мелкое хулиганство.
Недостойное поведение, принимающее характер общественно опасного деяния, характеризующееся дерзостью или (и) цинизмом, и отражающее явное неуважение виновного к обществу, составляет первый, второй и третий уровни уголовно-правовой дифференциации.
Явное неуважение к обществу рассматривается не через призму исключительно мотивационной оценки поведения личности, а как характеристический признак объективной стороны хулиганства, находящий выражение в степени и качестве учиненной хулиганом деструкции общественного порядка.
Посягательства на личность, ее честь и достоинство, собственность и прочее, осуществленные в процессе общественно опасного хулиганства, выступают самостоятельными объектами и требуют соответствующей самостоятельной оценки наряду с хулиганством. Нарушение общественного порядка при хулиганстве выражается в посягательстве на правовые и нравственные установления, обеспечивающие взаимосвязь людей в общественных местах. Это спокойствие и нравственные чувства граждан, их жизнедеятельность в широком смысле этого слова, предполагающая достоинство человека, в процессе взаимодействия с обществом.
Необоснованность принятой законодателем в 2003 г. формулы ст. 213 УК РФ видится в том, что признак «применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия» предполагает охрану не общественного порядка, а общественной безопасности. Общественная безопасность, в том числе в части посягательств на неё с применением оружия, достаточно охраняется действующим УК РФ, и нет никакой нужды ее усиливать. В то же время, общественный порядок, при такой конструкции состава хулиганства, совсем лишен уголовно-правовой охраны. И это при том, что значительную часть своего времени граждане проводят в общественных местах.
Публичность является признаком, присущим хулиганству, поскольку криминогенная природа хулиганства в определяющей степени детерминируется психологическим портретом субъекта преступления, его социально-ценностными ориентациями. Хулиганские действия могут совершаться в местах, объективно предполагающих присутствие других людей. Применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия, трактуется в широком смысле, когда с ним связываются любые умышленные действия, повышающие характер и степень общественной опасности хулиганства. Представляется, что данный признак должен быть представлен в числе признаков, особо квалифицирующих хулиганство.
В доктрине уголовного права принято считать, что хулиганство принадлежит к тем составам преступлений, в которых мотив является одним из обязательных признаков его субъективной стороны. Однако ряд ученых (А.В. Глуздаков и др.) не согласны с наличием хулиганского мотива в преступлениях против личности в (ст.ст. 105, 111-112, 115, 167 УК РФ) и считают, что за этими побуждениями «укрываются» истинные мотивы. По их мнению, если мотив не выявлен, то это не означает, что он не существует и утверждают, что значительное число хулиганств, сопряженных с другими преступлениями (убийством, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества) «маскируется» формулой «хулиганские побуждения» и предлагают квалифицировать их по совокупности. Этимологические значения понятия «мотив» - побудительная причина, повод к какому-либо действию; побуждение - желание, намерение действовать, а мотив преступления - внутреннее побуждение лица, которые вызвали в нем готовность совершить преступление. Таким образом, именно мотивы отвечают на вопрос, чем руководствовалось лицо, совершая преступление, т.е. что послужило побудительной причиной его совершения.
Мотив совершения хулиганства наиболее часто определяют как чувство неуважения к обществу. Мотивом, то есть внутренним побуждением, которым лицо руководствуется при совершении хулиганских действий, является не только озорство, но и пренебрежительное отношение к окружающим, к иным охраняемым законом благам и интересам граждан, к хулиганским относятся и такие мотивы, как желание противопоставить себя общественному мнению, проявить бесчинство и т.п.
Однако при его формировании имеют или могут иметь значение и другие чувства. Например, при формировании хулиганских побуждений могут иметь значение злость, досада, тщеславие, самомнение, зависть, месть, негативизм, безнаказанность и др. Кроме чувств, могут иметь значение и определенные антиобщественные интересы личности (например, эгоистические), а также аморальные взгляды и убеждения. Мотивы хулиганства могут быть связаны также с личными неприязненными отношениями между потерпевшим и виновным, стремление последнего как-то досадить потерпевшему, оскорбить и унизить его либо причинить ему другой вред.
Представляется, что для хулиганских побуждений свойственны три основных характерных черты. Первая - внезапность их появления и скоротечность формирования. Вторая черта хулиганского мотива сводится к явной недостаточности повода или несоразмерности его с учиненным действием (поэтому о хулиганских действиях можно говорить как о неадекватном ответном действии виновного). Третья черта состоит в относительной легковесности мотивации хулиганских действий. Хулиган вполне осознает характер совершаемых действий и их общественную опасность, но представление о них не способствует развитию чувств, которые могли бы задержать волевые процессы[10].
Субъектом хулиганства является физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления по ч. 1 ст. 213 УК возраста уголовной ответственности 16 лет, а по ч. 2 ст. 213 УК — возраста 14 лет.
В настоящее время имеет место интенсивный процесс криминализации лиц, не достигших совершеннолетия, с доминирующим фактором присутствия групповой преступности, в т.ч. группового хулиганства; специфической характеристикой субъекта хулиганства является совершение хулиганских действий в состоянии алкогольного (преимущественно) опьянения. Характерны для хулиганства и «эмоциогенность» и ситуативность. Сущностная сторона хулиганства коренится как в содержании тех или иных его объективных проявлений, так и в самовыражении субъекта посредством хулиганства. Его «я» реализуется через внешнюю деструкцию, при том, что с субъективной стороны хулиганство в определяющей степени характеризуется сознательно-волевым фактором мотивации, находящим отражение в вине субъекта преступления.
Представляется, что лица, достигшие 14-летнего возраста, уже способны осознавать, что совершают хулиганские действия. Более того, как правило, хулиганство очень часто предшествует совершению тяжких и особо тяжких преступлений против личности. До изменений 8 декабря 2003 года часть 3 ст.213 УК РФ предусматривала в качестве субъекта преступления лицо, достигшее 14-летнего возраста, поэтому позиция законодателя в этом вопросе на сегодняшний день вряд ли представляется логичной, в связи с чем возрастной предел уголовной ответственности следует снизить до 14-летнего возраста, как это было до 2003 года.