В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции).
а) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.
б) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.
в) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.
г) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.
Ответьте на следующие вопросы:
- Что вы знаете о социальных ролях? Как они влияют на поведение людей? Можно ли сказать, что социальные роли облегчают коммуникацию ? Приведите примеры таких ролей и ролей, осложняющих взаимодействие. Охарактеризуйте понятие ролевого конфликта.
- Что Вы знаете о теории социального сравнения? Согласны ли Вы с ее постулатами? Какие явления могут быть объяснены с ее помощью?
- Что Вы знаете о теории социального магнетизма? Какими понятиями она пользуется? Какие явления можно объяснить с ее помощью?
- Что Вы знаете о теории социального обмена? Чем можно объяснить неугасающий интерес публики к телевизионным шоу, в которых люди рассказывают о себе, перекрывая нормы самораскрытия? Почему при непосредственном общении с человеком такая же ситуация воспринималась бы, как неудобная?
- Какова роль атрибуции в межгрупповом и межличностном взаимодействии? Какие параметры чаще всего оцениваются в процессе атрибуции? Можно ли сказать, что атрибуция «благодарное занятие»? Каковы фундаментальные ошибки атрибуции?
- Что Вы знаете о социальном влиянии? Какие явления иллюстрировал эксперимент Аша? Чем интересен эксперимент Милграма? Какое влияние на социальное поведение оказывают феномены конформизма, послушания, уступки, уступки и предубеждения?
- Что Вы знаете об агрессивном поведении? Чем оно вызывается? Какова роль средств массовой информации в формировании агрессивного поведения?
- Что вам известно о просоциальном поведении? Как можно объяснить, что в случае аварии больше вероятность получить помощь на безлюдной дороге, чем на оживленном шоссе?
- Охарактеризуйте малые группы. Какие групповые процессы в них происходят? В чем разница между руководством и лидерством?
- В чем отличие больших социальных групп? Какими они бывают, каковы основные типы взаимодействия в них? В чем отличие толпы, массы и аудитории?
Подберите относительно каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.
а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?
б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.
в) Двое молодых людей любят одну и ту же девушку. Но оба понимают, что «третий – лишний».
г) Бездетные супруги, прожив довольно много лет вместе, решили развестись. Однако не могут решить, кому должны остаться однокомнатная квартира, машина, мебель и другие совместно приобретенные материальные ценности.
д) Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.