Раздел 2. Управление безопасностью жизнедеятельности (БЖД)
В результате изучения раздела студенты должны:
иметь представление:
- об основных законодательных и нормативных актах РФ в области БЖ;
знать:
- отражение требований законодательных и нормативных актов в области БЖ в должностных инструкциях специалистов различных категорий;
уметь:
- пользоваться документацией по БЖ, применяемой на предприятиях;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности при работе со средствами измерений в сфере профессиональной деятельности.
Тема 2.1. Социально-экономические факторы обеспечения БЖ.
Экономический и социальный ущерб от последствий воздействия опасных и вредных факторов техносферы на жизнедеятельность человека.
Виды затрат на обеспечение БЖ на производстве и в бытовой среде.
Социальная и экономическая эффективность обеспечения БЖ.
Методические указания
Изучая тему, студент должен хорошо представлять, что все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных (наводнения, оползни, природные пожары, землетрясения и т. д.), биологических (эпидемии, эпизоотии), техногенных (пожары, взрывы, обрушения зданий, выбросы радиоактивных веществ, аварии на системах жизнеобеспечения), экологических (аномальные загрязнения атмосферы, засоление почв, опустынивание земель), антропогенных (вследствие ошибочных действий людей) и других опасностей. Они вызывают тяжелые экономические последствия (нарушения в сферах промышленного производства, строительства, транспорта, жилищно-коммунальной сфере, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве), которые требуют не только умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер защиты от их неблагоприятного воздействия на безопасность жизнедеятельности человека, но и произведения определенных материальных затрат на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Тема 2.2. Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения БЖ.
Отражение проблем БЖ в Конституции РФ, Основах законодательства об охране труда, кодексе законов о труде. Общегосударственные и ведомственные правила и нормы по технике безопасности, охране труда и противопожарной защите в производственной и бытовой среде.
Организационные мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной и бытовой среде.
Методические указания
Изучая эту тему, студент должен обратить особое внимание на вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Трудовое законодательство регламентирует основные и общие нормы ведения трудовых процессов. Необходимо знать, что нормативно-техническая документация подразделяется на единую, межотраслевую, предприятия, организации.
Необходимо представлять задачи и назначение санитарных норм и правил, инструкций по технике безопасности, систем стандартов безопасности труда (ССБТ).
Надо изучить и знать закон по охране окружающей среды, а также законодательные акты по чрезвычайным ситуациям.
Особое внимание следует обратить на контроль за выполнением законов, норм и правил, на ответственность за соблюдение нормативных требований по безопасности труда и по воздействию на окружающую среду.
Тема 2.3. Ответственность должностных лиц за соблюдение норм и
правил БЖ.
Распределение обязанностей административного и технического персонала предприятий (организаций и учреждений) по обеспечению БЖ.
Типовые положения и инструкции должностных лиц различных категорий по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности и гражданской обороне. Ответственность за нарушение правил и норм БЖ.
Методические указания
Студент должен знать основные обязанности администрации по охране труда, указанные в отраслевых правилах охраны труда. Контролирует проведение мероприятий по созданию безопасных условий труда руководитель предприятия, отдел безопасности или инженер по технике безопасности, который подчинен главному инженеру предприятия.
Необходимо знать задачи управления охраной труда, уметь осуществлять планировании мероприятий по охране труда и контроль условий труда.
Надо четко уяснить ответственность за нарушение правил и норм БЖ и какие инструктажи проводятся на предприятиях (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой), какая должна осуществляться профессиональная подготовка и обучение персонала правил безопасности.
Практическое занятие
Проведение инструктажа по технике безопасности.
Раздел 3. Обеспечение БЖ в опасных и чрезвычайных
ситуациях (ЧС)
В результате изучения раздела студенты должны:
иметь представление:
- об основных целях, задачах и принципах организации Единой государственной системы предупреждения и действий в ЧС;
- об организации работ по ликвидации последствий ЧС;
- о мероприятиях гражданских властей при возникновении ЧС;
знать:
- причины возникновения ЧС мирного времени;
- особенности протекания техногенных аварий на производствах, связанных с профессиональной деятельностью выпускников;
- методы и средства повышения устойчивости функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС;
- принципы организации и функционирования гражданской обороны в регионах Российской Федерации и на предприятиях;
уметь:
- разрабатывать планы ликвидации последствий аварий;
- действовать в составе подразделений гражданской обороны при эвакуации в случае возникновения ЧС, оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ожогах и ранениях.
Тема 3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Основные цели, задачи и принципы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидаций ЧС (РСЧС). Силы и средства ликвидации ЧС.
Методические указания
Необходимо уяснить Российскую систему предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначение, структуру и задачи, роль и место гражданской обороны (ГО) по защите населения в чрезвычайных ситуациях.
В целях зашиты населения, природной среды осуществляется комплекс мероприятий: создание благоприятных условий жизнедеятельности, комфортных условий труда, защита природных сред и рациональное природопользование, защита населения и территорий от ЧС, оповещение и информирование населения об опасности по местному телевидению и по местному радио, приведение в готовность средств защиты, проверка готовности систем и средств управления, подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики, проведение санитарных и противоэпидемических мероприятий, подготовка к эвакуации, а при необходимости проведение эвакуации из районов и участков, которым угрожает опасность.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают сигналы оповещения гражданской обороны "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Тема 3.2. Функционирование технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС.
Классификация и причины возникновения ЧС мирного времени. Протекание ЧС на производствах с применением ядовитых веществ, при производстве продовольственных товаров, на транспорте, на электростанциях при транспортировании, хранении и эксплуатации различной продукции (в том числе средств измерений) и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
ЧС военного времени и их последствия для человека, производственной и бытовой среды.
Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой
среды при возникновении ЧС. Характеристика очагов поражения. Структура и размеры зон действия опасных и вредных факторов.
Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов в условиях ЧС. Требования к устойчивости функционирования технических систем в машиностроении, энергетике, химическом производстве, пищевой промышленности, производстве потребительских товаров, на транспорте, в бытовой среде и др.
Методы и средства повышения устойчивости функционирования бытовых и технических объектов. Прогнозирование ЧС, их последствий и профилактика их возникновения. Системы непрерывного контроля. Меры по защите персонала. Обеспечение аварийной надёжности на этапахпроектирования и строительства. Резервирование бытовых и технических объектов. Повышение устойчивости технических и бытовых систем и их управления. Аварийный режим работы технических и бытовых систем.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться, в чем особенности аксиомы о потенциальной опасности производственных процессов и технических систем. Уяснить, что такое требования безопасности технических средств и технологических процессов, риск (вероятность реализации опасности в зоне пребывания человека), допустимый риск, суть которого в стремлении к такой малой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени, и методы его определения (технические, организационные, административные, экономические).
Всякое место в системном исследовании опасных и вредных факторов на технике принадлежит формализации и моделированию условий их проявления и воздействия.
Необходимо уяснить, что прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения технических систем и определяются естественными процессами и воздействия на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос "Что будет, если…?"
Необходимо детально изучить экологический паспорт промышленного предприятия, уяснить, что экологическая экспертиза техники, технологий, материалов – это рассмотрение документации (или образцов) новой продукции. Целью экологической экспертизы является предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее производства, эксплуатации, использования, переработки или уничтожения.
Будущему технику необходимо знать, как проводится освидетельствование и испытание компрессоров, грузоподъемных машин, какие установки подлежат регистрации в органах Госпромтехнадзора, правила их регистрации, знать периодичность технических освидетельствований, виду и сроки испытаний.
Тема З.З.Система гражданской обороны на предприятиях
(в организациях).
Организация гражданской обороны (ГО) в регионах РФ и на
предприятиях. Порядок создания, обучения и оснащения формирований
ГО. Действия формирований ГО при возникновении ЧС и ликвидации их
последствий. ГО на экологически- и аварийноопасных объектах.
Методические указания
Гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий, имеющих целью не допустить неблагоприятного воздействия последствий чрезвычайных ситуаций или максимально ослабить степень их воздействия, порядок оповещения и информирование населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий.
На предприятиях создаются добровольные формирования: противопожарные звенья, звено охраны общественного порядка, звено проведения АСДНР, обслуживания укрытий и убежищ, связи и т.д.
Для оповещения населения об угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий применяют сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, которые передают следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Внимание всем", "Воздушная тревога" - предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города.
"Радиационная опасность". Передается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса. "Химическая тревога". Передается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения.
Студентам необходимо подробно ознакомиться с назначением и видами защитных сооружений (убежища, противорадиационные укрытия (ПРУ), простейшие укрытия), с их устройством и оборудованием, с подвальными приспособлениями и другими заглубленными помещениями по ПРУ для зашиты населения. Надо изучить порядок заполнения защитных сооружений, правила размещения и поведения в них.
Тема 3.4. Обеспечение БЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени.
Мероприятия гражданских властей при возникновении ЧС. Оповещение о ЧС. Оценка обстановки и определение границ и площадей зон поражения. Оказание первой помощи пострадавшим. Эвакуация из районов, подвергшихся разрушениям и действию вредных и опасных факторов. Санитарная обработка. Организация снабжения продовольствием. Обеспечение функционирования систем водо-, газо- и теплоснабжения, транспорта, связи и др. Обеспечение деятельности бытовых и технических объектов. Меры поддержания правопорядка.
Разработка планов и организация восстановительных работ. Участие специалистов со средним профессиональным образованием по обеспечению безопасности жизнедеятельности, организации и проведению работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий.
Методические указания
В этой теме студент должен разобраться в классификации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного происхождения и военного времени (стихийные бедствия, промышленные аварии и катастрофы на транспорте, применение в случае войны различных видов оружия), причинах аварий и катастроф на промышленных объектах (вследствие воздействия внешних, природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения технологических процессов производства, правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов, нарушение правил техники безопасности).
Следует рассмотреть чрезвычайные ситуации естественного происхождения - стихийные бедствия и способах защиты от них, разобраться в методах защиты атмосферного воздуха от токсичных примесей, методах защиты гидросферы, недр и почвенного покрова. При изучении темы необходимо представлять, какое значение имеет охрана природы на современном этапе. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов - одна из важнейших экономических и социальных задач государства. Необходимость охраны природы закреплена в Конституции РФ.
Изучить средства индивидуальной и коллективной защиты от опасных и вредных факторов. СИЗ:
- изолирующие костюмы;
- средства защиты органов дыхания;
- специальная одежда;
- специальная обувь;
- средства защиты головы;
- средства защиты, лица;
- средства защиты глаз;
- средства защиты органов слуха.
Необходимо уяснить, что к техногенным катастрофам и авариям относятся аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на транспорте в результате которых образовались пожары, разрушения.
Разобраться в особенностях радиоактивного заражения местности, воздуха и воды при авариях на РОО и основных способах защиты.
Следует уточнить, что из себя представляет ядерное оружие, как наиболее мощное оружие среди современных средств поражения, которое способно наносить большие потери живой силе и боевой технике, разрушать различные сооружения и железные дороги на обширных территориях.
К поражающим факторам ядерного оружия относятся:
- ударная волна - основной поражавший фактор. Она представляет собой область сильно сжатого воздуха, движущегося со сверхзвуковой скоростью;
- световое излучение. Источником светового излучения является светящаяся область ядерного взрыва, состоящая из раскаленных газообразных продуктов взрыва;
- проникающая радиация. Свойственна только ядерному
оружию и представляет собой поток гамма-лучей и нейтронов,
образующихся в результате мгновенного ядерного взрыва заря-
да; .
- радиоактивное заражение местности распространяется вдоль движения радиоактивного облака (по ветру).
Необходимо изучить, что из себя представляет химическое оружие. Основа его - это отравлявшие вещества (0В), представляющие собой ядовитые (токсичные) соединения, применяемые для снаряжения химических боеприпасов.
Отравляющие вещества классифицируются:
- нервнопаралитического действия - группа летальных 0В;
- отравляющие вещества общеядовитого действия - группа быстродействующих летучих 0В;
- отравляющие вещества удушающего действия;
- отравляющие вещества кожно-нарывного действия;
- отравляющие вещества психогенного действия;
- сильнодействующие ядовитые вещества.
К зонам химического заражения 0В относятся территории, подвергнутые непосредственному воздействию химического оружия, и территории, над которыми распространилось облако, зараженное отравляющими веществами с поражающими концентрациями.
Необходимо детально изучить воздействие бактериологического (биологического) оружия. К нему относятся:
- чума, острое инфекционное заболевание людей и животных;
- холера, острое инфекционное заболевание;
- сибирская язва, острое инфекционное заболевание;
- ботулизм, тяжелое заболевание, которое вызывается ботулиническим токсином;
- туляремия.
Необходимо разобраться в современных обычных средствах поражения: осколочные, шариковые, фугасные, вакуумные, огнеопасные боеприпасы.
В этой теме необходимо рассмотреть основы организации спасательных и других неотложных работ:
- устройство проездов и проходов для тушения пожаров;
- спасение людей из разрушенных и заваленных объектов;
Следует изучить, какие работы проводятся по ликвидации чрезвычайных ситуаций: при землетрясениях, наводнениях, селевых потоках и оползнях, лавинах, заносах и обледенениях, бурях, ураганах, крупных авариях и катастрофах.
Практические занятия
Оповещение о ЧС. Эвакуация персонала и населения из зоны ЧС.
Использование инженерных сооружений для защиты персонала предприятий и населения от ЧС.
Получение и применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Функционирование пунктов первой медицинской помощи.
Тема 3.5. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Здоровье человека и здоровый образ жизни. Составляющие здорового образа жизни. Питание, двигательная активность и закаливание организма. Режимы труда и отдыха, правила личной гигиены.
Факторы, формирующие и разрушающие здоровье. Профилактика злоупотребления вредными и опасными психоактивными веществами.
Ситуации, при которых необходима первая медицинская помощь. Виды ран и травм. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.
Методические указания
В этой теме студент должен уяснить, как оказать первую медицинскую помощь себе и пострадавшему при ранениях, при кровотечениях, переломах костей, электротравмах, утоплении, повреждении головы и позвоночника, повреждении грудной клетки.
Ознакомиться с основами ЗОЖ, составляющими ЗОЖ, факторами разрушающими здоровье. Простейшими способами реанимации: искусственное дыхания, массаж сердца…
Практические занятия
Первая медицинская помощь при травмах, ожогах, ранениях. Транспортирование пострадавших в укрытие.