Тема 2. Познавательные процессы личности
Тема 2.1. Ощущение.
Ощущение - это процесс отражения отдельных качеств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора. Каждый анализатор имеет свой набор рецепторов. В зависимости от характера раздражителя, воздействующего на данный анализатор, различают отдельные виды ощущения.
Классификация ощущений:
I. По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
a) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;
b) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.
II. По расположению рецептора:
a) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.
b) Проприорецептивные (кинестетические).
c) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, т.е. находящихся на поверхности тела.
Общие свойства ощущений:
Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.
Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
Пространственная локализация. Пространственный анализ, осуществляемый дистальными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую локально воздействует раздражитель (вкусовые), иногда они бывают более разлитыми (болевые).
Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.
Нижний абсолютный порог – это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.
Верхний абсолютный порог – это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.
Разностный порог – наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.
Различают 2 основные формы изменения чувствительности:
Адаптация – чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.
Сенсибилизация – повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма (чувствительность меняется только в сторону повышения).
Задания для самостоятельной работы по теме: «Познавательные процессы личности».
Задание 1.Что означает выражение «познавательные психические процессы»? На конкретном примере покажите, как связаны ощущения с другими познавательными психическими процессами.
Задание 2.Определите, о каких закономерностях ощущений идет речь в примере: когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. Почему?
Задание 3.Оцените себя с помощью методики "Ведущий орган чувств" (Кулешова Л. Н.). Результаты и размышления запишите в тетрадь. Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Тема 2.2. Восприятие.
Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.
Свойства восприятия:
1. Предметность – свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
2. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений, т.е. мы воспринимаем обобщенную структуру.
3. Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
4. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ.
5. Константность – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.
6. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий: 1) поиск объекта; 2) выделение наиболее характерных его признаков; 3) опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 4.Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений? Зависит ли наше восприятие окружающего от нашей культуры и опыта?
Задание 5.Определите, о каких свойствах восприятия идет речь в примере:
Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом.
Задание 6.* Выполните тест на восприятие Г. Мюнстерберга. Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Тема 2.3. Внимание.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Виды внимания:
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.
Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Свойства внимания:
1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.
2. Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.
3. Устойчивость-способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.
4. Объем - показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3).
5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
6. Распределение внимания-сосредоточенность внимания на нескольких объектах одновременно.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 7.Используя литературу, опишите основные функции внимания.
Задание 8.Объясните, почему привлекается внимание в подобной ситуации: звуки сирены пожарной машины привлекают внимание прохожих.
Задание 9.*Оцените Вашу избирательность внимания (Тест Г. Мюнстерберга). Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 10.Оцените объем и концентрацию внимания (Методика «Корректурная проба»). Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Тема 2.4. Память.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Виды памяти:
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
3. Эмоциональная- эмоции, сопровождающие восприятие объекта или явления.
4. Образная- различные образы восприятия.
5. Словесно-логическая- умственные образы в форме категорий, суждений, мировоззрения.
6. Двигательная -схемы различных движений
Формы памяти:
1. Кратковременная память.Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2.
2. Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.
3. Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
4. Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня.
Процессы памяти: запоминание, хранение и забывание, воспроизведение. Формы воспроизведения:узнавание; припоминание (поиск информации в долговременной памяти); воспоминание (воспроизведение лично пережитых образов).
Задания для самостоятельной работы:
Задание 11.Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.
Задание 12.Определите, какие особенности или закономерности памяти детей взяты за основу при разработке следующей психолого-педагогической рекомендации: «Для того чтобы этот ученик лучше запоминал написание словарных слов, учитель должен чаще давать их ему под запись».
Задание 13.* Заполните тест «Объем кратковременной памяти». Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 14.Заполните тест «Исследование преобладающего типа запоминания». Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 15.Изучите самостоятельно тему: «Теории памяти». На основе полученных теоретических знаний дайте характеристику одной из теорий по следующему плану: 1.Автор 2.Тип теории 3.Основная идея
Тема 2.5. Мышление.
Мышление– это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Виды мышления:
1. Наглядно-действенное мышлениеопирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
2. Наглядно-образное мышлениехарактеризуется опорой на представления и образы.
3. Словесно-логическое мышление– вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Теоретическое и практическоемышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое)мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическоемышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека.
Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего)мышления, основанного на степени новизны получаемого результата мыслительной деятельности.
Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:
1. Осознание проблемной ситуации. 2. Постановка задачи. 3. Ограничение зоны поиска. | 4. Построение гипотезы. 5. Проверка гипотезы. 6. Оценка действий и результатов. |
Основные мыслительные операции:
• анализ– мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики;
• синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;
• сравнение– мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
• обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;
• абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Основные формы логического мышления:
§ Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
§ Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.
§ Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключений:
§ Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
§ Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
§ Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
Качества мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 16.Распределите виды мышления с точки зрения развития их в зависимости от возраста.
Задание 17.Какие виды мышления проявляются в приведенной ниже ситуации: «Составление архитектором будущего плана постройки»?
Задание 18.Заполните тест «Художник или мыслитель». Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 19.* Заполните вербальный (лингвистический) тест (Г. Айзенк). Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 20.Опираясь на литературу или статьи из сайтов Internet предложите ряд рекомендаций (правил), которые помогут активизировать Ваше творческое мышление.
Тема 2.6. Воображение.
Воображение– это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Виды воображения:
Активное воображениевсегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.
Воссоздающее воображение – конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д., оно основано на прежнем опыте.
Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.
Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания (фантазии, грезы, мечты, сновидения, галлюцинации).
Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи.
Процесс воображения не является чисто произвольным, он имеет свои механизмы. Для создания образов фантазии человек пользуется достаточно ограниченным количеством приемов.
1. Комбинирование - сочетание данных в опыте элементов в новых комбинациях (обычно это не случайный набор, а подбор определенных черт). Этот способ очень распространен и применяется в науке, техническом изобретательстве, искусстве, художественном творчестве. Частным случаем комбинирования является агглютинация - «склеивание» различных деталей, свойств, не соединимых в реальной жизни. Примерами агглютинации могут служить сказочные и фантастические образы - избушки на курьих ножках, ковра-самолета, русалки, кентавра, человека-амфибии и т. п.
2. Гиперболизация - преувеличение предмета; изменение количества частей предмета и их смещение - драконы, многорукие богини, Змей Горыныч и др.
3. Акцентирование - выделение, подчеркивание каких-либо черт и сторон предмета или явления. Активно используется писателями-сатириками, художниками при создании дружеских шаржей, выразительных образов.
4. Типизация - специфическое обобщение, для которого характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация широко используется в искусстве, художественной литературе. К примеру, образ «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтов создавал, объединив типичные черты современников, образ Наташи Ростовой, по воспоминаниям Л.Н. Толстого, включает типичные черты его собственного идеала женщины.
Помимо указанных приемов воображение пользуется и другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т. д.); символами, в которых происходит слияние образа и значения.
Задания для самостоятельной работы:
Задание 21.Какой прием воображения используется в следующих сферах деятельности: в инженерном деле, в литературе, в изобразительной деятельности.
Задание 22.Какой вид воображения преобладает в Вашей деятельности? По каким признакам это можно установить?
Задание 23.* Выполните Тест «Особенности творческого воображения». Результаты и размышления запишите в тетрадь.
Задание 24.Прокомментируйте следующий пример с позиций психологии воображения.
Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка - это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его, оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество...»
Задание 25.* Оцените свою работу по второй теме Практикума, ответив на следующие вопросы:
1. Какой теоретический материал для Вас полезен (в жизни, учебе, профессиональной деятельности)?
2. В какой мере, на Ваш взгляд, освоен теоретический материал?
Выводы по Теме 2
На основании проведенных тестов (по теме 2) составьте себе рекомендации по улучшению одного из познавательных процессов.