Русская музыкальная культура начала XIX века. Русский городской романс
Под городским (бытовым) романсом здесь подразумевается русская вокальная лирика, рассчитанная не только на профессиональное исполнение, но и на певцов-любителей. Исполняемая под аккомпанемент фортепиано или гитары, она прочно входила в городской быт. Авторство многих романсов не было известно, романсы существовали анонимно, авторство устанавливалось лишь позднее.
Слово «романс» как название музыкального жанра в России стали употреблять в начале XIX века. Предшественниками русского романса были лирические по содержанию «российские песни».
Первыми русскими романсами можно назвать сочинения Ф.Дубянского, О. Козловского, Д. Кашина, А. Жилина, И. Рупина.
Основные черты русского бытового романса:
· открытая эмоциональность, задушевность;
· мелодика русского бытового романса очень вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков;
· включение декламационных оборотов как средства драматизации;
· преобладание гармонического минора, отклонения в родственные тональности, повышение IV ступени;
· обращение к ритмам, распространенных в быту танцев, – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски;
· «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);
· преобладание куплетной, строфической формы.
Важнейшую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленнаяпроизведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, Пушкина, позднее – Лермонтова, Тютчева.
Под влиянием поэзии сформировалось несколько популярных разновидностей бытовой камерно-вокальной музыки:
элегия – романс лирико-философского содержания, связанного с темами глубокого раздумья, воспоминаний о прошлом, одиночества, неразделённой любви;
баллада – романс в свободной форме монолога-рассказа о драматических, таинственных событиях. Нередко в основе баллады лежит народное предание, включаются фантастические элементы. Музыкальная речь отличается взволнованностью и выразительностью. Важную роль играет фортепианная партия. Создателем русской вокальной баллады считается А.Н. Верстовский («Черная шаль» на слова Пушкина, «Три песни скальда» и «Бедный певец» на слова Жуковского);
застольные песни. Они были распространены в основном в офицерской среде. В их жизнерадостной музыке нередко слышна четкая маршеобразная поступь, указывающая на связь с походными и боевыми песнями;
«русская песня» – песня-романс, ориентированная на фольклорную традицию;
романсы национально-жанрового плана, часто именуемые «восточными» (испанские серенады, кавказские песни, цыганские романсы, итальянские баркаролы).
Особенно глубокое воздействие на русскую вокальную музыку оказала поэзия А.С. Пушкина. Его стихи возвысили русский романс до уровня подлинно классического искусства. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых мастеров русского романса.
Александр Александрович Алябьев (1787-1851)
Среди старших современников Глинки Алябьев выделялся редкой одаренностью. Алябьев работал в самых разнообразных жанрах: музыка для драматического театра, оперы, симфонические и камерные инструментальные сочинения. И все же в истории отечественной культуры имя Алябьева связано, в первую очередь, с жанром романса. Самая известная его песня – «Соловей» (текст А.А. Дельвига, сочинена ок.1825 года) –классический образец жанра «русской песни». В простой лирической мелодии, изливающейся с вершины, привлекают широта, пластичность, близкая русской протяжной песне. Мелодия отличается ладотональной переменностью: d–F и C–a. При этом одни и те же мелодические обороты приобретают различную ладогармоническую окраску.
Вокальное творчество Алябьева существенно изменило весь облик ранней романсовой лирики и внесло в нее новые черты. Опираясь на достижения русской литературы, композитор расширил содержание романса, выйдя за рамки традиционных любовно-лирических тем. В своем творчестве композитор раскрывает темы одиночества, тоски, разлуки, изгнания.
С романсами Алябьева в русскую вокальную лирику вошли темы гражданского звучания, идеи патриотизма, свободолюбия. В них открыто зазвучала тема социального неравенства, получившая свое дальнейшее развитие в творчестве Даргомыжского и Мусоргского («Вечерний звон», «Нищая», «Деревенский сторож»).
Александр Егорович Варламов (1801 – 1848)был родом из семьи мелкого чиновника, отсюда его близость городской народной среде, любовь к городским народно-песенным интонациям. Ведущим жанром его вокального творчества стала «русская песня». Варламов создал около 200 романсов. Сближая жанр романса с народной песней, он сделал его доступным для самых широких кругов слушателей. В числе его любимых поэтов – М. Лермонтов, А. Фет, А. Плещеев. Но чаще всего он обращался к стихотворениям поэтов-песенников – А.В. Кольцова и Н.Г. Цыганова. Именно на стихи Цыганова написан знаменитый варламовский «Красный сарафан». Романс строится как диалог простой русской девушки с матерью. Композитор нашел простые, но очень точные средства музыкальной выразительности. В куплетах, поющихся от лица дочери, он использует мажорный лад, а в ответах умудренной опытом матери – минорный.
Особую группу составляют «вальсовые» песни Варламова, связанные обычно с элегической темой воспоминания, мечтательной грусти («На заре ты её не буди» на стихи А. Фета). Танцевальными ритмами пронизаны и многие другие романсы Варламова(таков, например, энергичный ритм болеро в романсе «Парус» на стихи М. Лермонтова).
Варламов оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие русской песенной кантилены, а также на рождение интонаций, правдиво передающих психологическое состояние человека.
Народно-бытовая линия русского романса, ярко представленная в творчестве Варламова, нашла свое продолжение в вокальной лирике его близкого современника и друга – Александра Львовича Гурилёва (1803 - 1858).«Русская песня» была излюбленным жанром Гурилева, что объясняется уже его происхождением: он родился в семье крепостного музыканта, вольную получил только в 1831 году (в 28 лет). В традиционный жанр «русской песни» композитор часто привносит вальсовый ритм («Колокольчик», «Не шуми ты, рожь, спелым колосом», «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка»). Многие песни композитора стали народными; их распевали под аккомпанемент гитары или фортепиано в городском быту, они проникали также в крестьянскую среду, в репертуар профессиональных цыганских хоров.
В содержании романсов Гурилева преобладают темы неразделенной любви, сожалений о невозвратимой утрате, загубленной молодости, мечты о счастье («Колокольчик», «Вьётся ласточка», «Не шуми ты, рожь»). Глубоко волновала композитора тема женской доли («Матушка-голубушка», «Грусть девушки», «Отгадай, моя родная», «Сарафанчик»).
Как и Варламов, Гурилев собирал и обрабатывал подлинные народные напевы. Ценным вкладом в русскую музыкальную фольклористику был составленный им сборник «47 русских народных песен».
Отличительный признак романсов и песен Гурилева – мастерская разработка фортепианной партии. Современникам он был известен не только как композитор, но и как одаренный пианист-виртуоз.